Лучший педагог года

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса

Ирина Нестерук
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Азбука дорожного движения»

для 2 класса

Составитель: Нестерук Ирина Васильевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа курса внеурочной деятельности „Азбука дорожного движения“ для второго класса» размещена в разделах

Обучение школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95 №198-ФЗ.

Цель и задачи формирования у школьников навыков безопасного участия в дорожном движении определены указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, содержащими программно-целевые показатели и индикаторы снижения численности детей, погибших на дорогах России в результате дорожно-транспортных происшествий.

Республика Крым имеет интенсивную дорожно-транспортную среду и, как следствие, высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма. Главной причиной дорожно-транспортного травматизма является недостаточная грамотность участников дорожного движения.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями их психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Сегодня приоритетными направлениями являются - обеспечение безопасности дорожного движения всех его участников (пешеходов, водителей, пассажиров, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.

В базисном учебном плане образовательных организаций отдельной образовательной программы «Изучение правил дорожного движения» нет. Минимум учебных часов предусмотрено в образовательном курсе «Окружающий мир» (начальная школа, образовательная область «ОБЖ» - 6 часов.

Однако современный школьник должен быть готов к выполнению требований дорожной безопасности и обязан владеть набором навыков и умений безопасного участия в дорожном движении в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в полном объёме, независимо от степени своей субъективной готовности к этому.

Актуальность обучения учащихся основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания учащихся о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге.

Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности : проведение викторин, экскурсий на улицы города, бесед, тестов на знание правил дорожного движения, тематических занятий в «городке безопасности», анализа конкретных дорожных ситуаций, разработок проектов.

В программу входят занятия, которые помогают школьнику освоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести профилактическую работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Программа «Азбука дорожного движения» предназначена для использования во внеурочной деятельности во 2 классе.

Цель программы : формирование у младших школьников навыков безопасного участия в дорожном движении; овладение знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); формирование «транспортных» привычек; научить прогнозировать развитие ситуации на дороге.

Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование навыков безопасного участия в дорожном движении на основе моделирования реальных процессов дорожного движения у себя в сознании, умение прогнозировать и моделировать складывающиеся дорожные ситуации на основе знаний правил дорожного движения и особенностей движения транспортных средств и пешеходов.

Формирование установки на сохранение здоровья, привитие навыков здорового и безопасного образа жизни.

Задачи программы :

обучающие:

-способствовать приобретению школьниками знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда и пассажира;

развивающие:

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности,

- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

воспитательные:

- воспитывать законопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

Программа внеурочных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 2 класса общеобразовательных учреждений «Азбука дорожного движения» рассчитана на 34 часа.

1. Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты

с помощью учителя устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

освоение с помощью учителя безопасного способа пути;

с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала;

с помощью учителя подбирает аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы;

внутренняя позиция школьника на уровне принятия учебной задачи;

направленность на усвоение новых знаний и способов действий;

уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

умение выделять нравственный аспект поведения;

усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действий;

формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности;

развитие морального сознания;

осознание учебной цели и связи задач с конечной целью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

с помощью учителя определяет этапы решения учебной задачи;

с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

с помощью учителя оценивать сложившуюся ситуацию на дороге;

с помощью учителя планировать этапы решения учебной задачи и формулировать конечный результат действия;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

работать по предложенному плану;

отличать верно выполненное задание от неверного;

составление плана последовательности действий;

переопределение познавательной задачи в практическую;

принятие практической задачи;

формирование самооценки.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий;

самостоятельно или с помощью учителя работать со знаково-символическими средствами;

установление причинно - следственных связей;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

умение строить схемы;

самостоятельное создание способов решения задач;

умение структурировать материал;

построение логической цепи рассуждений;

умение использовать наглядные модели;

поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска.

Коммуникативные УУД:

с помощью учителя создаёт устные высказывания в соответствии с поставленными задачами;

с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения;

с помощью учителя формулировать собственное мнение и позицию;

с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

слушать и понимать речь других;

с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели;

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты

- называть изученные важнейшие знаки дорожного движения, сигналы светофора и регулировщика, дорожную разметку;

объяснять как вести себя в качестве пешехода и пассажира, правила движения на велосипеде, где можно играть и как обходить транспорт;

оценивать правильность поведения людей на дороге и в общественном транспорте, знать причины;

уметь переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

уметь правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде;

уметь переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки, проезжую часть с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта;

ориентироваться в дорожной обстановке : не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

уметь обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

объяснить товарищу правила поведения на дороге.

Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, будут знать Правила:

•перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

•перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением

транспорта и трамвайными путями.

Учащиеся 2-го класса будут уметь :

•переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

•обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;

•при посадке и высадке из общественного транспорта;

•ориентироваться в дорожной обстановке : не выходить из-за препятствий и

сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и

спиной к ней;

•не создавать помех движению транспорта;

•определять опасные и безопасные участки дорог и улиц.

•дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

2. Содержание курса.

Безопасность пассажиров. Безопасность пешеходов. Знаем ли мы правила дорожного движения. Знаем ли мы правила дорожного движения. Основные понятия и термины ПДД. Предупредительные сигналы. Движение учащихся группами и в колонне. Перевозка людей. Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. Нерегулируемые перекрестки. Оборудование автомобилей специальными приборами. Труд водителя. Разбор дорожных ситуаций на макете. Ситуации на дороге. Дорожные знаки. Основные виды травм и первая помощь при них. Поведение пассажиров при неизбежности ДТП. Обязанности велосипедистов. Оценка дорожных ситуаций. Остановочный и тормозной путь автомобиля. Ответственность за нарушение ПДД.

3. Тематическое планирование.

Тема занятия Количество часов

всего теория практика

Вводное занятие. 1 1

Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. 1 1

Практическое занятие. Почему на улице опасно (экскурсия) 1 1

Остановочный путь и скорость движения. 1 1

Пешеходные переходы. 2 1 1

Нерегулируемые перекрестки. 1 1

Регулировщик и его сигналы. 1 1

Проект № 1 «Регулируемая дорога». 2 1 1

Поездка на автобусе и троллейбусе. 1 1

Поездка на трамвае и других видах транспорта. 1 1

Дорожные знаки и дорожная разметка. 1 1

Дорога в школу. 1 1

Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут». 1 1

Где можно и где нельзя играть. 1 1

Ты – велосипедист. 1 1

Поездка за город. 2 1 1

Дорога глазами водителей. 1 1

Учусь читать дорожные знаки. 2 1 1

Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности». 1 1

Кодекс выживания городского пешехода. 1 1

КВН «Клуб внимательный пешеход». 1 1

Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта. 2 1 1

Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке». 1 1

Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. 2 1 1

Почему дети попадают в дорожные аварии. 1 1

Итоговое занятие в «Автогородке». 2 1 1

Повторение 1 1

Итого 34 22 12

4. Календарно-тематическое планирование.

п/п Тема занятия

Дата проведения

План Факт

1 Вводное занятие. Повторить правила дорожного движения, изученные в 1 классе. 04.09

2 Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. 11.09

3 Практическое занятие. Почему на улице опасно? 18.09

4 Остановочный путь и скорость движения. 25.09

5-6 Пешеходные переходы. 02.10

09.10

7 Нерегулируемые перекрёстки. 16.10

8 Регулировщик и его сигналы. 23.10

9-10 Проект № 1 «Регулируемая дорога» 13.11

20.11

11 Поездка на автобусе и троллейбусе. 27.11

12 Поездка на трамвае и других видах транспорта. 04.12

13 Дорожные знаки и дорожная разметка. 11.12

14 Дорога в школу. 18.12

15 Проект № 2 «Твой ежедневный маршрут» 25.12

16 Где можно и где нельзя играть. 15.01

17 Ты – велосипедист. 22.01

18-19 Поездка за город. 29.01

05.02

20 Дорога глазами водителей. 12.02

21- 22 Учусь читать дорожные знаки. 19.02

26.02

23 Проект №3 «Дорожные знаки в моей окрестности» 05.03

24 Кодекс выживания городского пешехода. 12.03

25 КВН «Клуб внимательный пешеход» 26.03

26-27 Правостороннее, двустороннее и одностороннее движение транспорта 02.04

09.04

28 Проект №4 «Расставь дорожные знаки на перекрёстке» 16.04

29 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах. 23.04

30 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на дорогах.

30.04

31

Почему дети попадают в дорожные аварии. 07.05

32 Итоговое занятие.

14.05

33 Итоговое занятие 21.05

34 Повторение

Публикации по теме:

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6–7 класса «Математический калейдоскоп» Содержание I. Пояснительная записка….2-3 II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности…3 III. Описание места.

Рабочая программа по реализации курса «Развитие речи» по программе «От рождения до школы» для детей 3–4 лет Принято от УТВЕРЖДАЮ педагогическим советом заведующий МАДОУ № МАДОУ № ___ ___ приказ № от протокол № Рабочая.

Рабочая программа по внеурочной деятельности по ДПИ для обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Волшебный карандаш» (Общекультурное направление) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» УТВЕРЖДЕНА Приказом от___№___ Рабочая программа внеурочной.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Волшебный карандаш» (Общекультурное направление) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» УТВЕРЖДЕНА Приказом от___№___ Рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1–2 классов [b]Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов [/b]Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочной.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе «Здоровейка» Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровейка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6–7 классах .

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный мастер» для детей 6–7 класса Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2093 им. А. Н. Савельева» Согласовано с Методическим советом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса
Опубликовано: 22 марта 2018 в 11:31
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД