Рабочая программа по кружковой деятельности познавательно-экологической направленности «Юный эколог»

Лилия Зубова
Рабочая программа по кружковой деятельности познавательно-экологической направленности «Юный эколог»

Введение

Все науки о природе тесно связаны между собой. Объединяет их экология - наука комплексная, развивающаяся, помогающая в формировании мировоззрения и воспитания личности.

Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы.

По определению И. Д. Зверева (1980 г.) "Экологическая культура предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, а его практическая деятельность, отвечающая требованиям бережного отношения к природе, становиться важным показателем общественной активности и гражданской сознательности личности"

Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих дошкольников, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте пяти-шести лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства- форму, цвет, величину, степень твердости, а также познать видимые составные части предметов и объектов ; кроме того, получить первоначальное представления о возможной деятельности с ними. Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т. д. Дети должны проявлять интерес к истории предмета и анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, а также знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений. Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных и делать выводы о том, как человек может беречь природу.

Ведь важным аспектом экологического воспитания на данном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим,если они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке- зерна и вода, березе на участке- вода, а воробьям зимой- крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

Актуальность.

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в дошкольном учреждении, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Экологическое воспитание личности дошкольника означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания – является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы: НОД, повседневная деятельность.

Кружковая работа по экологии в дошкольном образовании позволяет развить у дошкольников способности к экологическому мышлению. Это проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в дошкольном образовании свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы экологического воспитания подрастающего поколения. Проблема экологии в наше время стала актуальна и побудила нас к разработке данной программы.

Содержание:

После анализа некоторых программ по экологическому воспитанию дошкольников, была разработана рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми, взаимодействие с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются инновационные подходы в обучении,включающие в себя:ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке дошкольного образования,помощь в озеленении группы и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников.

Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников программы «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и на парциальной программе ознакомлениедошкольников с миром природы «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой. Причинами создания рабочей программы стали:

направленность в дошкольном образовании на экологическое воспитание детей,

• желание родителей,

работа со способными детьми.

Основной целью программы является:воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе а так же закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Программареализует следующие задачи:

Обучающая: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание,составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

Развивающая: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.

Воспитательная: развитие эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы кружка “ Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.

Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.

Таким образом, основным методом краеведческой работы дошкольников, в кружке будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).

Правильное отношение к природе, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности дошкольников и в добровольном и активном участии в охране и защите окружающей природы это и явилось гипотезой нашего исследования.

Ожидаемые результаты:

• Называть природные объекты и воспроизводить их по предложению взрослого ;

• правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;

• владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

• знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

• понимать ценность природных объектов;

• Проведение мониторинга по проделанной работе в виде тестирования детей.

Формы подведения итогов:

1. Презентации по итогам изученной темы и прохождения программы, создание видеоролика, оформление «эко-книги знаний», отчетное праздничное мероприятие;

2. Участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах и викторинах;

3. Публикация отчетных материалов на образовательных интернет – ресурсах, в периодических печатных образовательных изданиях, освещение информации в СМИ (общественно-политическую газету «Колос»)

4. Организация выставки детских работ по наблюдениям в природе во время экскурсий, целевых прогулок, трудовой деятельности в природе, досуговые мероприятия для обучающихся

5. Экологическаяинформация для родителей на темы: данные об экологической ситуации в посёлке; правила поведения в экстремальных условиях; выращивание экологически безопасного урожая; комнатные, лекарственные, пищевые растения; домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка.

Воспитательные мероприятия: конкурсы и игры; коллективные творческие дела, вечер развлечений, КВН.

Работа с родителями: анкетирование, участие в опросах по сбору этнографической и другой информации; индивидуальные беседы, тестирования, «день открытых дверей».

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и экспериментальной деятельности.

Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе, сказкотерапия, сказко-знания.

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

Учебно – тематический план.

вид кружка – переменного состава

год занятия кружка – Первый

количество членов кружка – 15 человек

возраст кружковцев – 5 – 6 лет

количество занятий – в 1 раз в неделю / по 2 часа

место проведения занятий –дошкольное образование МБОУ ЛСОШ №16 им Н. В. Переверзевой с. Летник Ростовской области, 2-этаж группа старшая «Почемучки»

Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, (25 минут + 10 минут перерыв + 25 минут)

Название раздела, сроки Тематика Теоретические занятия Практические занятия

Солнце, воздух, вода и почва (июнь, июль и август) 1) Солнышко ясное, нарядилось.

2) Вода- друг человека.

3) Как снег становится водой

2ч 1ч

Зеленое королевство (сентябрь, октябрь и ноябрь)

1)Пойдем со мной, поищем, где у нас растут цветы.

2)Знакомство с растениями.

3)Изменение в природе

4)Виды растений

5)Уход за растениями

6) Как узнать елку. 2ч

2ч 2ч

Уголок обитателей природы (декабрь, январь и февраль) 1)Кто в аквариуме живет (знакомство с видами рыб)

2)Рыбка тоже живая-ее надо кормить

2ч 1ч

Животные и птицы (март, апрель и май)

1)Знакомство с домашними и дикими животными

2) Кто к кормушке прилетел.

3) Труд детей по уходу за животными 4ч

Публикации по теме:

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе Перспективный план кружковой работы по экологии в старшей группе Перспективный план кружка «Юный эколог» на 2015-2016 гг. (старшая группа).

Парциальная программа С. Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию.

«Юный эколог». План кружковой работы Актуальность: Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость.

Проект познавательно-экологической направленности «Хлеб — всему голова» «Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали всех гостей. Но мало кто из детей знает, какой нелегкий путь «проходит».

Рабочая программа деятельности учителя-логопеда с детьми 4–5 лет группы компенсирующей направленности для детей с ТНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Рабочая программа кружковой деятельности «Разноцветные ладошки» Кружок по изобразительной деятельности в старшей группе «Разноцветные ладошки» (срок реализации 1 год) Возраст с 5 до 6 лет Воспитатель:.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог» .

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района Смоленской области (МБДОУ д/с.

Рабочая программа «Экология» кружка «Юный эколог» Рабочая программа «Экология» кружка «Юный эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЭКОЛОГИЯ» ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ». Возраст детей, на которых.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный мастер» для детей 6–7 класса Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2093 им. А. Н. Савельева» Согласовано с Методическим советом.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Рабочая программа по кружковой деятельности познавательно-экологической направленности «Юный эколог»
Опубликовано: 22 апреля 2018 в 13:37
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Ёлочка»
Цель. Формировать у детей интерес к занятиям лепкой. Задачи. Продолжать учить отщипывать от целого куска пластилина небольшие кусочки и раскатывать...
Фотоотчет «Мы любим зиму снежную»
Зима - одно из любимых времен года детворы. Прогулка для детей всегда праздник, а зимняя прогулка - праздник вдвойне. Прогулка зимой не только...
Игра-инсценировка по сказке «Колобок» в младшей группе
Цель: Развитие связной речи детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: Учить детей участвовать в...