Зульфия Сафиуллина
Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР)
Рабочая программа
учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино»
(в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет)
на 2016-2017 учебный год
Разработала : Сафиуллина З. З.
Учитель-логопед I квалификационной категории
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Рабочая программа является инновационным программным документом. Направлена на коррекцию недостатков в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) от 3-х до 4-х лет.
Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Настоящая программа предназначена для детей с ОНР I-II уровня.
Программа разработана с учетом :
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. ;
- «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях» СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г. и изменений к нему от 27.08.2015г;
- «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» (№ 1155 от 17.10.2013 г.);
- Адаптированной образовательной программы для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет МДОУ «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ;
-Устава МДОУ «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ.
Цель: Коррекция речевых недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: - Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической формой) в различных формах и видах детской деятельности.
-Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Принципы реализации задач:
-принцип систематичности, взаимосвязи и постепенности подачи учебного материала.
-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принципы интеграции усилий специалистов;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
Характеристика возрастных особенностей развития детей 3-4 лет
Психическое разви
тие[/i] Ребенок осознает себя как личность. Начинается период «Я сам». Может подолгу наблюдать за предметами или действиями, лучше всего запоминает что-то интересное для него. Развивается воображение и мышление – ребенок умеет играть в ролевые игры, придумывать истории, сказки.
Физическое развитие Хорошо развиты предметные действия — может строить из кубиков устойчивые конструкции, собирать крупные пазлы. Умеет держать карандаш. Ловко управляется с мячом, может бросать его через голову. Без поддержки прыгает на одной ноге, лазает по лесенке.
Эмоциональное развитие Остро воспринимает все, что происходит вокруг, легко перевоплощаются в любимых героев сказок и мультфильмов. Поэтому некоторые сюжеты могут повергнуть малыша в состояние стресса. Умеет сопереживать, жалеть.
Сенсорное развитие Хорошо воспринимает информацию как на тактильном уровне, так и на уровне слуха и зрения. Знает и называет цвета (минимум 5). Умеет различать звуки природы (птицы, насекомые, животные, музыку (веселая - грустная, громкая - тихая).
Развитие интеллекта (память, логическое мышление, внимание) Запоминает 2-3 слова из 10 озвученных и до 5 предметов из 10 показанных. Умеет делить предметы по группам : одежда, мебель, животные, насекомые, овощи, фрукты и т. п. Умеет находить и объяснять несоответствия на картинках (задания «найти отличия»). Умеет собирать пазл из 4-6 частей. Должен уметь считать минимум до 5, знать и определять формы предметов (круг, квадрат, овал, треугольник). Понимает значение таких выражений, как большой – маленький, высокий – низкий и т. д.
Развитие речи Словарный запас составляет 1200-2500 слов. Может различать и употреблять в речи половую принадлежность (папа – он, мама – она). Правильно употребляет местоимения «я», «ты», правильно строит предложения из 5-6 слов. Описывает предметы, произошедшие события в правильной последовательности. На непонятные события и явления задает вопрос «почему?».
Социализация Ощущает потребность в играх со сверстниками. Появляется желание играть не рядом (в одной песочнице, а вместе с другими детьми. Взрослый становится не просто «учителем», а партнером для совместных игр.
Навыки Умеет надевать одежду без застежек, обувь на липучках. Самостоятельно ест, вытирается салфеткой, соблюдает правила поведения за столом. Знает и соблюдает правила гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы). Собирает игрушки, поддерживает порядок. Умело пользуется ножницами, рисует геометрические фигуры, обводит и раскрашивает картинки.
Характеристика уровней речевого развития детей с 3 до 4 лет.
ОНР I уровня ОНР II уровня
Речевые средства ребенка ограничены, активный словарь состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов: одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие несформировано. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Расширяется активный словарный запас за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и простых предлогов. Самостоятельные высказывания ребенка простыми предложениями. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Типичны грубые нарушения звукослоговой наполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Группу №4 посещают 15 воспитанников с логопедическим заключением
общее недоразвитие речи
Группа здоровья :
14 человек - 2 группа
2 человека - 1 группа
Планируемые результаты освоения рабочей программы :
К концу года дети должны:
Понимать:
- обобщающие слова (игрушки, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, дикие птицы, животные, цветы);
- личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они, и местоимения мой, наш. ;
- прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, свойства (сладкий, кислый, величину (большой, маленький, оценку (хороший, плохой);
- предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, у, здесь, вот, тут, туда, вверху, внизу, впереди, сзади, высоко, низко, слева, справа).
Уметь:
- различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э] — [у]; гласные, близкие по артикуляции [у] — [о];
- согласовывать:
- прилагательные с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша);
- числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко, два жука, две куклы, два ведерка, три жука, три куклы, три ведерка);
- притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч, правильно употреблять местоимения меня, мне;
- образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -ник, -ок, -чек, -очк, -ечк, ~ен, -ят);
- образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского родов в
именительном падеже (кот — коты, мяч - мячи, дом — дома, кукла — куклы, нога — ноги);
- отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Задачи реализации компонентов образовательного процесса.
Федеральный компонент
Компонент МДОУ Национально-региональный компонент
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической формой) в различных формах и видах детской деятельности.
-Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Коррекция речевых недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Формирование лексико-грамматических категорий.
- Развитие общих речевых навыков: дикции, интонации, темпа и ритма речи,
правильного физиологического и речевого дыхания
- Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
- Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
-Формирование связной речи.
- Обогащение активного и пассивного словаря.
Включение материала по изучению особенностей региона РМЭ, Поволжья по лексическим темам «Осень. Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зима. Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Транспорт», «Домашние птицы», «Насекомые».
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию (Приложение).
План реализации индивидуально – ориентированных коррекционных мероприятий:
1. Развитие общей, мелкой и речевой моторики.
2. Формирование общих речевых навыков:
а) правильного физиологического и речевого дыхания;
б) силы голоса, ритма, темпа и интонационной выразительности речи.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование слоговой структуры слов.
5. Формирование лексико – грамматических категорий.
6. Расширение, обогащение и активизация пассивного и активного словаря.
7. Развитие навыков связной речи.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
по речевому развитию.
РАЗВИТИЕ ИМПРЕСИВНОЙ РЕЧИ.
Работать над накоплением пассивного словаря, обозначающих части тела и лица человека, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.
Учить понимать обобщающие слова игрушки, овощи, фрукты, деревья, туалетные принадлежности, обувь, одежда, мебель, посуда, продукты питания, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, транспорт, цветы, насекомые.
Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, притяжательных прилагательных (мамин, папин).
Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, одевать-раздевать, завязывать-развязывать, большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий).
Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).
Формировать различение количественных числительных (один, два, три).
Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот — коты, мяч — мячи, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки, понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к, -ик, -чик, -ок, -чек, -очк, -ечк, -ен, -ят).
Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет — играют, спит — спят, глаголы прошедшего времени по родам (сидел — сидела, возвратные и невозвратные глаголы (умывает — умывается).
Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).
Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.
РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНЙ РЕЧИ.
Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам:
Активизировать использование слов, обозначающих существенные части,
детали предметов и объектов.
Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.
Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, свойства (сладкий, кислый, величину (большой, маленький, оценку (хороший, плохой).
Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).
Обогатить активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь, сравнение (больше, меньше, количество (много, мало, оценку действий (хорошо, плохо, ощущения (тепло, холодно, вкусно).
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот—коты, мяч—мячи, дом—дома, кукла—куклы, нога—ноги).
Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен
существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции, затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).
Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите, инфинитива (стоять, петь, глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).
Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).
Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).
Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).
Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).
Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч, правильно употреблять местоимения меня, мне.
Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик, фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.). Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ.
Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].
Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по
артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.
Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот—кит, бочка—точка, миска—киска).
Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЯЗЫКА.
Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.
Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.
Развивать подражание речевым звукам.
Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х].
Воспитывать правильный, умеренный темп речи.
Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ И РАЗГОВОРНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
Воспитывать потребность в речевом общении.
Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.
Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.
Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.
Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.
Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки.
Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.
Лексический материал для логопедических занятий
Имена существительные: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь; мяч, кубик, кукла, машинка, мишка, колесо, голова, рука, нога, лапа; глаз, нос, рот, ухо, спина, живот; мыло, щетка, полотенце; брюки, рубашка, платье, кофта, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, рукав, карман, пуговица; ботинки, туфли, тапки, сапоги; стол, стул, кровать, шкаф, спина, полка; каша, суп, сок, чай, молоко, хлеб; тарелка, чашка, ложка, вилка; петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, хвост, крыло, клюв; кот, собака, котенок, щенок, корова, коза, рога; волк, лиса, лисенок, заяц, медведь; грач, грачонок, голубь, ворона, воробей, гнездо; машина, автобус, трамвай, троллейбус, метро, руль, сиденье; мак, лютик, клевер, ромашка, одуванчик, цветок, лист, трава, дерево, лето, вода, небо, солнце, туча, ветер, дождь, лужа; бабочка, жук, муха; квадрат, круг, треугольник, куб, шар, день, ночь.
Глаголы: есть, пить, спать, сидеть, ходить, лежать, играть, одеваться, умываться, причесываться, обувать, кормить, купать, давать, петь, танцевать, прыгать, бегать, бросать, катать, летать, расти, рисовать, смотреть, говорить, считать, слушать.
Имена прилагательные: красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, хороший, плохой, сладкий, кислый, вкусный, горячий, холодный, любимый, мамин, папин.
Имена числительные: один, два.
Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, моя, мне, меня.
Наречия: вот, тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, хорошо, плохо, вкусно, тепло, холодно, много, мало, больше, меньше.
Предлоги: в, на, у.
Игры и игровые упражнения: «Как рычат мишки?», «Хлопки», «Поручение», «Покажи и назови», «Один, одна», «Что делает?», «Оденем куклу», «Большой-маленький», «Четвертый лишний», «Для чего нужны?», «Внимательные ушки», «Кто где?», «У кого?», «Кто в домике живет?», «Один, два», «Разноцветные флажки», «Мой, моя», «Будь внимательным» и др.
Картины для рассматривания: «Птичий двор», «Собака со щенятами», «Кошка с котятами», «Мы играем».
Интеграция образовательных областей.
Учитывая принцип интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включены не только в образовательную область "Речевое развитие", но и в образовательные области:
ОО Познавательное развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое
развитие
Формы Игровые упражнения,
сказкотерапия, индивидуальная работа, Речевые физкультминутки,
пальчиковая гимнастика
Дидактические игры, беседа, совместные действия, игры, игровые упражнения, ситуативный разговор,
Пальчиковые игры, игры на развитие цветовосприятия и цветоразличения. Заучивание стихотворений, игры на развитие слухового внимания.
Коррекция речевого развития на проводится на занятиях:
фронтальные подгрупповые, индивидуальные
2 занятия по 10 минут 2 по 10 мин ежедневно по 5-10 мин
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
Организация коррекционно-развивающей работы.
Дни недели Подгрупповые/фронтальные занятия Индивидуальные
занятия. Участие в режимных моментах Взаимодействие с родителями Взаимодействие с педагогами
Понедельник
Ф. 09.25-09.35 09.45-09.55 07.30-09.25
09.55-11.30 по запросу родителей в утреннее время
09.35-09.45
Объем образовательной нагрузки с учетом учебного плана МДОУ
Расписание непосредственно образовательной деятельности
Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда группы
Условия для речевого развития детей.
1. Педагогические Интеграция образовательных областей, разработка индивидуальных программ развития, программ реабилитации (при выявлении воспитанников СОП); создание центров предметно-развивающей среды (согласно ФГОС ДО)
2 Материально-технические Лото, настольные игры, пазлы, техника (CD-проигрователь, диски, доска магнитная, зеркало, столы и стулья для занятий.
3 Правовые Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.); «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155); «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.); Устав МДОУ №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ;
4 Методические Программа Н. В. Нищевой «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). с 3-х до 7-ми лет. - С-Пб «Детство – пресс», 2015г.
Н. В. Нищева «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи» от 3 до 4 лет
«Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой
Логопедическое обследование речевого развития осуществляется 2 раза в год (сентябрь, май) на основании «Методики проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи».
Критерии оценки: см. пособие «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 3 до 4 лет» Н. В. Нищевой, инструментарий логопедического обследования детей 3-4 лет.
Взаимодействие с педагогами
Взаимодействие с родителями.
Список литературы.
1. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада». Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2007.
2. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Р. В. Чиркина «Основы логопедии», Москва «Просвещение»,1989.
3. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/ авт. -сост. Н Л. Стефанова. - Волгоград: Учитель, 2013.
4. Н. В. Ершова, И. В. Аскерова, О. А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития».Младший дошкольный возраст, Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2011.
5. Т. А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи», Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. Москва «Издательство Гном и Д», 2001.
6. Составитель Р. А. Жукова «Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий II часть». Волгоград. Издательско - торговый дом «Корифей».
7. Ссотавитель О. И. Бочкарева «Логопедия. Младшая группа». Разработки занятий. Волгоград, Издательско – торговый дом «Корифей», 2007.
8. М. А. Полякова «Самоучитель по логопедии». Универсальное руководство, Москва «Айрис – Пресс», 2011.
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая «Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва «Издательство Гном»,2011.
10. Т. Ю. Бардышева, Н. Е. Моносова «Логопедические занятия в детском саду 2-я младшая группа». М. : Издательство «Скрипторий», 2003.
11. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 120 с.