Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Маргарита
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Особое значение в последнее время приобретает проблема подготовки детей к школе. Учителя начальных классов открыто сетуют на то, что у детей, идущих в первый класс, недостаточно сформированы элементарные математические представления. Конечно, в наши дни требование к знаниям будущего первоклассника намного выше, ему необходимо

- знать цифры в пределах 10;

- соотносить цифру и число предметов;

- использовать в речи количественные и порядковые числительные;

- называть числа в прямом и обратном порядке;

- описывать словами местоположение предмета по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- уметь оперировать понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между».

- знать геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб;

- уметь составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание;

- уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру, форме, цвету;

- уметь сравнивать две группы предметов;

- уметь делить предмет на 2-3-4 равные части;

- знать знаки +, –, =, <, >;

- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе проходит всего лишь один раз в неделю, этого времени не достаточно, чтобы отработать вышеперечисленные параметры со всеми детьми. Но сейчас реализация ФГТ в дошкольном образовательном учреждении требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с новыми требованиями, мы решаем программные образовательные задачи не только в конкретно отведённое для образовательной деятельности время, но и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности. Одна из основных задач – повысить результативность и качество образовательного процесса.

Изучив многолетний опыт работы Колесниковой Е. В., автора программы «Математические ступеньки», комментарии педагогов, работающих по ней, выделила, что данная программа

соответствует принципу развивающего обучения;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих, целей и задач;

строится с учётом интеграции образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Поэтому, опираясь на программу «Математические ступеньки», я решила создать свою рабочую программу по организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Я считаю до десяти», где через систему увлекательных игр и упражнений можно будет дополнительно получать и закреплять весь тот математический «багаж», который так необходим будущему первокласснику

Цель программы – способствовать формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через систему учебно-игровых упражнений в прописи Е. В. Колесниковой «Я считаю до десяти».

Задачи:

1. Развивать математические способности детей старшего дошкольного возраста.

2. Учить понимать учебную задачу, решать её самостоятельно.

3. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

4. Формировать навыки учебной деятельности (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занимательной деятельности; желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми; интерес к занятиям математикой).

5. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, речи.

Предполагаемые результаты

К концу курса занимательной деятельности дети должны

1. Считать в пределах 10.

2. Различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

3. Записывать решение математической загадки с помощью математических знаков и цифр.

4. Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

5. Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.

6. Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа.

7. Знать геометрические фигуры, уметь рисовать их в тетради в клетку.

8. Выкладывать геометрические фигуры из счётных палочек.

9. Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке.

10. Называть последовательно дни недели и месяцы.

11. Понимать задание и выполнять его самостоятельно.

12. Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Мониторинг

Критерии Ф. И. ребёнка

В начале курса занимательной деятельности. В конце курса занимательной деятельности.

Считает в пределах 10.

Различает количественный и порядковый счёт в пределах 10.

Записывает решение математической загадки с помощью знаков и цифр.

Соотносит количество предметов с соответствующей цифрой.

Составляет числа от 3 до 10 из двух меньших.

Понимает смысл пословиц, в которых присутствуют числа.

Знает геометрические фигуры – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.

Выкладывает геометрические фигуры из счётных палочек.

Располагает предметы в убывающем и возрастающем порядке.

Называет последовательно дни недели, месяцы.

Понимает задание и может выполнить его самостоятельно.

Может сам оценить и проконтролировать выполненную работу.

Используемая литература

1. Колесникова Е. В. Математика для детей 5 – 6 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». – М.: ТЦ Сфера, 2012.

2. Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. - Волгоград, Учитель, 2006.

3. Пашкевич Т. Д. Образовательная программа ДОУ. – Барнаул, 2010.

4. Пашкевич Т. Д. Организация образовательного процесса в ДОУ в условиях введения федеральных государственных требований. – Барнаул, 2012.

5. Пашкевич Т. Д. Формирование интереса к математике у детей дошкольного возраста. – Барнаул, 2010.

Публикации по теме:

Мои награды за работу, которую я люблю!Мои награды за работу, которую я люблю! Я с детства мечтала быть учителем начальных классов. Поступив в институт на факультет начальных классов, весь наш курс неожиданно для себя.

План совместной работы школы и ДОУ .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 декабря 2014 в 10:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Фотоотчёт тематического развлечения «День рождения Чебурашки»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фотоотчёт небольшого тематического развлечения «День рождения Чебурашки». Праздник возник в 2005 году, когда...
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки»
23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось сделать тоже...
Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»
Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства». Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою –...