светлана меркулова
Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования) на 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по теме : «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества»
на 2014 – 2015 учебный год.
Разработано воспитателем –
Меркуловой Светланой Вениаминовной
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Формы и методы реализации программы
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию (нетрадиционные техники рисования) на 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
- принципы организации
- методическое обеспечение
- предполагаемый результат
4. Работа с детьми.
5. Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7. Список литературы.
Пояснительная записка.
Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Цель:
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети старшей разновозрастной группы (4-6 лет) .
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет - 25 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
Форма и методы реализации программы :
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания с использованием ИКТ;
-Публикация информации на сайте ДОУ;
-Оформление предметно-окружающей среды.
Принципы организации:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-игровая форма подачи материала;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Методическое обеспечение программы :
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы :
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ) ;
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки) ;
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы) ;
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание) .
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей :
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Предполагаемый результат реализации программы :
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:
-Инициативность;
-Самостоятельность;
-Любознательность;
-Наблюдательность;
-Воображение, фантазия, образное мышление;
-Творческие способности;
-Склонность к экспериментированию;
-Способность к принятию решений.
Работа с детьми
Календарно-тематическое планирование рабочей программы в старшей разновозрастной группе (на 2014-2015 год)
Сентябрь – рисование пальчиками
1. Воздушные шарики.
2. Цветы.
3. Подарок маме.
4. Ветка рябины.
Октябрь – рисование ладошкой
1. Превращение ладошки.
2. Ковер из осенних листьев.
3. Осенние деревья.
4. Подводное царство.
Ноябрь- тычок жёсткой полусухой кистью
1. Пушистый котёнок.
2. Сказочный цветок.
3. Сова.
4. Ёжики на опушке.
Декабрь – рисование поролоном
1. Зима пришла.
2. Снежинки.
3. Зимний вечер в лесу.
4. Новогодний салют.
Январь – обрывание бумаги
1. Морозное окно.
2. Полярная ночь.
3. Зимние узоры.
4. Курочка и цыплята.
Февраль – печать по трафарету
1. Снегири.
2. Превращение гусеницы.
3. Матрешка.
4. Ваза с ветками.
Март – рисование на мокрой бумаге
1. За мокрым стеклом.
2. Солнечный цвет.
3. Дождь и радуга.
4. Весенние цветы.
Апрель - пластилинография
1. Дождик, дождик, капелька.
2. Космические дали.
3. Весеннее дерево.
4. Одуванчики.
Май - кляксография
1. Вишня в цвету.
2. Салют.
3. Кляксы наши друзья.
4. Чем пахнет лето?
Перспективный план работы по дополнительному образованию на 2014-2015 учебный год.
Раздел плана/
Период Средства
выразительности Материалы Формы работы
(способ получения изображения) Практические выходы.
Сентябрь
Рисование пальчиками Пятно, точка, короткая линия, цвет. Мисочки с гуашью, плотная бумага, разного цвета, небольшие листы, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Выставка рисунков:
«Моя любимая мамочка»,
«Орнамент из цветов».
Октябрь
Рисование ладошкой Цвет, фантастический силуэт Широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисует правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Коллективная работа : «Осенний клен»,
Выставка рисунков:
«Веселые бабочки», «Сказочные птицы».
Ноябрь
Тычок жесткой полусухой кистью Фактурность окраски,
цвет Жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Силуэт пушистого или колючего животного.
Выставка рисунков «Жёлтые цыплята»,
«Пушистые веточки».
Декабрь
Рисование поролоном. Пятно, фактура, цвет. Мисочка с гуашью, поролоновая печатка, плотная бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон. Выставка рисунков «Зимний вечер»,
«Мишка».
Январь
Обрывание бумаги. Силуэт, фактурность Бумага для обрывания, листы плотной бумаги, клей, кисточки, салфетки. Отрываются от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем то, что хочется изобразить, затем накладываются кусочки бумаги на клей. Объёмный пушистый или ворсистый рисунок.
Выставка «Весёлый попугай».
Февраль
Печать по трафарету. Силуэт, точка, короткая линия, цвет. Поролоновый тампон, трафарет, гуашь, кисть. Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета.
Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью. Трафаретный рисунок- «Я
колобок».
Выставка «Лебеди»,
«Самолёты».
Март
Рисование на мокрой бумаге. Фактурность окраски, цвет. Лист бумаги, вода, краски, кисть, салфетки. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получается как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. Выставка рисунков
«Весенний букет».
Апрель
Пластилинография Фантастический силуэт,
фактурность Пластилин, картон с нарисованным фоном и контуром. Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром. Коллективная работа.
Выставка «Арбузная долька»,
«Радуга».
Май
Кляксография Пятно, фактура, цвет. Лист бумаги, краски, салфетки. Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали. Выставка «Мои волшебные сны»,
«Я фантазёр».
Работа с родителями.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями на 2014-20145 год
Сентябрь
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (Информация на сайте ДОУ)
Октябрь
«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание)
Ноябрь
«Как часто рисует ваш малыш?» (Анкетирование)
Декабрь
«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация)
Январь
«Рисуем вместе с детьми»(Буклеты для родителей)
Февраль
«Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер-класс)
Март
«Увлекательное рисование» (Папка-передвижка)
Апрель
«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»(Памятки)
Май
«Наш семейный портрет» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями) .