Рабочая программа педагога-психолога

Наталья Авдеева
Рабочая программа педагога-психолога

СОДЕРЖАНИЕ:

пп Содержание деятельности Страница

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

3-8

1.2. Цель и задачи рабочей программы

1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

1.4. Планируемые результаты и способы определения результативности

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. План деятельности по психолого – педагогическому сопровождению образовательного процесса 9-13

2.2. Организация системы взаимодействия педагога – психолога с участниками образовательного процесса 14-20

2.3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию рабочей программы 21-23

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Формы организации психолого – педагогического сопровождения 24-26

3.2. Режим организации психолого – педагогического сопровождения

3.3. Особенности организации психолого – педагогического сопровождения

4. Литература 27

Целевой раздел рабочей программы педагога – психолога

___

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа педагога – психолога МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93» разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155

Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013г.

Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «ЦРР – детский сад № 93» на 2015 – 2016 учебный год

Уставом Учреждения

Положением о системе планирования образовательной деятельности в МБДОУ №93

и примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, В. А. Васильевой.

Цель реализации рабочей программы - психолого- педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Цель работы педагога – психолога реализуется через решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

4. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

5. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

1.2 Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Показатели Возраст детей (лет)

2-3 3-4 4-5 5-6 6-7

Мышление Наглядно-действенное Наглядно-образное Наглядно-образное Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту Высокая чувствительность к физическому дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Индивидуально, у большинства низкая

Речь Увеличение словарного запаса

Способность понимать обобщённое значение слов Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли Формирование планирующей функции речи Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре Развитие целенаправленного запоминания Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания Манипулирование предметами, разбор предметов на части Экспериментирование, конструирование Рассказы взрослого, конструирование Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником

Условия успешности Разнообразие развивающей сферы Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Формы общения Ситуативно-личное Ситуативно-деловое Внеситуативно-деловое Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное Внеситуативно-личностное

Отношения со сверстником Мало интересен Мало интересен Интересен как партнер по сюжетной игре Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении Собеседник, партнер деятельности

Отношения со взрослым Источник защиты, ласки и помощи Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству Источник информации Источник информации, собеседник Источник эмоциональной поддержки

Поведенческие особенности Кризис 3 лет «Я-сам» Продолжение кризиса «Я-сам» Поведенческие особенности связаны с личностными особенностями Поведенческие особенности связаны с личностными особенностями К 7 годам – кризис, смена социальной роли

Эмоции Сильной модальности, резкие переходы Сильной модальности, резкие переключения Более ровные, старается контролировать Преобладание оптимистического настроения Развитие высших чувств

Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра «рядом» Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью

1.3 Планируемые результаты и способы определения результативности

1.3.1 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

Ребенок ориентируется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматривает картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.)

1.3.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать своми движениями и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Способы определения результативности рабочей программы.

Исследование познавательной сферы:

1. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс – диагностика в детском саду».

2. С. Д. Забрамная, О. В. Боровик «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей».

Исследование мотивационно-потребностной сферы:

А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых «Три желания».

Исследование эмоционально – личностной сферы:

1. К. Маховер «Рисунок человека»

2. Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн «Методика диагностики самооценки»

3. А. Р. Лурия «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»,

4. Л. Белак, С. Белак «Детский апперцептивный тест»

5. Т. С. Воробьева «»Методика диагностики эмоционального благополучия

Содержательный раздел рабочей программы педагога – психолога

___

2.1. План деятельности по психолого – педагогическому сопровождению образовательного процесса

Сроки, периодичность Направление деятельности Вид деятельности Объект деятельности

Сентябрь Психодиагностика

Проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми подготовительных к школе групп, выявление трудностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии каждого ребенка. Отбор детей для индивидуальной и групповой форм работы. Дети

Диагностика адаптации детей в условиях ДОУ Дети

Беседа с родителями младших групп. Сбор анамнеза. Родители

Психопрофилактика Анкетный опрос родителей, с целью психологической поддержки вновь поступивших детей. Родители

Псих. консультирование и информирование Проведение консультаций и ознакомление воспитателей подготовительных групп с рекомендациями на детей по результатам их обследования. Педагоги

Оформление стенда для воспитателей: «О проблемах адаптации» - ранний возраст, «Особенности психического развития детей», «Игры и игрушки в жизни ребенка», «Общаться с ребенком. Как?», … Педагоги

Подготовка и выступление на родительских собраниях в подготовительных группах. Родители

Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми Дети

Октябрь Психодиагностика Проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми старших групп, выявление трудностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии каждого ребенка. Отбор детей для индивидуальной и групповой форм работы. Дети

Диагностика межличностных отношений Т. Лири Педагоги

Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми Дети

Псих. консультирование и информирование Проведение консультаций и ознакомление воспитателей старших групп с рекомендациями на детей по результатам их обследования. Педагоги

Подготовка и выступление на родительских собраниях в старших группах. Родители

Школа для родителей Родители

Ноябрь Психодиагностика Проведение индивидуальной психодиагностической работы с детьми средних групп, выявление трудностей в интеллектуальном и эмоциональном развитии каждого ребенка. Отбор детей для индивидуальной и групповой форм работы. Дети

Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (индивидуальные, подгрупповые) занятия с детьми Дети

Псих. консультирование и информирование Проведение консультаций и выдача воспитателям средних групп рекомендаций на детей по результатам обследования детей. Педагоги

Подготовка и выступление на родительских собраниях в старших группах. Родители

Школа для родителей Родители

Психопрофилактика Деловая игра «Развитие коммуникативных умений педагогов» Педагоги

Декабрь Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие занятия с детьми (индивидуальные и групповые) Дети

Психопрофилактика Игры, направленные на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций Дети

Псих. консультирование и информирование Индивидуальное консультирование Родители, педагоги

Психодиагностика Изучение особенностей взаимоотношений в группах. Методика Я. Л. Коломинского «Секрет» Педагоги

Январь Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие занятия с застенчивыми детьми

Дети

Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми

Психопрофилактика Элементы релаксации в педагогическом процессе ДОУ Педагоги

Псих. консультирование и информирование Оформление уголка для родителей «Психологическая готовность к школе» Родители

Консультация педагогов подготовительных групп «Готовимся к школе» Педагоги

Индивидуальное консультирование Родители, педагоги

Психодиагностика Промежуточная диагностика в подготовительных группах. Дети

Февраль Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми Дети

Психопрофилактика Уголок для родителей «Как общаться с ребенком?» Родители

Псих. консультирование и информирование Консультация «Оптимизация взаимодействия с детьми» Педагоги

Школа для родителей Родители

Психодиагностика Изучение взаимоотношений педагогов с детьми. (Наблюдение, заполнение карты наблюдения, выдача рекомендаций педагогам) Педагоги

Март Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (подгрупповые) занятия с детьми

Дети

Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми

Психопрофилактика Уголок для родителей «Как общаться с ребенком?» Родители

Псих. консультирование и информирование Школа для родителей Родители

Психодиагностика Диагностика готовности к школе Дети

Апрель Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (подгрупповые) занятия с детьми

Дети

Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми

Психопрофилактика Уголок для родителей «Как общаться с ребенком?» Родители

Псих. консультирование и информирование Выступление и консультации для педагогов «Создание условий для полноценного психического развития ребенка» Педагоги

Психодиагностика Диагностика детей подготовительных групп Дети

Май Развивающая и сопровождающая работа Коррекционно-развивающие (подгрупповые) занятия с детьми

Дети

Коррекционно-развивающие (индивидуальные) занятия с детьми

Психопрофилактика Уголок для родителей «Как общаться с ребенком?» Родители

Псих. консультирование и информирование Психолого-педагогический консилиум «Психологическая готовность к школе» Педагоги

Психодиагностика Диагностика познавательных, психических процессов детей 3-4 лет Дети

Июнь, Июль, Август.

Индивидуальные консультации, по мере необходимости.

Педагоги, дети,

родители.

Сопровождение адаптационного процесса вновь поступивших воспитанников. Педагоги, дети,

родители.

Публикации по теме:

Программа самообразования «Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач полноценного развития детей в соответствии с ФГОС ДО» .

Рабочая программа педагога ДОУ Презентация по рабочей программе педагога ДОУ Бажанова Екатерина Юрьевна Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного .

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.

Рабочая программа педагога дошкольной образовательной организации [«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию.

Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Волшебные краски» Пояснительная записка. Актуальность программы. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей,.

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 1) муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 34» "ПРИНЯТО": Педагогическим.

Рабочая программа педагога по музыкально-театрализованной деятельности для детей 5–7 лет (часть 2) Показатели уровня развития музыкальных и артистических способностей у детей старшего дошкольного возраста. К 7-ми годам дети проявляют.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Резюме педагога-психолога Я, Кучерова Ирина Валерьевна, работаю в МАДОУ «Детский сад №12 «Ладушки» г. Старая Русса в должности педагога-психолога с 7 сентября 2009.

Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога
Опубликовано: 4 июня 2016 в 11:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по правилам дорожного движения для подготовительной группы
«Правила дорожные знать каждому положено! » Викторина по ПДД в подготовительной группе. Цель: Закрепить знания детей по правилам дорожного движения....
Как слепить пожарного из пластилина
Каким вы представляете себе пожарного? Скорее всего, это будет упитанный мужчина с усами, в красной униформе с желтыми полосочками. Лепка пластилиновых...
Статья «Из опыта работы: инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи»
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов является принцип партнерства с семьей....
Видеоролик песни «Армия идёт»
Видеоролик песни " Армия идёт" 13 февраля работники культуры БДЦ г. Сурска и воспитанники художественной самодеятельности приняли активное...
Консультация для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети...