Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2

Наталья Авдеева
Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2

2.2 Организация системы взаимодействия педагога – психолога

- с руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы обеспечить комплексное сопровождение педагогической деятельности для реализации поставленной коллективом цели.

2. Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).

5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.

6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.

8. Предоставляет отчетную документацию.

9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.

- с зам. зав. по УВР

1. Участвует в разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

2. Формирует содержание психолого - педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.

3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого – педагогическим вопросам.

5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.

6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

9. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК

10. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно - развивающей среды.

11. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.

12. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ - технологии).

14. Оказывает помощь в создании предметно - развивающей среды в группах.

15. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.

- с воспитателями

1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших до­школьников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).

4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).

13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, мультимедийные технологии, ИКТ- технологии).

15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.

- с музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).

3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.

7. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.

8. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга.

10. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях.

11. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.

12. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

- с инструктором по физической культуре

1. Участвует в составлении программы психолого- педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.

2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

7. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию

8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.)

9. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

- с учителем - логопедом

1. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

2. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.

3. Разрабатывает индивидуально - ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.

- с родителями

Обучает родителей:

• способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

• умению организовывать и направлять разные игры детей;

• методам игрового взаимодействия с ребенком;

• созданию оптимальной развивающей среды дома;

• правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

• индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

• групповые тематические консультации для родителей;

• психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

• с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

• со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

• создания условий для успешной социализации детей;

• обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

• психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

• потребность к овладению психологическими знаниями;

• модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);

• предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит:

• групповые тематические консультации для родителей:

• индивидуальные консультации для родителей по запросу;

• консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта.

2.3 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию рабочей программы

Направление развития Методические пособия Наглядно – дидактические пособия Рабочие тетради

Познавательное развитие 1. Барсукова Е. В., Евдокимова Л. А., Семененко Л. А. Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей 5-9 летнего возраста.

2. Л. Парамонова, Н. Головнева 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребенка к школе.

3. О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе.

4. М. В. Ильина Развитие невербального воображения.

5. А. С. Роньжина Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

6. В. Л. Шарохина Коррекционно – развивающие занятия в средней группе.

7. В. Л. Шарохина Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе.

8. В. Л. Шарохина Коррекционно – развивающие занятия в подготовительной группе. 1. М. В. Ильина Развитие вербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал.

2. М. В. Ильина Развитие невербального воображения. Раздаточный и демонстрационный материал.

3. А. С. Роньжина Раздаточный материал к занятиям психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.

4. В. Л. Шарохина Раздаточный материал к корекционно – развивающим занятиям в старшей группе

5. Л. И. Катаева Раздаточный материал к корекционно – развивающим занятиям в подготовительной группе.

6. Логическое лото «У кого какой малыш».

7. Логическое лото «Профессии».

8. Демонстрационный материал «Времена года».

Социально – коммуникативное развитие 1. И. В. Граничева Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми

2. Л. А. Дубина Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений.

3. Л. И. Катаева Работа психолога с застенчивыми детьми.

4. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослым и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)

5. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина Я,ты, мы Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.

6. В. Кротов Озорство и хулиганство.

7. И. Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду

8. Н. В. Микляева, С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина Сказкотерапия в ДОУ и семье.

9. О. А. Шорохова Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.

10. М. М. Миронова Разработки занятий Средний и старший дошкольный возраст.

11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

12. В. Г. Пузиков Технология ведения тренингов. Методическое пособие для начинающих тренеров. 1. И. В. Граничева Демонстрационный материал Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)

2. Л. А. Дубина Картинный материал для проведения игр и упражнений по коммуникативной компетентности дошкольников

Организационный раздел программы педагога – психолога

___

3.1 Формы организации психолого – педагогического сопровождения

С родителями: С педагогами: С детьми:

индивидуальные консультации

групповые консультации

психологические тренинги

«Школа для родителей» индивидуальные консультации

подгрупповые консультации

групповая консультация

тренинг подгрупповые занятия

индивидуальные занятия

фронтальные занятия

3.2 Режим организации психолого – педагогического сопровождения

Месяцы Индивидуальная работа с детьми Коррекционно – развивающие (групповые) занятия с детьми

Работа с воспитателями Работа в ПМПк

Сентябрь По запросу родителей / воспитателей

согласно годовому плану

согласно годовому плану

Октябрь

Ноябрь Дети, находящиеся на сопровождении педагога – психолога (по результатам диагностики/заключению ПМПК) занимаются 2 раза в неделю (Список детей находится у специалиста) Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю

Дети старших групп - 1 раз в неделю

Декабрь Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю

Дети старших групп - 1 раз в неделю

Январь Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю

Февраль Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю

Дети средних групп - 1 раз в неделю

Март Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю

Дети средних групп - 1 раз в неделю

Апрель Дети подготовительных групп – 1 раз в неделю

Май Дети подготовительных группы – 1 раз в неделю

Июнь Дети ясельной группы 2 раза в неделю

Дети 2-ой младшей группы 2 раза в неделю

Июль Дети ясельной группы 2 раза в неделю

Дети 2-ой младшей группы 2 раза в неделю

Август Дети ясельной группы 2 раза в неделю

Дети 2-ой младшей группы 2 раза в неделю

3.3 Особенности организации психолого – педагогического сопровождения

Организация психолого – педагогического сопровождения осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013г. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013г.

4. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93» на 2015 – 2016 учебный год.

Публикации по теме:

Рабочая программа педагога ДОУ Презентация по рабочей программе педагога ДОУ Бажанова Екатерина Юрьевна Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного .

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.

Рабочая программа. Часть первая Целевой раздел Пояснительная записка. Перечень нормативно-правовых документов. Рабочая программа разработана в соответствии с : - Федеральным.

Рабочая программа для старшей группы (1 часть) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Рабочая программа для старшей группы (часть 2) Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ.

Рабочая программа педагога дошкольной образовательной организации [«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию.

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 34» "ПРИНЯТО": Педагогическим.

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 2) Показатели уровня развития музыкальных и артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста. К 7-ми годам дети проявляют.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога. Часть 2
Опубликовано: 4 июня 2016 в 11:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка ко Дню защитника Отечества в технике «скрапбукинг»
Каждый мужчина, проходивший срочную службу, мечтал о возвращении домой, о встрече с любимой. Морякам раньше приходилось по 3 года не бывать дома,...
Фотоотчет «Поздравляем наших пап»
Каждый год 23 февраля в нашей стране отмечают День Защитника Отечества. Этот праздник считается мужским праздником, так как в этот день мы все поздравляем...
Мастер-класс по изготовлению открытки «Кораблик для папы»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! В преддверии праздника "День защитника Отечества", мы с детками моей группы решили сделать папам поздравительные...
Фотоотчет «Знакомим малышей с творчеством Л. Пантелеева»
Сегодня дети средней группы "Детствограда" отправились в библиотеку им. А. Пешкова, чтобы познакомиться с новыми друзьями- героями сказок Леонида...
Фотоотчет о выставке военной технике в старшей группе
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и...