Получи документы

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1)

Юлия Денисова
Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 34»

"ПРИНЯТО" :

Педагогическим советом

МБДОУ ПГО "Детский сад № 34"

Протокол №___

от "___"___20___г.

"УТВЕРЖДАЮ" :

Заведующий МБДОУ ПГО

"Детский сад № 34"

___Харина Н. В.

"___"___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для детей 5 -7 лет

Разработчик программы

Публикация «Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1)» размещена в разделах

музыкальный руководитель

МБДОУ ПГО «Детский сад № 34»

Денисова Ю. А.

Г. Полевской

Пояснительная записка

В последнее время система дошкольного обучения и воспитания претерпевает большие изменения. Социальный заказ общества на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях, ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуализации каждого ребёнка, позволяют по-новому поставить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает искусство. Влияние искусства на развитие творческого потенциала отражено в работах Л. С. Выготского, А. И. Савенкова и др.

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, в котором в наибольшей мере концентрируются творческие проявления. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую деятельность, и представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творческих способностей детей.

В отечественной музыкальной педагогике имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей (Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова и др.). Исследователи отмечают зависимость уровня музыкально-творческого развития от развития познавательных способностей, мышления и воображения; рассматривают творческую деятельность как естественную для возможностей каждого ребёнка и отмечают проявление творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, в том числе и музыкально-театральной.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Детский музыкальный театр позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

-художественным образованием и воспитанием детей;

-формированием эстетического вкуса;

-нравственным воспитанием;

-развитием коммуникативных качеств личности;

-развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи.

Кроме того, детский музыкальный театр обладает рядом преимуществ в сравнении с другими видами музыкальной деятельности дошкольников : в музыкальном спектакле взаимосвязь различных видов искусств наиболее естественна и целостна; музыкально-сценическая деятельность дошкольников основана на интегрировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на детских музыкальных инструментах и т. д., предполагает активное включение детей в творческую деятельность и сочетание коллективных и индивидуальных форм работы (инсценировка песен, постановка клипов, народных обрядов и т. д.).

И главное, детский музыкальный театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности музыкального руководителя.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста музыкальный руководитель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста:

-содержательные условия;

-организационные условия;

-технологические условия (принципы, методы, приемы);

-материально-технические условия (развивающая среда);

-социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);

-контрольно-диагностические условия.

Рабочая программа по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5-7 лет разработана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ ПГО «Детский сад № 34» :

-Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

-СанПиН 2.4.1 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Рабочая программа опирается на :

- основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования МБДОУ ПГО «Детский сад № 34»;

- комплексную программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;

- региональную образовательную программу О. В. Толстиковой, О. В. Савельевой «Мы живём на Урале». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО» - 2013;

- программу «Театр-творчество-дети» Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович;

- программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». М. : Гном-ПРЕСС, 1999 г. ;

- авторскую программу Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».

Используются методические рекомендации и разработки :

-Тютюнниковой «Уроки музыки. Система обучения К. Орфа», М, : 2000 г;

-Н. Г. Куприной «Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста», Е-бург: 2003 г;

-Н. Г. Куприной «Коммуникативные игры в социальном развитии детей», Е-бург: 2002 г;

-Е. А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», М. : Мозаика – Синтез, 2003 г;

-Т. И. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», М, : «Школьная пресса», 2003 г. ;

-М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»;

-Е. В. Мигуновой «Организация театрализованной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 г. ;

- Н. Сорокиной «Театральные занятия в детском саду», журнал «Дошкольное воспитание» № 7-12, 2002 г. ;

- Л. А. Гороховой и Т. Н. Макаровой «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ», М. : Творческий центр «Сфера», 2005 г. ;

-Е. Д. Макшанцевой «Скворушка» (музыкально-речевые игры для дошкольного возраста, М. : АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998 г. ;

-Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М. : ЭКСМО, 2010 г. ;

-И. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений (доинструментальный период)», Е-бург: 1994 г.

Теоретико- методологическим фундаментом данной программы явились философские и психолого-педагогические концепции ценностно-ориентационной и творческой деятельности (Б. М. Теплов, Б. В. Асафьев, Б. В. Яворский, Н. А. Ветлугина).

При разработке программы введен музыкальный репертуар, направленный на ознакомление воспитанников с историей края, народными обычаями и обрядами, музыкальными традициями Урала.

Цель и задачи программы

Основная цель программы :

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

-Всесторонне совершенствовать развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.

-Расширять знания детей об окружающей действительности.

-Воспитывать гуманные чувства.

-Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.

-Расширять словарный запас детей.

-Формировать правильное произношение всех звуков.

-Совершенствовать дикцию, интонационную выразительность речи.

-Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

-Побуждать детей к поиску выразительных средств для создания образа персонажа, используя мимику, движение, позу, жест, речевую интонацию.

-Совершенствовать игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.

-Развивать творческую самостоятельность

Основные принципы программы.

Для правильной организации процесса развития творческого потенциала дошкольников важно учитывать следующие принципы:

• Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

• Целостность в решении педагогических задач :

-обогащение детей музыкальными впечатлениями;

-претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

-приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).

• Принцип поощрения творческой инициативы детей, самостоятельной организации музыкальной деятельности.

• Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем видам музыкальной деятельности.

• Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Принцип партнерского взаимодействия и сотрудничества:

-сотрудничество между всеми субъектами образовательного процесса (ребёнок, педагог, родители);

-комплексное взаимодействие педагогов-специалистов.

• Принцип развивающего характера обучения.

• Принцип активизации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

• Принцип интеграции развития музыкальности ребенка с другими видами художественно-эстетической деятельности.

• Принцип положительной оценки деятельности детей.

• Принцип стимулирования музыкально-творческой деятельности детей.

• Принцип импровизации – музыкальная деятельность рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое партнерское взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой; основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.

Характеристика развития музыкально-творческой деятельности детей

Шестой год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Дошкольник уже не просто интересуется музыкой, ему необходимы музыкальные впечатления. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности. Ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности ребенка.

Содержание психолого-педагогической работы

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Воспитывать в детях готовность к творчеству.

3. Активизировать познавательный интерес.

4. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку.

5. Активизировать ассоциативное и образное мышление.

6. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

7. Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными действиями.

8. Развивать умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.

9. Совершенствовать двигательные способности, умение владеть своим телом, гибкость, выносливость, подвижность, координацию движений.

10. Совершенствовать умение детей импровизировать.

11. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

12. Совершенствовать исполнительские навыки детей в создании художественного образа.

13. Побуждать сочинять на заданные темы с предлагаемыми обстоятельствами.

14. Совершенствовать умение детей самостоятельно находить выразительные средства для передачи образа.

15. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности.

16. Закреплять знания о правилах кукловождения.

17. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей.

18. Закреплять правильное произношение всех звуков.

19. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

20. Побуждать детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок.

21. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь.

22. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки с помощью взрослого.

23. Развивать музыкальные способности детей.

24. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Организационные условия жизнедеятельности детей

Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:

совместной деятельности взрослого и детей

самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Содержание непосредственно образовательной деятельности включает в себя :

- просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;

- игры-драматизации;

-упражнения для социально-эмоционального развития детей;

-коррекционно-развивающие игры;

-упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

-игры-превращения, образные упражнения;

-упражнения на развитие детской пластики;

-ритмические минутки (логоритмика);

-пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

-театральные этюды;

-упражнения на развитие вокально-хоровых навыков;

-игру на детских музыкальных инструментах;

-упражнения на развитие основных музыкальных способностей;

-подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

-знакомство с различными выразительными средствами драматизации знакомых сказок.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности :

-игровой,

-двигательной,

-познавательно-исследовательской,

-коммуникативной,

-продуктивной,

-музыкально-художественной,

-трудовой,

-чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она заключается в информировании родителей относительно задач, содержания, средств музыкально-творческого развития детей на каждый месяц и рекомендациях совместного посещения детьми и родителями различных концертов для детей (в детских музыкальных школах, концертных залах, вовлечение родителей в подготовку и проведение праздников, развлечений, театрализованных постановок, а также в посещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в формировании у родителей умения выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения за достижениями ребёнка в музыкально-творческой деятельности.

Интеграция содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:

-Формировать потребность общаться, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками, поощрять желание задавать вопросы.

-Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.

-Развивать и активизировать словарный запас детей.

-Развивать образную речь детей в подборе эпитетов, рисующих тот или иной музыкальный образ.

-Развивать невербальные средства общения (мимика, жесты).

-Формировать умение отчётливо произносить слова в песне, в игре-драматизации, петь и говорить спокойно, естественным голосом без напряжения.

-Формировать умение вести диалог с педагогами : слушать и понимать заданный вопрос.

-Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.

-Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

-Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

-Формировать первичные представления о себе, своих чувствах, эмоциях, а также окружающем мире.

-Стимулировать детей к посильному участию в изготовлению масок, атрибутов, костюмов, декораций.

Образовательная область

Познавательное развитие

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:

-Формировать представления о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их произведениях.

-Обогащать музыкальные впечатления детей

-Развивать умения элементарного музыкального анализа.

-Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т. е. об авторстве продукта.

-Знакомить с театром через мини-спектакли, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Образовательная область

Речевое развитие

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:

-Исполнять песни, хороводы, игры под тексты стихотворений, потешек.

-Знакомить с литературными произведениями в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

-Использовать музыкальные произведения как средство обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Физическое развитие -Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, начальных представлений о здоровом образе жизни.

-Осуществлять постоянный контроль за формированием правильной осанки

-Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.

-Развивать координацию движений, мелкую моторику, умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

-Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения двигательной деятельности.

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса:

-Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения продуктивной деятельности.

-Использовать продуктивные виды деятельности для закрепления результатов восприятия музыкальных произведений.

Методы, приёмы и технологии развития творческих способностей детей в процессе музыкально- театрализованной деятельности.

Успех выполнения программы во многом зависит от правильной организации процесса развития детей. Система развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-театрализованной деятельности предполагает использование различных методов:

-наглядно-слуховой;

-наглядно-зрительный;

-словесный;

-практический;

-метод контрастных сопоставлений;

-метод уподобления характеру звучания музыки (предполагает активизацию

разнообразных творческих действий, направленных на создание образа);

-методы личностно-ориентированного подхода (рефлексивные,

диагностический, методы педагогической поддержки, метод создания ситуации

выбора и успеха, метод диалога).

Программа предполагает использование таких приёмов, которые обращены сразу ко всей группе участников или направлены на активизацию каждого ребё нка в отдельности:

-прямой показ действий и их вариантов педагогом;

-объяснение;

-совместные действия педагога и ребёнка;

-иллюстрирование;

-побуждение к самостоятельным проявлениям активности ребёнка;

-анализ детской продукции;

-обсуждение и оценка детьми.

В процессе музыкально-творческой деятельности используются технологии:

-здоровьесберегающие

-игровые

-проектная

-технология интегративного обучения

Содержание работы с воспитателями

Консультации

-«Как оформить уголок для театрализованной деятельности в группе в соответствии с возрастными особенностями»

-«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей»

-«Работа с дошкольниками над постановкой спектакля»

-«Влияние театрализованных игр-драматизаций на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»

-«Использование театрализованной деятельности в целях формирования социально-эмоционального развития ребёнка»

Мастер-классы

-«Ростовая кукла для детей»

-«Театральные куклы своими руками»

Совместная театрализованная деятельность

-Разучивание и исполнение ролей в театрализованных постановках

-Изготовление декораций, костюмов, атрибутов для театрализованных постановок

Содержание работы с семьями воспитанников

Консультации

-«Музыкальное восприятие в семье»

-«Музыкальные игры с ребёнком дома»

-«Учимся слушать музыку дома»

-«Играем вместе с детьми»

-«Подарите детям праздник»

-«Домашний концерт»

-«О музыке и здоровье»

-«Дети и театр»

-«Крупная польза мелкой моторики»

-«Роль фольклора в развитии детей»

-«Зачем ребёнку кукольный театр»

Совместная театрализованная деятельность

-Разучивание и исполнение ролей в театрализованных постановках

-Изготовление декораций, костюмов, атрибутов для театрализованных постановок

Структура организации непосредственно-образовательной деятельности

Возрастная группа старший дошкольный возраст

Возраст 5-7 лет

Продолжительность занятия 30 мин

В неделю занятий 1

В месяц занятий 4

В год занятий 36

Непосредственно-образовательная деятельность предполагает следующие формы организации детей :

-групповая;

-подгрупповая;

-индивидуальная.

Публикации по теме:

Интерактивная презентация консультации «Рабочая программа педагога доо» Слайд 1 Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч. 1, п. 1 • Педагогические работники обязаны: осуществлять свою.

Рабочая программа. Часть первая Целевой раздел Пояснительная записка. Перечень нормативно-правовых документов. Рабочая программа разработана в соответствии с : - Федеральным.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности детей подготовительной группы I неделя сентября. Тема №1. «Пальчиковый театр «Машенька и медведь»-воспитывать коммуникативные качества детей; -развивать диалогическую.

Рабочая программа педагога ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№18» Утвержден: Заведующий МКДОУ Принято на педагогическом совете.

Рабочая программа педагога-психолога ДОУ на 2015–2016 год Рабочая программа педагога- психолога. Подготовила : Синицына Татьяна Михайловна. Педагог-психолог Детского сада № 104 ОАО "РЖД". 1. Пояснительная.

Рабочая программа педагога средней группы Пояснительная записка Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Смешарики» Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Смешарики». старшая группа «Солнышко». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр – это волшебный.

Рабочая программа по логоритмике (часть 5) 4.5. Особенности развития статической и динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики, речевого дыхания у.

Рабочая программа по логоритмике (часть 6) 4.9. Развитие координации и ритмизации движений Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся.

Рабочая программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей «Веселый каблучок» Введение Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1)
Опубликовано: 24 января 2016 в 16:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД