Нина Каланчук
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Волшебный карандаш» (Общекультурное направление)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №24»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от___№___
Рабочая программа
внеурочной деятельности для 1 класса
«Волшебный карандаш»
(Общекультурное направление)
Составитель:
Каланчук Н. И.
учитель изобразительного искусства
г. Воскресенск
2017 год
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса „Волшебный карандаш“ (Общекультурное направление)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 2 класса составлена Каланчук Н. И. на основе авторской программы внеурочной деятельности ФГОС начального образования Е. И. Коротеевой (под редакцией Горского В. А. – М. Просвещение 2011 г.) и следующих документов:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.08.2011 г. № 2357, от 31.12.2015 г. №1576);
• Основной образовательной программой начального общего образования (ФГОС) МОУ «Гимназия №24»,утвержденной приказом №186/1 от 30.08.2015 г. ;
• Положением о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО №195 от 30.08.2017 г. ;
• Учебным планом МОУ «Гимназия №24» на 2017-2018 учебный год.
Сведения о сроках реализации программы.
Курс рассчитан на 34 часа в год по 1 часу в неделю.
В соответствии с планом внеурочной деятельности и примерными программами начального общего образования на изучение на изучение кружка «Волшебный карандаш» во 2 классе выделяется 34часа (1час в неделю по 45 минут)
Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
• внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
• положительная мотивация учебной деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам, понимания необходимости учения;
• ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
• знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
• с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
• ученик получи т начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»);
• ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе).
• эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами являются:
• способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
• умение осуществлять иформационный поиск для выполнения учебных задач;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, и т. д.)
• способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
• совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;
• приобретение навыков культуры общения (дома в школе, в обществе).
• умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д. ;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Формирование коммуникативных УУД:
• ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
• ученик научится работать коллективно или в группах, в парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
• ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
• ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- учащиеся должны знать
• виды художественной деятельности : изобразительной
(живопись, графика, скульптура, конструктивной (дизайн и архитектура, декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимать образной природы искусства;
• оценивать явления природы, события окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- учащиеся должны уметь
• видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• уметь узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
• уметь объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражать в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• уметь приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
- учащиеся должны использовать в своей практической деятельности
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
Распределение часов по темам.
№ п/п Темы
1 Живопись 9ч
2 Графика 9ч
3 Скульптура 4ч
4 Аппликация 4ч
5 Бумажная пластика 3ч
6 Работа с природными материалами 2ч
7 Организация и обсуждение выставки детских работ. 1ч
Итого 33ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Живопись (9 часов)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа : освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.
2. Графика (9 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа : изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.
3. Скульптура (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа : лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных
4. Аппликация( 4 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа : изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций). Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков
5. Бумажная пластика (3часа)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа : изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность
«Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»
6. Работа с природным материалом (2 часа)
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т. д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются
пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа : изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».
7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов
Календарно-тематическое планирование
(внеурочная деятельность)
«Волщебный карандаш», 1 класс, 2017-2018уч. г.
№ п\п Темы Кол-во
часов Дата
план Дата
факт
Живопись (9часов)
1 Начальные представления об основах живописи. 1 01.09-08.09
2 Практическая работа Освоение приемов получения живописного пятна. 1 11.09-15.09
3 Изображение пейзажа. 1 18.09-22.09
4 Рисуем радугу. Цветовой спектр. 1 25.09-29.09
5 Практическая работа. Изображение сказочных животных. 1 02.09-06.10
6 Практическая работа. Изображение птиц. 1 09.10-11.10
7 Дом для моей семьи. 1 16.10-20.10
8 Контраст теплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или черной краской. 1 23.10-27.10
9 Практическая работа. Изображение растений. 1 30.10-03.10
Графика. (9 часов)
10 Практическая работа. Изображение трав. 1 06.11-10.11
11 Знакомство с выразительными средствами графики. Выразительность линии. 1 13.11-17.11
12 Первичные представления о контрасте темного и светлого пятен. 1 27.11-01.12
13 Практическая работа Изображение деревьев. 1 04.12-08.12
14 Варианты создания тонового пятна в графике Практическая работа Изображение веток. 1 11.12-15.12
15 Ознакомление с вариантами работы с фломастерами. Практическая работа. Изображение объектов природы. 1 18.12-22.12
16 Ознакомление с вариантами работы с цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа. Изображение объектов быта. 1 25.12-29.12
17 Практическая работа. Изображение насекомых. 1 09.01-12.01
18 Практическая работа. Изображение тканей. 1 15.01-19.01
19 Штриховка. Рисуем дерево. Цветы 1 22.01-26.01
Скульптура. (4часа)
20 Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки-глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трехмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. 1 29.01-02.02
21 Практическая работа. Лепка отдельных фруктов, овощей. 1 05.02-09.02
22 Практическая работа. Лепка птиц. 1 12.02-21.02
23 Практическая работа. Лепка сладостей. 1 26.02-02.03
Аппликация. (4часа)
24 Знакомство с техникой обрывной аппликации. 1 05.03-09.03
25 Практическая работа. Изучение выразительности готовых цветочных эталонов. 1 19.03-23.03
26 Практическая работа. Создание простых композиций. Работа с засушенными цветами, листьями, травами. 1 26.03-02.04
27 Знакомство с техникой «вырезанная аппликация». 1 05.04-08.04
Бумажная пластика. (3часа)
28 Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей. 1 16.04-20.04
29 Практическая работа. Изображение уголка парка. 1 23.04-27.04
30 Практическая работа. Изображение детских горок. 1 30.04-04.05
Работа с природными материалами. (2часа)
31 Работа с природными материалами. 1 07.05-11.05
32 Изображение уголков природы. 1 14.05-18.05
Организация и обсуждение выставки детских работ.
33 Выставка детских работ. 1 21.05-25.05
Итого 33часа
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___/___/
«___» ___ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ___ 20___ г.
Руководитель ШМО ___ /___/
подпись расшифровка подписи