Кристина Боженова
Рабочая программа «Физическое развитие (гимнастика)»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Цель: Создание оптимальных условий для всестороннего, полноценного развития двигательных способностей и укрепления здоровья детей.
Задачи программы :
Обучать основам техники акробатических упражнений;
Формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;
Развивать физические качества : скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координацию движений, и творческие способности;
Публикация «Рабочая программа „Физическое развитие (гимнастика)“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Совершенствовать двигательную активность детей и формировать правильную осанку;
Воспитывать здоровых, волевых и дисциплинированных детей, стремящихся к занятиям физической культурой;
Пропагандировать физическую культуру и спорт.
Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:
1. Организационные:
Наглядные (показ педагога, пример, помощь, информационно-рецептивный);
Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
Поточный (при котором каждая группа одна за другой без пауз выполняет упражнение);
Игровой (исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование).
Метод строго регламентированного упражнения (заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой).
Круговая тренировка:
Разновидности круговой тренировки:
По методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);
по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);
по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).
Мотивационные (убеждение, поощрение);
Этапы обучения:
Занятие по гимнастике имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце - заключительная.
Первый этап обучения начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание общего представления о новом движении. Предварительное представление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ребенок получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдельных положениях. Эта информация может носить описательный характер и дополняться количественными значениями технических действий.
Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью преподавателя или воспроизведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ребенок получает определенные мышечные ощущения (двигательную информацию, которые расширяют сведения о технике нового упражнения.
Второй этап обучения углубленное разучивание движения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность педагога здесь складывается из следующего:
1. Постоянного наблюдения за ходом выполнения движения.
2. Сопровождения выполнения упражнения словесными и иными сигналами.
3. Оказания непосредственной помощи для облегчения выполнения.
4. Обеспечения безопасности обучения.
5. Исправления ошибок путем коррекции действий ребенка в процессе выполнения движения.
6. Планирования последующих заданий.
Третий этап обучения закрепление и совершенствование движения. Данный этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в условиях или близких к соревновательным.
Материалы программы предусматривают использование инновационных педагогических технологий: здоровьесберегающих, развивающего обучения, информационно – коммуникативных, интеграции образовательного процесса, игровых.
Основной формой работы по программе являются групповые учебно-тренировочные занятия. Индивидуальная работа проводится во время учебно-тренировочных занятий, в свободное время.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю, группой по 10-15 человек, продолжительностью 30-40 минут.
Структура занятия:
Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:
1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.
Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т. к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.
Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1. Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.
2. Развитие волевых и физических качеств детей.
Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.
Структура основной части может изменяться в зависимости от:
- повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа,
- направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.)
- отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.).
Большая часть физической нагрузки приходится на основную часть урока, поэтому очень важно грамотно ее распределять.
Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия.
В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление, отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением, упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т. п., игра.
Срок реализации программы : учебный год.
Содержание программы.
1. Общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,— служат средством активного отдыха. В заключительной части — способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.
2. Упражнения на развитие гибкости и растяжки
Растяжка или упражнения для развития гибкости часто упускаются из виду, хотя играют очень важную роль для сохранения мышц и суставов сильными и упругими.
Гибкость очень важна для нормального функционирования суставов и предотвращения травм. Гибкие сочленения ног и спины обеспечивают правильную осанку, предотвращая опасность возникновения различных болей в спине. Гибкие колени, плечи и лодыжки снижают вероятность травм окружающих их мышц и мягких тканей. Хорошая гибкость избавит суставы от боли в преклонном возрасте. Недостаточная гибкость может стать препятствием для развития силы и мышечной массы
Гибкость - это способность сустава двигаться в полной амплитуде.
Растяжка - это путь к гибкости. Мышцы содержат некоторые эластичные волокна, определяющие их структуру и массу. Эти волокна способны удлиняться при регулярной растяжке.
3. Упражнения на развитие ловкости и координации
Ловкость – это способность справиться с двигательной задачей правильно. Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу (делает то, что нужно). Количественная сторона правильности движений выражается в их точности.
Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях
Способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении сложных движений требует поддержания определенной устойчивости. Без соответствующего уровня ее развития проблематично овладеть рациональной техникой сложных двигательных действий
4. Упражнения на формирование осанки
Подтянутая спина и крепкие мышцы спины и плечевого пояса способствуют выработке привычки держать осанку правильно.
Осанка - это превратившаяся в стойкую привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки - сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков по гимнастики.
5. Акробатические упражнения
Акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта