НАТАЛЬЯ ЛАРИОНОВА
Рабочая программа кружка «Игралочка для малышей».
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
по интеллектуально – речевому развитию
детей младшего дошкольного возраста
«Игралочка для малышей»
Аннотация
В данной работе рассмотрена эффективность использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера способствующих интеллектуально – речевому развитию детей младшего дошкольного возраста. Игры – занятия с палочками и блоками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Публикация «Рабочая программа кружка „Игралочка для малышей“,» размещена в разделах
Данная работа предназначена для воспитателей ДОУ, работающих с детьми младшей группы.
На практике перечисленные выше задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Игралочка для малышей», программу которого я и предлагаю Вашему вниманию.
Содержание:
1. Пояснительная записка. 4
2. Цели и задачи программы. 6
3. Организационно-методическое обеспечение программы. 8
4. Формы и методы занятий. 8
5. Техническое оснащение занятий. 9
6. Перспективный план работы кружка 10
7. Предполагаемые результаты. 16
8. Список использованной литературы 18
9. Приложение 19
1. Пояснительная записка.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне - развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера и логических блоков бельгийского математика и психолога Золтана Дьенеша для обучения детей основам математики и конструирования.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, меня заинтересовала возможность применения универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель логических блоков – научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам.
Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера и с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Игралочка для малышей». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
2. Цели и задачи программы:
Цель: развитие умственных и речевых способностей в процессе игры в благоприятной среде на основе сотрудничества детей и воспитателя.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой, фиолетовый, вишневый).
2. Формировать умение следовать устным инструкциям.
3. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше - ниже, толще – тоньше.
Развивающие:
Развивать у детей
- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
- мелкую моторику рук и глазомер;
- творческие способности и фантазию;
- способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные: Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
Формировать стремление доводить дело до конца.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядность (наличие дидактических материалов).
- сотрудничество и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают цвета и их оттенки; названия и отличительные признаки геометрических фигур (в стихотворной форме, обогащают словарный запас, учатся работать по схемам, сравнивать и обобщать предметы по определенному признаку (цвету, длине, форме и т. д.).
3. Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на учебный год по 2 занятия в неделю, длительностью 15 минут.
Численность детей в кружке – 15 человек делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 3-4 года.
4. Формы и методы занятий.
В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физкультурных пауз.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
-частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
-исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:
- фронтальный (одновременно со всей подгруппой).
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
- групповой (работа в парах).
- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
5. Техническое оснащение занятий.
Для игровых занятий необходимо иметь:
- «наборы палочек Кюизенера» - 1 коробка на 2 детей.
- «блоки Дьенеша» - 1 коробка на 3 детей.
- Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Борисенкова Е. Ю. «Маленькие логики» Альбом-игра (блоки Дьенеша)
- карточки с символами свойств - 1 на всех детей
- Схемы для накладывания палочек при составлений
трудных иллюстраций - по 1 на каждого ребенка.
- Схемы для составления изображения
с помощью блоков Дьенеша. - по 1на каждого ребенка.
Для закрепления полученных знаний включаю в последнюю часть в занятия с палочками Кюизенера дидактическую игру «цвет и форма», где дети находят предметы того оттенка, с которым познакомились. Эту же игру (её II вариант) использую для занятий с блоками Дьенеша, где дети подбирают предметы, похожие на геометрические формы и тела.
6. Перспективный план работы
интеллектуально-развивающего
кружка «Игралочка для малышей» для детей
младшего дошкольного возраста.
Месяц Тема занятия Цель занятия
Сентябрь 1. Введение. Знакомство с палочками Кюизенера.
Игра: «По синей дорожке спешит сороконожка». - Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования. Учить различать и показывать цвет палочек (синий).
2. Игра: «По красной дорожке друзья идут к Антошке». -Учить различать и показывать цвет палочек (красный).
3. Игра: «На желтой дорожке угадай, чьи ножки». -Учить различать и показывать цвет палочек (желтый).
4. Игра «На разноцветной дорожке кошки меряют сапожки» - Обогатить словарь ребенка словом «разноцветные палочки»
5. Игра с палочками «Для нашей мамы кошки поем мы на дорожке» -Развитие наблюдательности (рассмотрим маму-кошку) и внимания (веселые котята или грустные).
6. Игра «На лесной дорожке зайчики-трусишки: шапки одинаковы разные штанишки». - Обогатить словарь ребенка словами «одинаковые палочки», «разные палочки», учить сравнивать по длине палочки розовую и голубую, какая длиннее, какая короче.
7. Игра «Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по форме, размеру, толщине) - Освоение свойств, слов «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Октябрь 1. Знакомство с блоками Дьенеша.
Игра №1 «Бусы для мамы». - Знакомство с новым дидактическим материалом, сравнение форм по размеру: большие - маленькие.
Формировать представление о форме (круг, цвете (синий, красный, желтый, учить понимать смысл выражения «такой же по форме».
2. Игра №2 «Дорожка к детскому саду» -Формировать представление о форме (квадрат, цвете (синий, красный, желтый, учить понимать смысл выражения «такой же по форме».
3. Игра №3 «Сказочное солнышко» -Формировать представление о форме (треугольник, цвете (синий, красный, желтый, учить понимать смысл выражения «такой же по форме».
4. Игра №5. «Бабочки-красавицы» -Учить группировать фигуры по двум признакам: цвету и форме, понимать смысл выражения «Такой же по цвету и форме».
5. Игра№6 «Друзья - ушастики» -Продолжать развивать умение группировать фигуры по двум признакам: цвету и форме, понимать смысл выражения «Такой же по цвету и форме».
6. Игра №7 «Разноцветные зайчата» -Учить ориентироваться на плоскости листа, закрепить умение группировать фигуры по двум признакам: цвету и форме.
7. Игра «Составь цепочку» Выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по форме. Закрепить отличительные признаки прямоугольника (заучивание четверостишия о прямоугольнике). Составление изображения по замыслу и схеме.
8. Игровое упражнение «Найди все такие палочки, как эта по цвету и длине». - Закрепить умение группировать палочки по двум признакам: цвету и длине.
9. Игра-задание «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету). - Закрепить умение группировать фигуры по двум признакам: по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
Ноябрь
1. Игровое упражнение «Лесенка» - Учить выкладывать палочки в определенной последовательности.
2. Игровое - упражнение «Найди такие же, как эта фигуры», но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета. - Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
3. Игровое упражнение «Лесенка»
- Закрепить умение выкладывать палочки в определенной последовательности.
4. Игра «Разноцветные коврики»
- Продолжить работу по обогащению словаря ребенка словом «разноцветные палочки»
5. Игровое упражнение «Цепочка» -Закрепить умение группировать фигуры по трем признакам: цвет, размер, толщина.
6. Игра - задание «Найди такие же, как эта фигуры» по цвету, но другой формы или такие же по форме». -Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
7. Игра-задание «Найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру» - Освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
8. Игровое упражнение «Цепочка» - Учить группировать фигуры по трем признакам: цвет, размер, толщина.
9. Игра – задание с палочками «Второй ряд» - Продолжить работу по освоению свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Декабрь
1. Игра с блоками «Второй ряд» - Продолжить работу по освоению свойств, слов «такой же», «не такой» по цвету и размеру.
2. Игра с блоками «Домино» - Освоению свойств, слов «такой же», «другой».
3. Игра с палочками «Домино» - Продолжить работу по освоению свойств, слов «такой же», другой.
4. Игра «Разноцветные домики» - Продолжить работу по обогащению словаря ребенка словом «разноцветные палочки»
5. Игра «Раздели фигуры»
(работа в парах) -Продолжить работу по формированию представлений о форме (прямоугольник, цвете
(синий, красный, желтый)
6. Игра «Раздели фигуры» -Продолжить работу по формированию представлений о форме (круг, цвете (синий, красный, желтый)
7. Игра «Раздели фигуры»
(работа в парах) -Продолжить работу по формированию представлений о форме (квадрат, цвете (синий, красный, желтый)
8. Игра «Раздели фигуры»
(работа группой) -Продолжить работу по формированию представлений о форме (треугольник, цвете
(синий, красный, желтый)
9. Игра «Раздели фигуры» -Продолжить работу по формированию представлений о форме (все большие, все маленькие, цвете (синий, красный, желтый)
Январь
1. Игра «Все в ряд» - Ознакомление с символами свойств с опорой на наглядность, обогатить словарь ребенка словами «. это красный, большой, круглый, толстый блок»
2. Игра «Кто быстрее соберет блоки!» - Ознакомление с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти.
3. Игра с блоками «Поручения» - Продолжить работу по ознакомлению с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти.
4. Игра «На свое место» - Продолжить работу по ознакомлению с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти.
5. Игра «Мышки-норушки» - Ознакомление с символами свойств без опоры на наглядность, развитие зрительной памяти.
6. Игра «Заселим домики» - Продолжить работу по ознакомлению с символами свойств без опоры на наглядность, развитие зрительной памяти.
7. Игра «Кто быстрее спрячет» - Закрепить освоение с символами свойств без опоры на наглядность, развитие зрительной памяти.
Февраль
1. Игра «Вот козлят считает мама: рожек много деток мало».- Формировать представление о счете, умение ориентироваться на плоскости.
2. Игра «Надоело колобку лежать, он и покатился.» - Формировать умение сравнивать палочки по количеству и величине, умение накладывать палочки на изображение.
3. Игра «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц.» - формировать умение работать со схемой, напомнить название и героев сказки.
4. Игра «Катится колобок в лесу, а навстречу ему серый волк.» - формировать умение накладывать палочки на изображение, закрепить название и героев сказки.
5. Игра «Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет.» - формировать умение накладывать палочки на изображение, закрепить название и героев сказки.
6. Игра «Катится колобок, а навстречу ему лиса.» -формировать умение работать со схемой, закрепить название и героев сказки.
7. Игра «Закрывай скорей окошки- ты спасешь мышей от кошки» - Учить группировать палочки по двум признакам: цвет и размер, обогатить словарь ребенка словами «большой», «поменьше», «самый маленький».
8. Игра «Угадай, чей домик?» - Учить группировать палочки по двум признакам: цвет и размер, обогатить словарь ребенка словами «большой», «поменьше», «самый маленький».
Март
1. Игра №8 «Разноцветные домики» -Учить ориентироваться на плоскости листа, закрепить умение группировать фигуры по двум признакам: цвету и форме.
2. Игра «Цветочные полянки» (работа в парах) -Формировать представление о счете, закрепить умение группировать фигуры по размеру.
3. Игра «Лесные лужайки» (работа в парах) - Продолжить работу по ознакомлению с символами свойств с опорой на наглядность, развитие зрительной памяти. Заучивание четверостишия.
4. Игра «Цветик - семицветик» -Закрепить умение различать и называть цвет палочек.
5. Игра «Олень» - Формировать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.
6. Игра «Домик с забором» - Продолжить работу по формированию умения работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
7. Игра «Верблюд» - Продолжить работу по формированию умения работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.
8. Игра «Яблоко» - Продолжить работу по формированию умения работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.
9. Игра «Домик в деревне» - Закрепить умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
Апрель
1. Игра «Кит» - Формировать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.
2. Игра «Мышка» - Продолжить работу по формированию умения работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
3. Игра «Цветок» - Упражнять в умении работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
4. Игра «Котенок» - Совершенствовать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение. Заучивание четверостишия.
5. Игра «Улитка на солнышке» - Продолжать работу по формированию умения работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
6. Игра «Собачья семейка» - Упражнять в умении работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
7. Игра «Лесенка» - Совершенствовать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
8. Игра «Забор» - Закрепить умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.
Май
1. Игра «Птичий двор» - Формировать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
2. Игра «Аквариум» - Продолжить работу по формированию умения работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
3. Игра «Волшебные сказки:
Сказки острова Буяна» - Совершенствовать умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Заучивание четверостишия.
4. Игра «Волшебные сказки:
Сказка о Емеле» - Закрепить умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.
5. Игра «Угощение для медвежат» -Развитие умения сравнивать предметы по форме по одному - четырем свойствам, подведение к пониманию отрицания свойств.
6. Игра «Художники» - Формирование умения анализировать форму предметов, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения)
7. Игра «Магазин» -Совершенствовать умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать.
7. Предполагаемые результаты
В результате игровых занятий дети научатся:
- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
.
- различать основные цвета и их оттенки;
- следовать устным инструкциям и работать по схемам;
- улучшат свои коммуникативные способности.
.
Запомнят:
- отличительные признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, прямоугольника).
В начале и в конце года проводится диагностика (заполнение индивидуальных карт).
.
Диагностическая карта
Таблица с колонками:
1. Проявляет интерес к деятельности.
2. Принимает игровую задачу.
3. Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре.
4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину.
5. Различает «много» предметов и «один».
6. Строит разнообразные постройки, используя палочки и блоки.
7. Использует речь в процессе игры.
8. Умение осваивать действия с предметом.
9. Умение принимать игровую задачу.
10. Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек и блоков, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек и блоков. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками и блоками. Ребенок воспринимает различия палочек и блоков по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценен С. С., 2009. –с. 250
2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 3-5 лет / Л. Д. Комарова. – М. : Издательство ГНОМ, 2012. -с. 64
3. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша).- СПБ.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПБ., 2000.
5. Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера. - СПБ.
6. Финкельштейн Б. Б., Лелявина Н. О. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша. -СПБ.
7. Интернет-ресурсы:
http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_kyuizenera/id/834
http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha
http://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/palochki-kyuizenera-razvivaem-myshlenie-detej.html