Папки-передвижки

Рабочая программа элективного курса «Дизайн и технология ведения дома»

Татьяна Петракова
Рабочая программа элективного курса «Дизайн и технология ведения дома»

Элективный курс

Пояснительная записка

Данный элективный курс предназначен, чтобы заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

Дизайн (англ. design – проектировать, чертить, конструировать) в широком смысле слова – любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. В узком смысле – новый вид художественно – конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке. Его цель – организация целостной эстетической среды жизни человека, проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, удобна и при этом ещё и красива. Научная основа дизайна – техническая эстетика.

Публикация «Рабочая программа элективного курса „Дизайн и технология ведения дома“» размещена в разделах

Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения красоты и пользы, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования, т. е. с учетом того, как предмет будет трансформироваться, где и какое место будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т. д. Смысл дизайна – комплексный системный подход к проектированию каждой вещи.

В ходе изучения элективного курса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна, как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др.

Программа курса предназначена для обучающихся 9 классов.

Количество часов – 17, 1 час в неделю.

Основная цель

- способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, показать им место и значение художественного проектирования при создании современных изделий, научить их понимать основной закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.

Задачи курса :

• Духовно – эмоциональное обогащение личности

• Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции.

• Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.

• Расширение кругозора

• Развитие руки, глазомера и пр. через формирование практических умений.

• Выявление склонностей и интересов учащихся к профессиональной деятельности.

Умения, которые должны продемонстрировать учащиеся к концу курса :

• Изготавливать из подручного материала различные изделия

• Решать художественно – творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

• Решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием рисунка, эскиза;

• Конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

• Комбинировать различные приемы работы с бумагой, картоном, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

• Экономно и рационально использовать материалы.

Программа элективного курса «Мир дизайна»

Модуль 1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре (2ч.)

Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств

Происхождение термина "дизайн". Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т. д.).

Из истории развития дизайна

Бурное развитие промышленного производства в XIX веке. Проблема "бесстилья и эклектики" изделий машинного производства. II половина XIX века -появление движений и организаций, стремящихся возродить эстетическую значимость изделий промышленности. Начало XX века-"Германский веркбунд" (1907). "Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники" (П, Беренс). 1920-е годы - появление центров дизайна : Баухауз (Германия, ВХУТЕМАС (СССР, дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в XX веке, появление различных направлений дизайна. Конец XX века-определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создании всей материальной, социальной и духовной среды.

Направления (виды) дизайна

Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна : промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн, компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д. Составление схемы "Направления дизайна" с разработкой эмблемы каждого направления.

Возможность выделения крупных сфер дизайна :

промышленный дизайн;

графический дизайн;

дизайн среды;

дизайн имиджа

Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм

Пластические свойства листа и его рельефные проявления на сгиб, излом, выпуклость. «Что такое «ребро жесткости». Различные способы образования рельефа в зависимости от материала и техники исполнения. Общие свойства рельефной композиции.

Модуль II. Графический дизайн (4 ч.)

Графический дизайн и его направления. Графический знак

Два подхода к понятию "Графический дизайн".

1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы).

2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т. д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака - обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.

Инструменты и материалы художника-графика

Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо/тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т. д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.

Шрифт

Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).

Обобщающее занятие (выставка творческих работ)

Представление (выставка) домашних творческих работ ( по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т. п.). Коллективное обсуждение и анализ работ.

Модуль III. Промышленный дизайн (3ч.)

Промышленный дизайн и его направления

Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т. д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.

Основы проектирования

Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т. д.).

Творческая работа (коллективный мини-проект no разработке изделия)

Работа в группе. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта.

Возможные темы мини-проекта:

набор посуды или разделочных досок,

набор светильников,

школьная парта,

современный стул,

мольберт.

Модуль IV. Дизайн среды (5ч.)

Дизайн среды и его направления. Ландшафтами дизайн

Направления дизайна среды : дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.

Архитектура

Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики. Вычерчивание плана своей квартиры (школы).

Дизайн интерьера

Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера.

Творческая работа (коллективный мини-проект)

Разработка и представление проектов интерьера (эскизы). Темы мини-проектов:

Интерьер кухни в якутском стиле,

Современная гостиная.

Интерьер классной комнаты,

Комната школьника,

Интерьер детской комнаты.

Модуль V. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем (3 ч.)

Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок

Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.

