Лучший педагог года

Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)

Оксана Радионова
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ ЦР ДС

«Сказка»

Т. Н, Колесникова Приказ № ___

от «___» ___ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

2016 -2017 учебный год

(Срок реализации)

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)» размещена в разделах

Программа составлена с учётом программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Нищевой Н. В.

Автор программы : Радионова Оксана Александровна

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда (далее - Программа) разработана с целью организации коррекционной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет в МБДОУ «Сказка» (далее – Учреждение) в соответствии со статьёй 48 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г» №273 –Ф3.

Программа разработана в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами в системе образования:

-Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г № 273 –Ф3 «Об образовании в Российской федерации;

- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 Москва (с изм. от 04.04. 2014г) «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа является составным компонентом Адаптированной программы Учреждения и обеспечивает речевое развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлению «Развитие речи»

Программа разработана на основе «Программы коррекционн - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Н. В. Нищевой.

Парциальные программы

Типовыми программами коррекционно - логопедической работы являются разработанные авторским коллективом Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»

Цель: создание единого коррекционно – образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников при взаимодействии и активном участии членов семьи ребёнка.

Задачи:

• провести логопедическое обследование детей группы;

• составить пакет индивидуальных коррекционно – развивающих планов работы;

• осуществлять реализацию коррекционно – развивающего процесса в группе;

• анализировать результативность логопедической работы на каждом этапе;

• выполнять методическую работу и самообразование.

Группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи сформирована из детей, имеющих недоразвитие речи I-III уровней, с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом, рассчитана на 2 года коррекционного обучения.

Цель программы

Цель данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общем недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию, взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников, устранение речевого дефекта и предупреждение возможных трудностей в усвоении чтения и письма, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками,

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- развитие навыков связной речи.

-формирование готовности к школьному обучению.

Характеристика группы.

Коллектив подготовительной группы (6 -7лет) сформирован в 2015 – 2016 учебном году.

Физическое развитие соответствует норме.

Количественный состав – 21 ребёнок

В настоящее время контингент группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по заключениям ПМПК от___ мая

составляют дети:

ОНР III уровень речевого развития – 18

Дизартрия – 5

Дислалия – 1

ФФН - 1

Таким образом, преимущественный состав воспитанников – дети с общим недоразвитием речи III уровень речевого развития.

Особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость

замен (в разных словах звук произносится по-разному, сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу,

нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении. В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с ереносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т. е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Часто дети излишне возбудимы, не реауют на замечания, и с трудом сосредотачиваются на выполнении задания.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к

отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных оераций, слабому овладению грамматикой. Для обесечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.

Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся сверстникам. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения

Содержание образовательной деятельности

Система фронтальных логопедических занятий

Группа Длительность занятий

(мин) Количество занятий по периодам

I период (сентябрь-ноябрь) II период

(декабрь-март) III период

(апрель-май)

Подготовительная

группа

30 - 35 1 - Ф

1 – ОГ

1 ГЛ 2 – ОГ

1 - ЛГ 2 – ОГ

1 -ЛГ

Ф - фронтальное фонетическое занятие

ЛГ – лексико – грамматическое занятие

ОГ – фронтальное занятие по обучению грамоте

Фронтальные занятия проводятся:

В старшей группе в I-- периоде 2 раза в неделю.

В подготовительной группе в - – периоде 3 раза в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю с каждым ребёнком по 15 минут.

Занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие

рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять

слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Планируемые результаты освоения Программы

Требования к уровню подготовки детей подготовительной группы :

o совершенствование произносительной стороны речи;

o совершенствование лексико- грамматической стороны речи;

o развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

o овладение элементарными навыками чтения и письма.

В итоге логопедической работы дети должны уметь :

- свободно составлять рассказы;

- владеть навыками творческого высказывания;

- адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения;

- понимать и использовать в самостоятельной речи лексико – грамматические категории слов;

- владеть навыками словообразования разных частей речи;

- овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи.

Должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

- фонематическое восприятие;

- первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза

- графо – моторные навыки

- элементарные навыки письма и чтения.

Система мониторинга

Цель, задачи обследования детей

• определение речевых расстройств;

• постановка заключительного диагноза учителем – логопедом;

• выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учётом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

Диагностика помогает определить уровень интеллектуального и речевого развития каждого ребёнка.

Обследование проводится логопедом 3 раза в год.

Выделяют 3 уровня речевого развития:

- высокий

- средний

- низкий

Характеристика уровней

Низкий Средний Высокий

Не проявляет интерес к учебной деятельности;

речевой негативизм;

повышенная утомляемость;

плохая зрительная и слуховая память;

затруднения в обобщении и классификации;

системное нарушение речи;

представления об окружающем мире не сформированы Проявляет интерес к учебной деятельности;

иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях;

учебные навыки сформированы;

усидчив, распределяет внимание на протяжении всего занятия;

хорошая память, устойчивое внимание;

нерезко выраженное общее недоразвитие речи;

ограниченные речевые возможности из – за нарушения звукопроизношение. Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия;

активен на занятиях;

поведение организованное;

усидчив;

внимание устойчивое;

самостоятельно рассуждает, классифицирует,

делает обобщения и выводы;

речевые навыки сформированы;

речь соответствует речевой норме данного возраста

Разделы обследования речи

• звукопроизношение;

• словарный запас;

• грамматический строй;

• состояние связной речи;

• навыки чтения;

• исследование фонематических процессов

• исследование фонематических процессов (фонематический анализ, фонематический синтез, фонематические представления)

Список литературы

1. Альбом для логопеда. О. Б. Иншакова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДРС, 2003. – 280с. : ил.

2. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд, перераб. и доп., Фомичева М. Ф. - М. : Просвещение, 1980. – 240с.

3. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Фомичева М. Ф. - М. : Просвещение, 1989. – 239с.

4. В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие. Т. А. Ткаченко. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. – 112с.

5. Если дошкольник плохо говорит. Ткаченко Т. А. - СПб., 199

6. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М, 1998. – 127с.

7. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. – 2-е изд, перераб. - М., 1990с.

8. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: наглядно - методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004 – 72с.

9. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : пособие для логопедов. – СПб. : КАРО,2006. – 256с. + 32 с. цв. вкл.

10. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина – Москва, 1993. – 232с.

Публикации по теме:

Домашнее задание учителя-логопеда для родителей на тему «Моя семья» подготовительная группа .

Годовой отчет учителя-логопеда за 2015–2016 учебный год Годовой отчет учителя-логопеда Утемишевой Г. К. за 2015 -2016 учебный год. Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии.

Рабочая программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» структурное подразделение «Детский.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 2) Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3) Центр сенсорного развития в кабинете логопеда 1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем лексическим.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 4) Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 5) Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми ФФНР, ОНР 3 уровня (подготовительная группа) Речевое развитие РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 6) Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?»,.

Рабочая программа учителя-логопеда (часть первая) Содержание Пояснительная записка…. …. 3 Объём образовательной нагрузки….6 Перспективно-тематическое.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда (подготовительная группа)
Опубликовано: 8 января 2017 в 07:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД