Рабочая программа «Экология малышам»

Вероника Тапханаева
Рабочая программа «Экология малышам»

Рабочая программа

кружка

«Экология малышам»

Оса 2016

Цели и задачи экологического кружка

• подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

• воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

• показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

• воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

• подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

• воспитание правильного поведения в природе.

• расширить знания о природе родного края, поселка

• формировать основу экологического и планетарного сознания

Общие сведения о кружке:

вид кружка – переменного состава

возраст кружковцев – 5 – 6 лет, (6 – 7 лет)

количество занятий – в 1 раз в неделю / 36 часов в учебный год

Причинами создания рабочей программы «Экология – малышам» стали:

направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

работа со способными детьми.

Тематический план кружка

СЕНТЯБРЬ: «Я и природа».

1 тема: «Планета Земля в опасности».

Содержание: Беседа с детьми. Знакомство с картой и глобусом. Изготовление самодельного глобуса.

2 тема: «Человек и природа».

Содержание: Как человек охраняет природу.

3 тема: «Значение природы в жизни человека».

Содержание: Значение природы в жизни человека.

4 тема: «Взаимосвязи».

Содержание: Взаимодействие человека с природой.

ОКТЯБРЬ: «Лес».

1 тема: «Живая и неживая природа».

Содержание: Взаимосвязь живой и неживой природы.

2 тема: «Лесные растения. Красная книга - сигнал опасности».

Содержание: Беседа об охраняемых видах растений

Составление красной книги.

3 тема: «Птицы нашего леса».

Содержание: Беседа «Что мы знаем о птицах наших лесов»

4 тема: «Лес и человек».

Содержание: Значение леса, как части природы.

НОЯБРЬ: «Воздух».

1 тема: «Понятие воздуха».

Содержание: Значение воздуха в нашей жизни.

2 тема: «Свойства воздуха».

Содержание: Опыты с воздухом.

3 тема: «Распространение семян».

Содержание: Влияние воздуха на распространение семян в природе.

4 тема: «Растения и чистота воздуха».

Содержание: Роль растений в поддержании чистоты воздуха.

ДЕКАБРЬ: «Вода».

1 тема: «Свойства воды, состояние воды».

Содержание: Занятие – экспериментирование. «Вода, снег, пар».

2 тема: «Круговорот воды. Вода вокруг нас».

Содержание: Показать и рассказать детям о круговороте воды в окружающей среде.

3 тема: «Кто живет в воде».

Содержание: Роль воды в жизни растении и водных животных.

4 тема: «Использование воды человеком».

Содержание: Как человек использует воду.

ЯНВАРЬ: «Животные».

1 тема: «Разнообразие животных».

Содержание: животные нашего края, их разнообразие.

2 тема: «Питание животных».

Содержание: Питание домашних животных и диких.

3 тема: «Размножение».

Содержание: Как размножаются животные в природе.

4 тема: «Мой край родной».

Содержание: Беседа об охраняемых видах животных нашего края.

ФЕВРАЛЬ: «Солнце».

1 тема: «День и ночь».

Содержание: Понятие сутки.

2 тема: «Свет в жизни растении».

Содержание: Для чего нужен свет растениям.

3 тема: «Свет в жизни животных».

Содержание: Как животные используют свет в своей жизни.

4 тема: «Солнце в жизни человека».

Содержание: Для чего человеку солнце.

МАРТ: «Весна. Почва. Камни, песок, глина».

1 тема: «Обитатели почвы».

Содержание: Кто обитает в почве.

2 тема: «Песок».

Содержание: Свойства песка. Опыты с песком

3тема: «Глина».

Содержание: Свойства глины.

4 тема: «Камни».

Содержание: Разнообразие камней в природе.

АПРЕЛЬ: «Растения».

1 тема: «Виды растений».

Содержание: Разнообразие видов растений.

2 тема: «Части растения».

Содержание: Из каких частей состоит растение.

3 тема: «Развитие растений».

Содержание: Как растение растет и развивается.

4 тема: «Связь растений с насекомыми».

Содержание: Взаимосвязь растений и насекомых

МАЙ: «Правила поведения в природе».

1 тема: «Древние люди и природа».

Содержание: Кто населял нашу природу в древности.

2 тема: «Вымершие животные».

Содержание: Отчего и почему вымерли животные.

3 тема: «Красные книги».

Содержание: Составляем красную книгу.

4 тема: «Закрепление полученных знаний». Содержание: Что мы узнали. Диагностика.

Планируемый результат:

• Расширение и уточнение знаний детей о природе, о растениях, животных, насекомых, птицах

• Обогащение экологических пространств в детском саду.

• Составление экологических «маршрутов в природу».

• Закрепить знания о природе и экологии.

Сценарий проведения

экологической викторины для дошкольников «Знатоки природы»

Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников

Задачи: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Ход викторины

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать Старичка-лесовичка. За каждый правильный ответ он будут давать карточку с изображением ягодку (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

Ведущая: Многие из вас, ребята, ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он волшебный - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки «растут» в нашем лесу:

Очень дружные ребята, У березок, посмотри:

У пенька живут. (опята). Здесь один, тут целых три!

(подберезовик)

Белая панамка, Где хвоинок многовато,

Бледная. (поганка) Поджидают нас. (маслята).

Под осиной гриб тот, дети, Он в лесу стоял,

В ярко-красненьком берете. Никто его не брал,

(подосиновик) В красной шапке модной,

Никуда не годный. (мухомор)

Золотистые… –

Очень дружные сестрички,

Ходят в рыженьких беретках,

Осень в лес приносят летом. (лисички)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой. (опята)

Вопросы викторины:

— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? (Съедобные и ядовитые).

— Что значит – ядовитые? Назовите их. (Ответы детей)

— Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)

— Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)

Ведущая: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:

Бусы красные висят, Красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят. Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти (земляника)

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Я красна, я кисла, Под листом на каждой ветке

На болоте я росла, Сидят маленькие детки,

Дозревала под снежком, Тот, кто деток соберёт,

Ну-ка, кто со мной знаком? Руки вымажет и рот.

(клюква) (черника)

Вкус у ягоды хорош, В сенокос - горька,

Но сорви её пойди-ка: А в мороз – сладка.

Куст в колючках, будто ёж,- Что за ягодка?

Вот и назван … (ежевика) (калина)

Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

— Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

— Как надо относиться к лесным обитателям?

— Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

— Какую пользу приносит лес людям?

Прямо в небо рвутся, ввысь; Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись: Дивным дерево то станет:

Не березы, не осинки, Листья-звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки. Золотые, жаркие. (клен)

(ели)

Не береза, не сосна Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она. Настанет весна – потечёт слеза.

Но лишь ветер пробежит (берёза)

Вся листва на ней дрожит. (осина)

Весной зеленела, летом загорела, Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела. Шелестит листвой зелёной.

(рябина) Погляди, среди ветвей,

Сколько спеет желудей. (дуб)

Ведущая: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листочек?»

Каждый ребенок вытаскивает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только названия деревьев нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество «ягод» - увеличилось, отправляем их в корзинку и отправляемся дальше.

3 остановка - «В гостях у птиц»

Ведущая: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка): прослушивание записи пения птиц (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

Вопросы викторины:

— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Непоседа пёстрая, Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая, Её на месте не сидится,

Птица говорливая, Это бойкая (синица)

Самая болтливая. (сорока)

Чернокрылый, красногрудый, На одной ноге стоит,

И зимой найдёт приют, В воду пристально глядит.

Не боится он простуды Тычет клювом наугад -

С первым снегом тут как тут. Ищет в речке лягушат

(снегирь) (цапля)

Спереди шильце, сзади – вильце, Угадайте, что за птица,

Сверху – чёрное суконце, Света яркого боится,

Снизу - белое полотенце. Клюв – крючком, глаза - пятачком

(ласточка) Ушастая голова, это (сова)

Ведущая: А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка»

В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Ведущая: Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

4 остановка - «Звериное царство»

Ведущая: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки,

На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал. Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц) Потому что это(ёж)

Я хозяин леса строгий, Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге. Пасётся весь день, кто это?. (олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд. Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь, По деревьям прыг даскок.

Кто же я, скажи?. (медведь) (белка)

Разбойник он серый, нет ему веры.

Всё клыками щёлк, кто же это?.

(волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

— Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

— Что такое «Красная книга»?

Ведущая: Ребята, кто же прячется от нас в лесной глуши. Узнать нам поможет игра.

«Чьи следы?»

Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются ягодки- очки. (Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Ведущая: Но вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Кого же вы сегодня встретили в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон

И голос птичий

Охраняет — кто?.

Дети: Лесничий.

Ведущая: Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

Подведение итогов

Ведущая: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги. Старичок-лесовичок готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).

Ведущая: Давайте положим все «ягодки» в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок, а вы слушайте внимательно:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

Ведущая: Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Публикации по теме:

Информационный материал по экологии для родителей и бесед с детьми «Экология природы, экология семьи» МДОУ детский сад №7 компенсирующего вида города Галича Костромской области ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ. Русскому литературоведу К. Л.

Программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6–7 лет) Пояснительная записка Введение. Направленность дополнительной образовательной программы. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Рабочая программа по аппликации Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по аппликации на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по ФЭМП Содержание Раздел 1. Пояснительная записка…. …3 Раздел 2. Календарно-тематическое планирование (4-5 лет….5 Раздел.

Рабочая программа по конструированию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по конструированию на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа по лепке Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по лепке на 2015-16 учебный год (средняя группа).

Рабочая программа (продолжение) 1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной.

Рабочая программа (продолжение) 2.5. Описание части образовательной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса На современном этапе развития общества.

Рабочая программа по рисованию Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по рисованию на 2017-18 учебный год (средняя группа).

Статья «Экология природы как экология души человека» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Рабочая программа «Экология малышам»
Опубликовано: 19 января 2018 в 11:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...
Конспект занятия по внеурочной деятельности курса «Юным умникам и умницам» в 3 классе
Технологическая карта внеурочного занятия Тема: «В добрый путь! » Курс: развитие познавательных способностей «Юным умникам и умницам» Класс: 3 Направление...