Дизайн одежды, обуви и аксессуаров

Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние па внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров.

Обобщающее занятие

Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся.

Учебный план

№ Наименование модулей Кол-во часов Форма проведения занятий Форма контроля

I Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

2

Лекции с элементами беседы Тестирование

II Графический дизайн 4 Лекция.

Практикум.

Самостоятельная работа.

Защита творческой работы

III Промышленный дизайн 3 Лекция.

Творческая лаборатория.

Практикум (коллективная работа) Защита творческой работы

(мини – проект)

IV Дизайн среды 5 Лекция с элементами беседы.

Практикум (коллективная работа) Защита творческой работы

(мини – проект)

V Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем 3 Лекция с элементами беседы.

Практикум. Защита творческой работы

Учебно-тематический план

№ Наименование разделов Название тем Дата проведения

План факт

I Дизайн и его место в духовной и материальной культуре 1. Особенности дизайна, его место к системе пластических искусств

Из истории развития дизайна

2. Направления (виды) дизайна

Пластические свойства бумаги, технология изготовления рельефных и объемных форм

II Графический дизайн 1Графический дизайн и его направления. Графический знак

2. Инструменты и материалы художника-графика

3. Шрифт

4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ)

III Промышленный дизайн 1. Промышленный дизайн и его направления

2. Основы проектирования

3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия)

IV Дизайн среды 1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн.

2. Архитектура

3. Дизайн интерьера

4.-5 Творческая работа (коллективный мини-проект)

V Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем 1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок

2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров

3. Обобщающее занятие

Контрольно-оценочная деятельность

Профиль Специализации внутри профиля Название курса Форма итоговой работы Контроль

Оценочная деятельность

Предмет-ный Технический Мир

дизайна Лабораторная работа.

Доклад.

Письменная работа.

Составление эскиза.

Выставка.

Защита проекта.

Зачет.

Шкала оценивания:

1. Знание ключевых понятий во время изучения темы – 4 б.

2. Умение применять их на практике – 5 б.

3. Применение технических навыков и умений – 3 б.

4. Контрольный тест – 2 б.

5. Защита проекта – 5 б.

6. Подготовка выставки – 2 б.

7. Активность на занятиях – 1 б.

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за практические задания, выполненные работы по схеме :

«2» - не менее 40 % от всей суммы баллов

«3» - 40%-60% от общей суммы баллов

«4» - 60%-75% от общей суммы баллов

«5» - 75% - 100% от общей суммы баллов

Критерии оценок по темам курса :

Модуль 1.«Дизайн и его место в духовной и материальной культуре»

Обязательный минимум понятий:

1. Дизайн 5. Пластика

2. Скульптура 6. Визаж

3. Архитектура 7. Графика

4. Арт-дизайн 8. Фито-дизайн

Умения:

1. Определять место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства.

2. Знание теории художественно-технического проектирования.

3. Уметь изготовлять простые объемные формы.

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-5 Тест.

Творческая лаборатория Учитель Защита творческой работы

2. 6-8 Практикум

Творческая лаборатория Взаимопроверка

Учитель Защита творческой работы

Умения:

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1. Практикум. Учитель Зачет.

2. 2. Практикум. Учитель Зачет.

Модуль 2. Графический дизайн

Обязательный минимум понятий:

1. Шрифт

2. Компьютерная графика

3. Рейсфедер

4. Рапидограф

5. Аэрограф

Умения:

1. Знание понятий "Графический дизайн".

2. Графический знак. Отличительные особенности знака.

3. Понятие о шрифтах.

4. Выполнять шрифтовые надписи с использованием таблиц.

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-2 Практикум

Творческая лаборатория Учитель Защита творческой работы

2. 3-5 Творческая лаборатория Взаимопроверка

Учитель Защита творческой работы

Умения:

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-2. Практикум. Учитель Зачет.

2. 3-4 Практикум. Учитель Зачет.

Модуль 3. Промышленный дизайн

Обязательный минимум понятий:

1. Эскиз 4. Макеты

2. Чертеж 5. Модель

3. Технические рисунки 6. Проект

Умения:

1. Знание понятий о промышленном (индустриальном) дизайне.

2. Знание многообразий направлений промышленного дизайна.

3. Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования.

4. Уметь представлять эскиз.

5. Уметь описывать изделия, особенности технологии изготовления. Представление мини-проекта

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-6 Практикум

Творческая лаборатория Учитель

Взаимопроверка Защита мини-проекта

Умения:

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-2. Практикум. Учитель Зачет.

2. 3-4 Творческая лаборатория. Учитель

Взаимопроверка Защита мини- проекта

Модуль 4. Дизайн среды

Обязательный минимум понятий:

1. Ландшафт

2. Архитектурная графика

3. Композиция

4. Стиль

Умения:

1. Знаниепонятия архитектурной графики

2. Роль композиции, стиля, цвета. Уметь применять на практике.

3. Вычерчивание плана.

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-4 Практикум

Творческая лаборатория Учитель

Взаимопроверка Защита мини-проекта

Умения:

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-3 Творческая лаборатория. Учитель

Взаимопроверка Защита мини- проекта

Модуль 5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем

Обязательный минимум понятий:

1. Визаж 4. Дизайнер

2. Имидж 5. Аксессуары

3. Стили одежды

Умения:

1. Понятие имиджа.

2. Уметь определять стиль и применять на практике.

3. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа.

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-2 Творческая лаборатория Взаимопроверка Зачет

2. 3-5 Творческая лаборатория Учитель

Взаимопроверка Персональная выставка

Умения:

№ Группа понятий Обязательная оценка

(форма проверки) Кем проверяется Условия выставления добровольной повышающей оценки

1. 1-3 Творческая лаборатория Взаимопроверка Зачет

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Оборудование и приборы:

- ученические столы и стулья;

- мультимедийный проектор;

- компьютер.

2. Материалы и инструменты:

- бумага (формат А-4, А-3);

- графитный карандаш;

- краски (гуашь, акварель, тушь черная);

- нож-резак;

- ножницы;

- клей ПВА;

- чертежные принадлежности;

- цветная бумага, картон.

3. Методическое обеспечение:

- таблицы;

- схемы;

-- журналы;

- педагогические работы;

- разработки по темам.

Литература для учителя:

1. Казакевич Ф. Оценка качества по технологии. – М., 2000.

2. Крейз Р. Мини энциклопедия Фэн-шуй. – СПб., 2001.

3. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. -М. : Просвещение, 2000.

4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В. Д. Симоненко. -М. :Вентана –Граф, 2000

5. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. -М. :МЗ-Пресс,2001.

6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. : Академия, 2002.

7. Федотов Г. Дарите людям красоту – М., 1995

8. Барадулин В. Сельскому учителю о народных промыслах. -М. ,1999

9. Журналы «Технология в школе»

Литература для учащихся:

1. Браеловская Л. Дизайн квартир и реставрация мебели. – Ростов на Дону. 2003

2. Барташевич А. Сделай сам – Минск, 1996

3. Пауггер И. Все в нужный момент. - СПб., 1997.

4. Чекризова Е. Кожа. Техника. Приемы. Изделия – М., 2004

5. Скрябина А. Незабываемые узоры. 2004

Интернет ресурсы:

www.chaoslend.ru/

www.dipris.ru/interiordesign/index.html

Публикации по теме:

Программа самообразования по теме «Здоровьесберегающая технология Су-джок»Программа самообразования по теме «Здоровьесберегающая технология Су-джок» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Шунга» Костромского муниципального района Костромской области.

Рабочая программа «ИЗО аппликация» Рабочая программа по реализации курса «ИЗО аппликация». Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А.

Рабочая программа кружка по рисованию «Волшебная палитра» СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность) 3 Цель.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 классов Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 классов МБОУ «Мглинская СОШ №2» на.

Рабочая программа (младшая группа) РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.1. Цели и задачи педагогов по реализации рабочей программы дошкольного обра-зования Рабочая.

Рабочая программа «Оригами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 22» «Карамелька» Утверждено: Приказ.

Рабочая программа по математике для 10–11 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Содержание курса 3. Требования к уровню подготовки учащихся планирование 5. Календарно-тематическое.

Рабочая программа по работе с родителями Пояснительная запискаСовременные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и.

Рабочая программа «Сказкотерапия» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия» Срок реализации программы (на 2018-2019 учебный год) Составитель: Керн А. В. Пояснительная записка.

Рабочая программа (старшая группа) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка---2 1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа элективного курса «Дизайн и технология ведения дома»
Опубликовано: 2 декабря 2019 в 14:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД