Наталья Казанцева
Рабочая программа по дополнительному образованию. «Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга»
▼ Скачать + Заказать документы
[МДОУ ДСКВ №21 «АИСТ»
Инструктор по физическому воспитанию
Казанцева Наталья Александровна
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга для детей старшего дошкольного возраста».
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию, „Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игровой стретчинг
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
К семи годам должна быть развита способность, переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В программе представлены различные здоровьезберегающие технологии: Коммуникативные игры, суставная гимнастика, стретчинг, подвижные игры, точечный самомассаж, дыхательные упражнения, релаксационная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, беседы о здоровье.
Оздоровительная гимнастика с элементами стретчинга доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.
Содержание
Цель: Развитие физических, коммуникативные качеств, укрепления здоровья детей, приобщению их к здоровому образу жизни.
Задачи:
Оздоровительные задачи :
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательных упражнений, самомассажа;
Формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, гигиенических навыков.
Образовательные задачи :
Ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
Формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
Расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня физической подготовленности, развития физических и коммуникативных качеств у детей имевших низкий уровень их развития;
Стабилизация эмоционального фона у детей;
Снижение заболеваемости;
Потребность в ведении здорового образа жизни.
Разделы программы
Коммуникативные игры – это игры на развитие коммуникативных навыков детей (передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия).
Задачи:
Способствовать установлению отношений взаимопонимания, уважения, партнерства между детьми.
Мышечно-суставная гимнастика — это предварительный комплекс упражнений, который подготавливает организм и позволяет в дальнейшем легче освоить основные упражнения стретчинга.
Задачи:
Развивать гибкость, делать тело человека сильным, красивым;
Разрабатывать и укреплять суставы, освобождать их от отложения солей;
Делать позвоночник более гибким;
Повышать жизненный тонус, улучшать настроение и давать прилив бодрости и активности,
Стретчинг – комплекс упражнений для растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность.
Задачи:
Способствовать повышению двигательной активности;
Способствовать снижению мышечного напряжения, повышению эластичности мышц;
Улучшать настроение, поднимать самооценку, создавать ощущение комфорта и спокойствия в целом.
Подвижные игры – это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Задачи:
Способствовать формированию быстроты, выносливости, координации движений.
Активизировать дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Оказывать благотворное влияние на психическую деятельность.
Точечный самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Задачи:
Воздействовать через биоактивные точки на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости.
Способствовать повышению функциональных возможностей организма;
Способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.
Дыхательные упражнения - комплекс упражнений позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода.
Задачи:
Способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;
Содействовать снижения утомляемости и повышению концентрации внимания.
Способствовать повышению иммунитета.
Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения зрения и снятия усталости глаз.
Задачи:
Улучшать кровоснабжение глазных яблок;
Нормализовать тонус глазодвигательных мышц;
Способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.
Задачи:
Способствует развитию речи, творческого мышления;
Активизировать моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться.
Релаксационная гимнастика – метод физического воздействия на мышечный тонус с целью снятия повышенного нервно-психического напряжения, выравнивания эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.
Задача:
Способствовать снятию напряжения мышц после физической нагрузки.
Беседы о здоровье – это беседы, посвященные здоровому образу жизни.
Задачи:
Повышать знания детей о собственном теле, здоровье человека;
Вырабатывать привычку вести здоровый образ жизни.
Организация образовательного процесса
Оздоровительная гимнастика проводится групповым способом, 2 раза в неделю. В группе 12 дошкольников, имеющие низкий уровень развития физических качеств, коммуникативных; с отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Продолжительность – 25 мин.
Оздоровительная гимнастика разработана согласно основным педагогическим принципам:
Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.
Принцип постепенности. Предполагает постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок.
Принцип доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
Принцип чередования нагрузки. Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления.
Принцип наглядности. Предполагает построения занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
Принцип сознательности и активности. Предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.
Структура оздоровительной гимнастики
Оздоровительная гимнастика состоит из трё х частей: вводной, основной и заключительной.
I. Вводная часть (5-7 минут).
Осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Подготовка организма ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.
В содержание вводной части входят: подвижные коммуникативные игры, специальные упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
II. Основная часть (15-20 минут).
В этой части используются упражнения суставной гимнастики, стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей.
Подвижная игра – также составляющая основной части занятия. Подбор их осуществляется в зависимости от сложности предыдущих действий.
Заканчивается основная часть серией дыхательных упражнений способствующих более быстрому восстановлению организма и несущих оздоровительный характер.
III. Заключительная часть (3-5 минут).
В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и перехода к другим видам деятельности. Выполняются упражнения на релаксацию в игровой форме, проводится самомассаж, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседы о здоровье.
Список литературы:
1. Картушина М. Ю. оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. ТЦ Сфера Москва 2010 г.
2. Вареник Е. Н., Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет ТЦ Сфера Москва 2007 г.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет Мозайка-Синтез Москва 2011 г.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье ТЦ Сфера Москва 2012 г. ]