Приложение МААМ

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта

Елена Климова
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта
▼ Скачать + Заказать документы

2.2. Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с недоразвитием речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогических работников по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.

Публикация «Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта» размещена в разделах

Коррекционно-логопедическая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с недостатками речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с недоразвитиями речи, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.

Диагностическая работа строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты.

Поваляева М. А. Справочник логопеда.

Кабанова Т. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-7 лет с речевыми нарушениями.

Фотекова Т. А. Тестовая методика экспресс - диагностики обследования устной речи детей.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.

Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Данные диагностики используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятия.

2.3. Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

На индивидуальных занятиях дошкольник овладеет правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики;

совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Подготовительный.

формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2. Формирование произносительных умений и навыков.

устранение дефектного звукопроизношения;

развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;

формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3’

шипящий Ш

сонорный Л

шипящий Ж

сонорный Р, Р’

шипящие Ч, Щ

Способ постановки - подготовительные упражнения для губ и языка:

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах - по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация каждого исправленного звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа про водится в подгруппах.

3. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

4. Дифференциация звуков:

С/З, СЬ/Ц, С/Ш;

Ж/З, Ж/Ш;

Ч/ТЬ, Ч/СЬ, Ч/Щ; Щ/С, Щ/ТЬ, Щ/Ч, Щ/Ш;

Р/Л, Р/РЬ, РЬ/ЛЬ, РЬ/Й, ЛЬ/Л

5. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Так же параллельно идет совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения, систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

2.4. Содержание логопедической работы на логопедическом пункте по преодолению ФН, ФФНР, ОНР 2-3 уровня развития у детей 7-го года жизни.

Содержание подгрупповой работы (см. табл.)отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР 2-3 ур. р. 7-го года жизни, разделено на 3 периода обучения:

I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

III период–март–май12недель, 24занятие– 2занятия в неделю (звукопроизношение+связная речь)Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Период Основное содержание работы

Произношение Фонематическое восприятие Развитие речи

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков:

гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы],

согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д.

Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

• в словах;

• в предложениях.

Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый

звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Лексические темы:

Овощи. Огород

Фрукты. Ягоды. Сад

Золотая осень

Деревья. Кустарники

Грибы. Лес.

Откуда хлеб пришёл?

Перелетные птицы

Одежда. Обувь. Головные уборы

Мебель и бытовые приборы

Посуда

Времена года. Зима

II

Декабрь,

январь, февраль Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков:

[л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием, различающихся:

• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах. Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в слове;

• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление предложений с определенным словом;

• анализ двусловного предложения;

• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

• распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам;

• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Лексические темы:

Зимующие птицы

Транспорт

Человек. Части тела

Новый год. Зимние забавы

Домашние животные, птицы и их детеныши

Дикие животные и их детеныши

Животные жарких стран

Животные Севера

Профессии. Кем быть? (мальчики)

Защитники Отечества

Профессии. Кем быть? (девочки)

III

Март,

апрель,

май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове.

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;

в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятель-ности с соблюдением фонетической правильности речи.

Лексические темы:

Праздник наших мам

Наша родина - Россия

Наша столица - Москва

Наш край - Забайкалье

Комнатные растения

Космос

Времена года. Весна

Обитатели рек, озёр, морей и океанов

Правила дорожного движения

Труд людей весной

Насекомые

Цветы

Лето. Признаки лета

3. Организационный раздел

3.1 Коррекционно-логопедическая работа

Содержание коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НПОЗ, ОНР.

Направление коррекционно-логопедической работы на логопедическом пункте

Нарушения устной речи Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

-коррекция звукопроизношения.

НПОЗ Постановка и автоматизация нарушенных звуков

ОНР Работа над всеми компонентами речевой системы

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР IV уровня – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 30 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФНР – 2 раза неделю;

ОНР 2-3 уровня развития – 2-3 раза в неделю.

Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР 2-3 уровня строится с учетом индивидуальных особенностей детей. Логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Индивидуальная программа коррекционной работы

Направление (вид) коррекционной работы Содержание коррекционной работы

1. Укрепление соматического здоровья Согласование лечения у педиатра, окулиста, оториноларинголога, врача ЛФК (нужное подчеркнуть)

2. Уточнение нервно психического состояния и укрепление нервной системы Направление на консультацию к неврологу, психиатру, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть)

3. Нормализация зубочелюстной системы Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть)

4. Развитие общих произвольных движений Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

5. Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

6. Формирование психологической базы речи Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

7. Развитие речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

8. Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики

9. Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указать конкретные звуки / группы звуков)

1. Развитие фонематических процессов Обучение опознанию, различению, выделении звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

2. Формирование слоговой структуры слова Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

3. Развитие и совершенствование Л/Г стороны речи Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

4. Подготовка к обучению грамоте Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

5. Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты логопедической диагностики находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 12:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта» (включая файлы) размещена пользователем Елена Климова (УИ 2683049) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД