Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)

Наталья Коршунова
Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

1. Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем

лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым лексическим темам.

3. Кубики с картинками по изучаемым темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски.

5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями.

6. Деревянные и пластиковые пирамидки разных цветов.

7. Массажные мячики разных цветов и размеров.

8. Яркие прищепки и игрушки из них.

9. Игрушки-шнуровки.

10. Игрушки-застежки.

11. Средняя и крупная мозаики.

Публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)» размещена в разделах

12. Средний и крупный конструкторы типа «Lego» и «Duplo».

13. Развивающие игры из ковролина (Конструктор «Космос», «Разноцветные овальчики», конструктор «Заборчики» и др.).

14. Крупные бусины, косточки от счетов, яркие крышки от пластиковых бутылок с отверстиями для нанизывания.

15. Мяч среднего размера.

16. Малые мячи разных цветов.

17. Флажки разных цветов.

18. Магнитные рыбки и удочки.

19. Игрушка «Лицемер».

20. Маленькие массажные коврики.

21. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).

22. Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т. п.)

23. Маленькая ширма.

24. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» (СПб. : ОЛМА-ПРЕСС, 2012) или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц. (СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013).

25. Книжки - раскладушки «Что это?» (М. : «Линг», 2010) или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

26. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

27Игра «Раскрась картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных цветов).

28. Палочки Кюизенера.

29. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями — меховой, бархатной, шелковой, наждачной и т. п.).

30. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных.

31. Рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру.

32. Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики).

33. Яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для рисования.

34. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, морскими камешками) и мелкими игрушками.

35. Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.

36. Деревянная доска и цветные мелки.

37. Мягкие цветные карандаши.

38. Белая и цветная бумага для рисования.

39. Коврограф.

40. Мольберт.

Характеристика основных компонентов речи

детей 6-го года жизни с ОНР III уровня

Фразовая речь

Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи

Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Грамматический строй речи

Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение

Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слоговая структура слова

Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.

Фонематическое восприятие

Недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

с детьми с ФФНР, ОНР 3 уровня (старшая группа)

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания,

растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.

Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.

Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.

Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.

Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

Перспективное планирование работы с детьми с ФФНР, ОНР 3 уровня

(старшая группа)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексические темы:

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»,

«Огород. Овощи»,

«Сад. Фрукты»,

«Лес. Грибы и лесные ягоды»,

«Одежда»,

«Обувь»,

«Игрушки»,

«Посуда».

Произношение Фонематическое восприятие Развитие речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания.

Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных, имеющихся в речи детей.

Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

Постановка отсутствующих в речи звуков

(в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов.

Воспитание правильной ритмико-интонационной

и мелодической окраски речи.

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых

и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно

произносимых звуков.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счёт одного звука.

Различение односложных

и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

Выделение среднего звука в односложном слове (мак).

1. Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).

2. Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).

3. Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).

4. Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).

5. Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).

6. Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут, согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспи-татель).

7. Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал)

8. Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).

9. Согласование имен существительных с глаголами прошед-шего времени в роде (надел'— надела).

10. Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).

11. Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным, их согласование в числе и роде в именительном падеже.

12. Первые упражнения в образовании относительных прила-гательных ( темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дом»).

Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на ( на вопросы: куда? где); без ( с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т. д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, : у Вовы, у Коли).

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Зима. Зимующие птицы»,

«Домашние животные зимой»,

«Дикие животные зимой»,

«Новый год»,

«Мебель» ,

«Грузовой и пассажирский транспорт»,

«Детский сад. Профессии»,

«Ателье. Закройщица»,

«Наша армия»,

«Стройка. Профессии строителей».

Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления.

Постановка отсутствующих звуков.

Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах.

Автоматизация произношения вновь поставленных звуков.

Дифференциация на слух сохранных звуков проговариванием)

в обратных слогах;

в слогах со стечением двух согласных;

в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове.

Распределение картинок, названия, которых включает:

дифференцируемые звуки;

определённый заданный звук.

На том же материале:

определение места звука в слове;

совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной звуконаполняемости;

анализ и синтез прямого слога;

выделение согласного звука в начале слова;

выделение гласного звука в конце слова.

Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания)

в обратных слогах;

в слогах со стечением двух согласных;

в словах и фразах;

составление предложения с определённым словом

анализ двухсловного предложения

анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. Закрепления в самостоятельной речи навыка:

согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

согласование порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

подбирать однокоренные слова;

образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад);

составлять предложения

по демонстрации действий, картине, вопросам;

распространять предложение однородными, подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями;

составлять предложения по опорным словам;

составлять предложения

по картине, серии картин,

пересказывать тексты

насыщенные изучаемыми

звуками.

Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале.

Распространение предложений за счёт введения

однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

Составление предложений по картине, по вопросам.

Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графичесий планы).

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Весна. Приметы весны. Мамин праздник»,

«Комнатные растения»,

«Пресноводные и аквариумные рыбы»,

«Наш город»,«Весенние работы на селе»,

«Космос»,«Откуда хлеб пришел?»,

«Почта»,

«Правила дорожного движения»

«Лето. Насекомые»

Публикации по теме:

Годовой отчет учителя-логопеда за 2015–2016 учебный год Годовой отчет учителя-логопеда Утемишевой Г. К. за 2015 -2016 учебный год. Логопедическая работа в течение года строилась в соответствии.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 7) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Апрель 1 «Виват, царь Петр!» Цель: - Развивать у детей интерес к истории образования города. - Вызвать.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 1) Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района.

Рабочая программа для старшей группы (1 часть) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Рабочая программа для старшей группы (часть 2) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2 2.2 Организация системы взаимодействия педагога – психолога - с руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы.

Рабочая программа учителя-дефектолога Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР. 1.3. Принципы и.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5–7 лет На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общервивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.

Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (продолжение) 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы 3. Комплексно-тематическое планирование 4. Взаимодействиеучителя-логопеда.

Рабочая программаучителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (I часть) Содержание. I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка….3 1.1. Нормативно – правовая база….3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)
Опубликовано: 11 октября 2016 в 10:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа учителя-логопеда (часть 3)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коршунова (УИ 166123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД