МААМ-картинки

Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Ольга Коробкова
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Введение.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами Л. А. Метиевой, Э. Я Удаловой. Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (Вариант1,

Публикация «Рабочая программа „Развитие психомоторики и сенсорных процессов“» размещена в разделах

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана :

2 класс – 70 часов;

4 класс – 70 часов

На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Задачи:

• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

• формирование пространственно-временных ориентировок;

развитие слухоголосовых координаций;

• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

• формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов:

развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и не

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета, но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический, зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры, но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Данные занятия являются коррекционно-направленными: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.

Планируемые предметные и личностные результаты

Личностные результаты:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;

- развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

Предметные результаты:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- определить последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

Базовые учебные действия.

Коммуникативные учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Регулятивные учебные действия:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;

- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

Содержание учебного предмета

2,4 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (3ч).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие.

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 6. Восприятие пространства.

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени.

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Учебно-тематическое планирование

2,4 класс

Часы Тема занятия Цели занятия Деятельность учащихся Дата

3ч. Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся Формирование групп для коррекционных занятий. Выполнение тестовых задач

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

1ч. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) Знакомство с цветом.

Узнавание цвета, оттенков цвета. Работа в группах

1ч. Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») одного цвета из 2 контрастных цветов. Закрепление и применение полученных знаний.

Узнавание цвета, оттенков цвета. Анализ цвета, сравнение

1ч. Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») Закрепление и применение полученных знаний Сравнительный анализ контрастных цветов

1ч. Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») одного цвета из 3-4 основных цветов. Закрепление и применение полученных знаний Группировка цветов по заданному признаку

1ч. Дидактическая игра «Назови цвет» Закрепление и применение полученных знаний Работа в группах

1ч. Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»). Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально

2ч. Формирование понятий: величины, высоты, длины, ширины, толщины. Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий. Сравнительный анализ по заданному признаку

1ч. Сравнение 2 предметов по высоте и длине. Закрепление знаний по параметрам: высота и длина Сравнительный анализ по заданному признаку

1ч. Сравнение 2 предметов по ширине и толщине. Закрепление знаний по параметрам: ширина и толщина Сравнительный анализ по заданному признаку

1ч. Выбор одинаковых по величине и цвету предметов из 3-4 предметов Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Работа в группе

2ч. Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы и цвета из 3-5 предметов Закрепление знаний по восприятию величины и цвета Группировка предметов по величине и цвету

1ч. Группировка предметов по форме, цвету Закрепление знаний по восприятию величины и цвета Работа в группах

1ч. Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм. Закрепление знаний по восприятию величины Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету

2ч. Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). Восприятие поверхности Тактильный анализ предмета Анализ предмета

1ч. Дидактическая игра

«Какой фигуры не стало?» Узнавание предметов и изображений. Анализ по заданному признаку

1ч. Составление целого (2-3 детали) на разрезном материале Конструирование предметов и изображений. Развитие целостности восприятия

1ч. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Узнавание предметов и изображений. Работа в группах

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

1ч. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции (бросание в цель) Развитие крупной моторики Работа в группах

1ч. Формирование чувства равновесия («дорожка следов») Развитие крупной моторики Индивидуальная работа

2ч. Развитие мелкой моторики пальцев руки. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков Индивидуальная работа

1ч. Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики пальцев руки Работа в

группах

2ч. Конструирование из счетных палочек Развитие мелкой моторики пальцев руки. Работа в

группах

2ч. Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру Развитие мелкой моторики пальцев руки. Работа в

группах

1ч. Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр Развитие графомоторных навыков Работа в

группах

2ч. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков Индивидуальная работа

1ч. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) Развитие координации движений Индивидуальная работа

2ч. Работа в технике «рваной» аппликации Развитие мелкой моторики пальцев руки. Работа в

группах

1ч. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос Развитие мелкой моторики пальцев руки. Работа в

группах

Кинестетическое и кинетическое развитие

1ч. Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Кинестетическое и кинетическое развитие Работа в

группах

1ч. Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) Кинестетическое и кинетическое развитие Изображение животных, игрушек,

техники.

Тактильно-двигательное восприятие

1ч. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов Развитие тактильно - двигательного восприятия Индивидуальная работа

2ч. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Развитие тактильно - двигательного восприятия Работа в группах

1ч. Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты» Развитие тактильно - двигательного восприятия Работа в группах

1ч. Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение» Развитие тактильно - двигательного восприятия Работа в группах

2ч. Игры с крупной мозаикой. Развитие тактильно - двигательного восприятия Работа в группах

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1ч. Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?» Развитие слухового восприятия Работа в группах

1ч. Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают). Развитие слухового восприятия и слуховой памяти Работа в группах

1ч. Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?» Развитие слухового восприятия учащихся Работа в группах,

в парах

Развитие восприятия пространства

1ч. Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед - назад. Развитие восприятия пространства Выполнение движений по инструкции

1ч. Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»). Выполнение движений по инструкции Работа в

группе

1ч. Ориентация на рабочем столе Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу. Индивидуальная работа

1ч. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона) Восприятие пространства Индивидуальная работа

1ч. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур Восприятие пространства Индивидуальная работа

1ч. Расположение предметов на листе бумаги Восприятие пространства Индивидуальная работа

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1ч. Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов Развитие зрительного восприятия Работа в группах

2ч. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) Развитие зрительной памяти Работа в группах

2ч. Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?» Развитие зрительного восприятия и памяти Работа в

группах

2ч. Упражнение для профилактики и коррекции зрения Профилактика зрения Работа в

группах

Восприятие времени

2ч. Сутки. Последовательность событий Ориентация во времени суток Работа в

группах

2ч. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. Ориентация во времени - неделя Работа в

группах

2ч. Дидактическая игра «Веселая неделя» Закрепление и обобщение Работа в

группах

70 Итого

Перечень материально-технического обеспечения

Метиева Л. А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М. : Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная психология).

Публикации по теме:

Адаптированная ООП по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1–4 классов школы VIII вида Адаптированная основная общеобразовательная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов 1-4 классы Составитель: педагог-психолог.

Планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Перспективное планирование по формированию сенсорных процессов и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой.

Программа по коррекции познавательных процессов у детей старшей и подготовительной к школе групп «Всезнайка» Пояснительная записка. Цель: формирование познавательной сферы старших дошкольников Задачи: формирование навыков произвольного поведения;.

Рабочая программа кружковой работы «Развитие речи детей дошкольного возраста» (средняя группа) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей дошкольного возраста (средняя группа) Разработчик: Кежаева У. О. - воспитатель.

Рабочая программа «Оригами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» «Карамелька» Утверждено: Приказ.

Рабочая программа по кружковой работе «Художественно-эстетическое развитие» «Фантазия» для средней группы Рабочая программа по кружковой работе «Художественно-эстетическое развитие» «Фантазия» (средняя группа) Подготовила: Гадуш И. А..

Рабочая программа «Развитие речи» в старшей группе Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012г.

Рабочая программа воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175 Рабочая программа подготовительной группы № 7 «Пчёлки».

Развитие познавательных процессов у детей 3–4 лет Развитие познавательных процессов у детей 3-4 лет. Познавательные процессы – это психические процессы, в ходе которых с помощью обработки.

Рабочая программа «Развитие речи». Индивидуальная работа в старшей группе Индивидуальная работа по развитию речи в старшей разновозрастной группе Воспитатель: Мельник Е. А. 2017 Индивидуальная работа по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 13:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД