Лучший педагог года

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта

Елена Климова
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта

2.2. Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с недоразвитием речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогических работников по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.

Публикация «Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта» размещена в разделах

Коррекционно-логопедическая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с недостатками речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с недоразвитиями речи, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.

Диагностическая работа строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:

Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты.

Поваляева М. А. Справочник логопеда.

Кабанова Т. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-7 лет с речевыми нарушениями.

Фотекова Т. А. Тестовая методика экспресс - диагностики обследования устной речи детей.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.

Иншакова О. Б. Альбом для логопеда.

Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.

Данные диагностики используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятия.

2.3. Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

На индивидуальных занятиях дошкольник овладеет правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

совершенствование мимической моторики;

совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);

развитие артикуляционного и голосового аппарата;

развитие просодической стороны речи;

формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

развитие диалогической и монологической речи.

Подготовительный.

формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).

2. Формирование произносительных умений и навыков.

устранение дефектного звукопроизношения;

развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;

формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, 3, Ц, С’, 3’

шипящий Ш

сонорный Л

шипящий Ж

сонорный Р, Р’

шипящие Ч, Щ

Способ постановки - подготовительные упражнения для губ и языка:

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах - по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) 3, Ш, Ж, С, 3’, Л’ автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Р’ можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

Автоматизация каждого исправленного звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа про водится в подгруппах.

3. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

4. Дифференциация звуков:

С/З, СЬ/Ц, С/Ш;

Ж/З, Ж/Ш;

Ч/ТЬ, Ч/СЬ, Ч/Щ; Щ/С, Щ/ТЬ, Щ/Ч, Щ/Ш;

Р/Л, Р/РЬ, РЬ/ЛЬ, РЬ/Й, ЛЬ/Л

5. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Так же параллельно идет совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения, систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале, развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков, лексические и грамматические упражнения, нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.

2.4. Содержание логопедической работы на логопедическом пункте по преодолению ФН, ФФНР, ОНР 2-3 уровня развития у детей 7-го года жизни.

Содержание подгрупповой работы (см. табл.)отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР 2-3 ур. р. 7-го года жизни, разделено на 3 периода обучения:

I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.

II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.

III период–март–май12недель, 24занятие– 2занятия в неделю (звукопроизношение+связная речь)Всего 66 занятий в год.

С 15 мая – повторение пройденного материала.

Период Основное содержание работы

Произношение Фонематическое восприятие Развитие речи

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков:

гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы],

согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’],

[ф] — [ф’], [д] — [д’],

[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д.

Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:

• изолированно;

• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);

• в словах;

• в предложениях.

Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации.

Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков;

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый

звук находится в безударном слоге.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук.

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Лексические темы:

Овощи. Огород

Фрукты. Ягоды. Сад

Золотая осень

Деревья. Кустарники

Грибы. Лес.

Откуда хлеб пришёл?

Перелетные птицы

Одежда. Обувь. Головные уборы

Мебель и бытовые приборы

Посуда

Времена года. Зима

II

Декабрь,

январь, февраль Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков:

[л], [л’], [р], [р’].

Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:

• изолированно;

• в открытых слогах (звук в ударном слоге);

• в обратных слогах;

• в закрытых слогах;

• в стечении с согласными;

• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием, различающихся:

• по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’];

• по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

а также:

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах. Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

• дифференцируемые звуки;

• определенный заданный звук.

На этом же материале:

• определение места звука в слове;

• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;

• осуществление анализа и синтеза прямого слога;

• выделение согласного звука в начале слова;

• выделение гласного звука в конце слова.

Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

• по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]);

• по глухости — звонкости:

[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];

• в обратных слогах;

• в слогах со стечением двух согласных;

• в словах и фразах;

• составление предложений с определенным словом;

• анализ двусловного предложения;

• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепление в самостоятельной речи навыка:

• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

• согласования порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

• подбирать однокоренные слова;

• образовывать сложные слова;

• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;

• распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам;

• составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Лексические темы:

Зимующие птицы

Транспорт

Человек. Части тела

Новый год. Зимние забавы

Домашние животные, птицы и их детеныши

Дикие животные и их детеныши

Животные жарких стран

Животные Севера

Профессии. Кем быть? (мальчики)

Защитники Отечества

Профессии. Кем быть? (девочки)

III

Март,

апрель,

май Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.

Дифференциация звуков по месту образования:

• [с] — [ш], [з] — [ж];

• [р] — [л];

• в прямых и обратных слогах;

• в слогах со стечением трех согласных;

• в словах и фразах;

• в стихах и коротких текстах;

• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Составление схемы слова с выделением ударного слога.

Выбор слова к соответствующей графической схеме.

Выбор графической схемы к соответствующему слову.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.

Подбор слова с заданным количеством звуков.

Определение последовательности звуков в слове.

Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.

Составление слов из заданной последовательности звуков. Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;

в коллективных формах общения детей между собой.

Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятель-ности с соблюдением фонетической правильности речи.

Лексические темы:

Праздник наших мам

Наша родина - Россия

Наша столица - Москва

Наш край - Забайкалье

Комнатные растения

Космос

Времена года. Весна

Обитатели рек, озёр, морей и океанов

Правила дорожного движения

Труд людей весной

Насекомые

Цветы

Лето. Признаки лета

3. Организационный раздел

3.1 Коррекционно-логопедическая работа

Содержание коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда на логопедическом пункте конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НПОЗ, ОНР.

Направление коррекционно-логопедической работы на логопедическом пункте

Нарушения устной речи Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

-коррекция звукопроизношения.

НПОЗ Постановка и автоматизация нарушенных звуков

ОНР Работа над всеми компонентами речевой системы

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 человек.

Продолжительность занятий с детьми: ФН – до 6 месяцев; ФФНР и ФНР– 1 год; ОНР IV уровня – 1-2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 30 минут.

ФН – 2 раза в неделю;

ФФНР – 2 раза неделю;

ОНР 2-3 уровня развития – 2-3 раза в неделю.

Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР 2-3 уровня строится с учетом индивидуальных особенностей детей. Логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Индивидуальная программа коррекционной работы

Направление (вид) коррекционной работы Содержание коррекционной работы

1. Укрепление соматического здоровья Согласование лечения у педиатра, окулиста, оториноларинголога, врача ЛФК (нужное подчеркнуть)

2. Уточнение нервно психического состояния и укрепление нервной системы Направление на консультацию к неврологу, психиатру, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть)

3. Нормализация зубочелюстной системы Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть)

4. Развитие общих произвольных движений Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

5. Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

6. Формирование психологической базы речи Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

7. Развитие речевого аппарата Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

8. Развитие мимической мускулатуры Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики

9. Формирование правильного звукопроизношения Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указать конкретные звуки / группы звуков)

1. Развитие фонематических процессов Обучение опознанию, различению, выделении звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

2. Формирование слоговой структуры слова Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

3. Развитие и совершенствование Л/Г стороны речи Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

4. Подготовка к обучению грамоте Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

5. Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты логопедической диагностики находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, ежегодном отчете учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности логопеда дошкольного логопункта
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 12:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД