Папки-передвижки

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет

Наталья Панюта
Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет

Принята на педсовете Утверждаю ___

Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева

Программа

Дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы»

для детей 6-7 лет

Разработала Панюта Н. В.

Воспитатель компенсирующей группы

Г. Вяземский

2016

Содержание

1. Пояснительная записка. …. 3

2. Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет ….7

Содержание изучаемого курса…. 8

4. Методическое обеспечение …8

5. Список литературы …8

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по краеведению „Юные краеведы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Пояснительная записка

Дополнительная рабочая программа «Юные краеведы» по краеведению для детей 6-7 лет разработана на основе «Плана-программы по краеведению в дошкольном образовательном учреждении» Н. Н. Ахметовой. Методические разработки по ознакомлению с родным краем. Пермь 1997 год.

Направленностью программы является гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через краеведение.

Новизна программы заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей Родины.

Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему родному городу, краю, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, города в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Вяземским, Хабаровским краем.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.

Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы :

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Способствовать социализации воспитанников.

•Обогатить знания дошкольников о городе Вяземском, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.

Развивающие:

Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду вяземцев, создающих красивый город.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

План-программа кружка «Юные краеведы» рассчитана на возрастную категорию детей 6-7 лет, срок реализации программы – 1 учебный год, (с сентября по апрель).

Форма занятий фронтальная, проводится один раз в две недели во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН длительность занятия с детьми 6-7 лет составляет 25 минут.

Основные организационные формы:

непосредственно-образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки по городу;

• экскурсии с различной тематикой о городе;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;

работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

Ожидаемые результаты.

Знать:

• свою родословную, о профессиях своих родителей.

• правила поведения в природе;

• о культуре своего края.

• некоторые сведения из истории своего города, края;

• о достопримечательностях своего города, края;

• о традиционных праздниках русского народа;

• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны; оказывать им помощь.

Уметь:

• называть некоторые растения и животных Хабаровского края, занесенных в Красную книгу;

• уметь рассказывать о назначении объектов города, о достопримечательностях края;

• уметь ориентироваться по карте.

Понимать:

• что надо выполнять правила экологически- грамотного поведения в быту, в природе;

• что необходимо личное участие каждого в общем деле охраны природы;

• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Город Вяземский - часть Хабаровского края, Хабаровский край - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой;

• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа.

• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в городе в целом и беречь

зеленые насаждения.

Формы подведения итогов:

— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)

— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)

— анкетирование родителей.

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик

Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет

Сентябрь:

Тема: «Вяземский - город, в котором мы живем».

Тема: «Переселенцы».

Октябрь:

Тема: «Герб и флаг города».

Тема: «Достопримечательности и интересные места нашего города».

Ноябрь:

Тема: «Хабаровский край»

Тема: «Россия – Родина малая, Родина большая»

Декабрь:

Тема: «Традиции»

Тема: «Праздники»

Январь:

Тема: «Народности»

Тема: «Растительный мир»

Февраль:

Тема: «Животные Хабаровского края»

Тема: «Птицы нашего края»

Март:

Тема: «Художники, писатели»

Тема: «Предприятия и организации нашего города»

Апрель:

Тема: «Образовательные учреждения»

Тема: «Улицы нашего города»

Содержание программы

В течение обучения дети получают и расширяют знания в необходимом объёме о родном крае, городе, коренных жителях края, их традициях

Методическое обеспечение

Дидактические игры, разработки бесед

Список литературы:

1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.

2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008

4. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55

Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет Принято Утверждаю на заседании Заведующий МАДОУ педагогического совета «Детский сад №87» г. Перми МАДОУ «Детский сад №87» г. Перми.

Программа дополнительного образования художественной направленности «Кляксочка» (для детей 4–5 лет) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития личности и познавательной.

Рабочая программа дополнительного образования «Детский дизайн» (художественно-эстетическое направление) Возраст детей 5–7 I. Пояснительная записка. Рабочая программа дополнительного образования «Детский дизайн» (далее Программа) разработана в соответствии с.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 6–7 лет «Волшебная ниточка» Введение Рабочая программа дополнительного образования, в рамках кружка «Волшебная ниточка» (далее Программа) – нормативный документ МБОУ.

Рабочая программа дополнительного образования для детей «Веселая палитра» В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-творческого развития детей 4–7 лет 1. Пояснительная записка Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием.

Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновые чудеса» для детей старшей группы Пояснительная записка Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе.

Рабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возраста Предоставляю вашему вниманию рабочую программу кружка по экологии "Зеленые друзья". Занимаясь в кружке дети узнают много нового и интересного.

Степ аэробика для дошколят (рабочая программа дополнительного образования) Введение Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 13 августа 2017 в 16:46
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД