галина бычкова
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Солнышко» (1 младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа «Солнышко» по приоритетному направлению ДОУ гражданско – патриотическое воспитания 1 младшая группа
Составитель
Воспитатель МБДОУ
комбинированного вида
«Детский сад №19 «Рябинка»
Бычкова Галина Петровна
Рубцовск
2013г
Пояснительная записка
Проблема гражданско-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще.
Публикация «Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию „Солнышко“ (1 младшая группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Солнце, солнышко
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. В младшем дошкольном возрасте еще рано говорить о таких глобальных вопросах воспитания. Завершение раннего детства и вступление в младший дошкольный возраст связано с изменениями в его социальном развитии. Ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим людям и разнообразной деятельности с предметами, игрушками, природными объектами. И главной задачей педагога в этом возрасте помочь малышам войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку, побуждать эмоциональную отзывчивость на ярко выраженное состояние близких людей, сверстников (радости, любви, сочувствия, огорчения,помогать в освоении представлений, что такое хорошо и что плохо в отношении к окружающему миру. Что является, по сути, подготовительным этапом, началом начал в гражданско – патриотическом воспитании.
Рабочая программа «Солнышко» определяет содержание и организацию первых шагов детей 2 -3 лет в гражданско- патриотическом воспитании. Программа позволяет удовлетворить опыт детей в познании окружающего мира; восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает эмоциональный отклик в его душе. В программе представлена система работы, которая включает: непосредственно образовательную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность ребенка, а также создания в ДОУ и семье предметно – развивающего пространства. Содержание программы основано на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей данной возрастной группы. Программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» и условиям ее реализации и ориентирована на решения задач из разных образовательных областей на основе принципа интеграции.
Отличительной особенностью программы «Солнышко» является, то, что она исключительно направлена на детей 2- 3 лет и данная проблема мало освещена у разных авторов.
Правовая основа рабочей программы
-Конституция Российской Федерации
-Федеральные законы Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России»
-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»
– «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 и от 29 декабря 2010 г. № 189; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказомМинобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
Содержание программы
Цель
Способствовать пробуждению у детей интереса и обретения начальных способов бережного отношения к своему предметно- социальному окружению.
Задачи:
-Создать условия для обогащения начальных представлений о многообразии свойств, предметов окружающего мира.
-Способствовать открытию детьми новых возможностей игрового отражения мира.
-Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка с взрослыми.
-Пробудить первый «читательский опыт, через разные формы фольклора (потешки, песенки, простые народные сказки.
Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы :
-Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
-Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
-Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
-Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- «Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками, предметами.
Особенности организации образовательного процесса
Содержание программы черпает свое начало в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений», «Предметный мир» и «Мир природы».
Система и последовательность работы представлена в следующих темах:
«Моя семья», «Осень, осень в гости просим»», «Наш любимый детский сад», «Новогодние чудеса», «Любимые игрушки», «Мой любимый папа»,
«Мамочка любимая моя», «Мы друзья», «Мой участок».
Вся жизнедеятельность ребенка организуется и проходит, через: элементарное исследование предметов и экспериментирование с ними; любование и рассматривание; прослушивание и проговаривание (пропевание).
Планирование образовательных ситуаций (проблемных, игровых, практических) соответствует теме месяца, повторяется в разных формах и видах деятельности в течение месяца. В конце каждого месяца детей ожидает сюрприз (вручение подарков, совместный праздник с родителями, совместная продуктивная деятельность, минутки радости).
Непосредственно - образовательная деятельность планируется с небольшим количеством детей (2-6 человек) и предполагает:
-добровольное включение детей в деятельность;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец организованной деятельности.
В самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная помощь в решении той или иной проблемы.
Важным условием в реализации программы является материнская функция педагога, это:
- сердечное и заботливое отношение к каждому ребенку;
-живой и постоянный пример воспитателя;
-искреннее участие в детских делах и проблемах;
-быть веселой и улыбчивой;
-активное использование естественных жизненных обстоятельств.
Предметно - развивающая среда
-это присутствия в группе реальных предметов и игрушек;
-предметные картинки;
- созданные альбомы, для рассматривание, причем ребенок должен видит, как они создаются;
-оборудование, дающее возможность применять в самостоятельной деятельности полученные способы действия с предметами, игрушками;
-создание уголка сюрпризов, который постоянно обновляется и дает возможность удивляться, а в дальнейшем и действовать.
Перспективно-тематическое планирование
Перспективно-тематическое планирование составлено с учетом регионального компонента.
Непосредственная образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми. Самостоятельная деятельность детей.
СЕНТЯБРЬ
Тема «Моя семья».
Цель: Обогащать представление детей о взрослых людях, о детях, семье и культуре общения; вызвать желание говорить о близких людях, называть их имена; побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь. Р\игра «Утреннее фото»- способствовать формирование у детей чуткого отношение к близким людям, окружающему миру.
Чтение стихотворения Я. Акима «Моя семья».
Пальчиковая игра «Семья».
Игра-драматизация «Петушок и его семья».Предложить нарисовать папу, маму, бабушку.
«Рассматривание фотографий «Моя семья»
Игровая ситуация «Поможем маме».
ОКТЯБРЬ
Тема: «Осень, осень в гости просим».
Цель: Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, от любование красотой осенними красками, через использование русского фольклора.
Наблюдение за растениями на участке детского сада, предложить собрать букет и украсить группу.
Игровое упражнение «Осенние листочки».
Совместный праздник с родителями «Осенины» -знакомить детей с русским народным праздником; воспитывать чувство уважения к народным традициям.
Оформление альбома «Осень» детскими рисунками.
Предложить нарисовать «Осень»
Самостоятельные игры с листьями «Большие и маленькие»
НОЯБРЬ
Тема «Мой любимый детский сад»
Цель:
поддерживать эмоциональное положительное состояние детей. Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстником. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе. Игра – хоровод» Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».
Образная игра – имитация «Веселые зайчата»
Игровая ситуация «Мы здороваемся с куклой»
Наблюдение за работой няни.
Индивидуальное общение воспитателя с ребенком в различных центрах активности и совместные действия с целью обогащения личного опыта и бережного отношения к игрушкам и предметам.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Новогодние чудеса»
Цель: Создать радостную и праздничную атмосферу ожидания приближающего праздника, вызвать желание совместных приготовлений. Подготовка с детьми к Новому году, рассказать детям как встречают Новый год, познакомить с главными гостями праздника Дед Морозом и Снегурочкой.
Украшение группы к новому году, разучивание стихов, песен.
Практическая ситуация: «Какой я». Рассматривание иллюстраций о новом годе.
Рисование «Украсим елочку для зайчика».
Предложить для игры снежинки.
ЯНВАРЬ
Тема «Любимые игрушки
Цель: побудить желание и интерес детей к русской матрешки, дать представление о деревянной игрушке. Вызвать желание играть с ней и любоваться ее красотой. Разучивание колядок к празднику – прививать любовь к русскому народному творчеству.
Песня – танец «мы веселые матрешки»
Рассказать о святках, игра «Маша, ты где?»
Д\игра «Разложите в ряд» Рассматривание иллюстраций о зимних забавах.
Предложить украсить матрешку.
Предложить построит стол и стул для матрешки.
Самостоятельные игры с матрешкой.
ФЕВРАЛЬ
Тема «мой папа». Цель: способствовать доброму отношению детей к своему отцу и воспитание гордости, вызвать желание у мальчиком быть как папа Изготовление открыток для пап.
Совместный праздник «Вместе с папой».
Выполнить аппликацию для папы «Самолет». Рассматривание иллюстраций на тему: «Солдаты».
Изготовление альбома и рассматривания фотографий «Мой папа».
Март
Тема: «Мамочка любимая моя».
Цель: Пробуждать у детей желание помогать своим близким, дать элементарные представления о начале весны и празднике, воспитывать уважение и любовь к маме. Изготовление открытки для мамы.
Побеседовать с детьми на тему «Нет милее дружка, чем родимая матушка».
Разучивание закличек, потешек.
Принятие участие в празднике «Веселая масленица». Рассматривание иллюстраций на тему «Весна красна».
С\ ролевые игры «Дом»,
«Привезем маме продукты»
Предложить нарисовать солнышко.
Изготовление альбома «Наши мамы» и рассматривание его.
АПЕРЕЛЬ
Тема: «Мои друзья»
Цель: Вызвать добрые чувства детей друг к другу, желание взаимодействовать со сверстниками. Практическая ситуация «Мы все делаем вместе».
Игровая ситуация «Встречаем гостей».
Совместный праздник с родителями «День рождение».
Хороводная игра «Карусель», «Пузырь». Предложить игры вдвоем «Прокатывание мяча», «Ай да мы».
Самостоятельные игры с игрушками по желанию детей небольшими группами.
Рассматривание иллюстраций с изображением детей выполняющих действие вместе.
МАЙ
Тема «Мой участок»
Цель: способствовать сближению детей, через организации совместной деятельности с родителями на участке (украшения, трудовой десант, совместные игры). Беседа «Где мы живем».
Экскурсия к березки, любование ее красотой.
Трудовой десант «Нам трудиться не лень. Рассматривание альбома «Я по городу гуляю вместе с папой и мамой».
Предложить нарисовать березку и украсить рисунками группу.
Образовательное сотрудничество с семьями воспитанников
Цель: помочь помощь стать родителям активными участниками, а не пассивными наблюдателями процесса развития своего ребенка.
-консультации, поздравительные открытки; папки - ширмы;
-индивидуальные беседы о достижениях детей;
-совместные праздники, родительские собрания;
-дни открытых дверей;
Мониторинг результативности реализации программы
Основной метод мониторинга запланированной деятельности является наблюдения, а так же ведения дневника, где отражены успехи и неудачи детей, что поможет скорректировать индивидуальную работу с ребенком и работу в целом по данной программе.
Уровень освоения программы :
-Знает имена товарищей, близких родственников, сотрудников детского сада;
-Ребенок отражает в играх разные сюжеты, есть любимые игры и роли;
-Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками; приветлив с окружающими, дружелюбно настроен;
-Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, проявляет интерес к деревянной игрушке.
-использует в своей речи песенки, потешки;
- Проявляет сочувствие, заботу, стремиться оказать помощь близким людям, товарищам.
Методическое обеспечение
-Т. И. Бабаева, М. И. Крулехт, З. А. Михайлова. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе детство.
-Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Н. А. Карпухина. Программная разработка образовательных областей в первой младшей группе детского сада.
Н. В. Нищева. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы.