Ольга Мамонтова
Рабочая учебная программа средней группы по программе «Развитие+» под ред. А. И. Булычевой (ОО «Познание»)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая учебная программа по образовательной области «Познание»
разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие +» под ред. А. И. Булычевой – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная рабочая программа по области «Познание» разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие +» под ред. А. И. Булычевой – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г.
Публикация «Рабочая учебная программа средней группы по программе „Развитие+“ под ред, А, И, Булычевой (ОО „Познание“)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Программа обеспечивает реализацию базовой программы, так как составлена на её основе.
В целом учебная рабочая программа по области «Познание» основана на личностно ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Самым важным в развитии познавательных способностей в этом возрасте является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем приобщения детей к действиям по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Именно наглядные модели позволяют ребенку выделить важные для решения задачи связи и отношения между предметами. Основной тип моделей, действия с которыми осваивают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде всего, при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, необходимые для решения конструктивных задач.
В средней группе продолжается освоение различных форм символизации, позволяющей ребенку выражать свое отношение к действительности. Однако дети уже не только используют отдельные символические средства (цвет, величина, сказочные персонажи, но и отношения между ними (сочетание цветов, персонажей, сказочных предметов и т. п.).
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет развитие элементарных математических представлений. Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку? Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.
Цель программы – развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Обучающие:
1. Развитие у детей представлений о числе и действиях с числами – задача
введения ребенка в мир математики. Формирование элементарны математических представлений
2. Ознакомление детей со свойствами строительного материала и построением
из него простейших моделей реальных объектов.
3. Развитие у детей представлений об окружающем мире и о себе.
4. Познакомить детей с различными сферами действительности, такими как
нерукотворный мир (живая и неживая природа, рукотворный мир
(предметная среда, мир людей и человеческих отношений «я сам»
5. Учить детей правильно использовать предметы быта.
6. Формировать понятие семья, близкие родственники.
7. Уметь называть свое имя, фамилию; имя и отчество воспитателя, помощника воспитателя.
8. Знакомить детей с нашей страной – Россией, родным селом.
Развивающие:
1. Развитие познавательных и творческих способностей.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об элементарных явлениях окружающей природы.
3. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
4. Развивать глазомер.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости через проживание.
6. Развивать фонематический слух, память, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Формировать бережное, гуманное отношение к рукотворному миру.
2. Воспитывать экологическую культуру ребенка.
3. Формировать личностные качества: зачатки переживания, сочувствия, доброты, послушания.
4. Воспитывать чувство сопереживания, умение проявлять сочувствие, жалость, другие формы положительного отношения к людям через проживание.
5. Воспитывать культуру поведения, аккуратность, общительность
6. Воспитывать умение сотрудничать с детьми и взрослыми.
7. Воспитывать чувство любви к родине, родному селу.
Объем учебной нагрузки:
Программа рассчитана на 3 занятия в неделю, из них развитие экологических представлений еженедельно, развитие элементарных математических представлений, пространственные отношения, конструирование – 2 раза в месяц, длительностью 20 минут каждое.
Сенсорное воспитание - задания по сенсорному воспитанию не являются сложными для детей и в основном выносятся в свободную деятельность.
Все занятия проводятся с подгруппами в 10 - 12 человек. Предусмотрены индивидуальная и совместная формы выполнения заданий.
Программа по обучению, воспитанию и развитию детей реализуется в процессе всего уклада жизни дошкольного учреждения (особое место отводится фронтальным, подгрупповым и индивидуальным формам обучения) при тесном взаимодействии педагогов и родителей ребенка.
Содержание учебного материала, включающее федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта, предусмотренные примерной программой.
Содержание учебного материала выстроено в соответствии с программами:
1. «Развитие +» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 1. Младший и средний дошкольный возраст. / Под ред. А. И. Булычевой- М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012;
2. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с. И. А. Малашихина. «Человек, индивид, личность»: программа и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Региональный компонент реализуется в форме: бесед, ситуативных разговоров, речевых ситуаций, экскурсии, чтение художественной литературы. Совмещается с темами региональной программы, вне образовательной деятельности.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Педагогическая диагностика проводятся 3 раза в год (сентябрь, январь, май). В сентябре диагностика проводится по задачам предыдущего года. К концу года дети должны уметь: сравнивать предметы по количеству с помощью фишек-заместителей, сравнивать два предмета по величине; передавать на плане основные ориентиры, ориентироваться по плану групповой комнаты; изображать некоторые строительные детали в виде схематического рисунка с разных пространственных позиций, соотносить схему конструкции с реальной постройкой, конструировать предмет по его графической модели; могут рассказать о некоторых свойствах воды, магнита, воздуха, их применении, правилах ПДД, о профессиях, умеют правильно назвать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных.
Сенсорное воспитание
Соотнесение эталонов Формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов.
Высокий уровень. Быстро и безошибочно находит предмет сложной формы и
неоднородного цвета по описанию, вычленяя его среди других.
Средний уровень. Делает ошибку, ориентируясь лишь на один из признаков, может определить только простые объекты. После указаний воспитателя на пропущенные признаки может правильно определить сложный предмет.
Низкий уровень. Выбирает предмет, не соответствующий описанию.
Ознакомление с пространственными отношениями
1. Ориентировка во всех помещениях группы с помощью готового плана.
Высокий уровень. Дети могут ориентироваться в реальном пространстве, находя
обозначенные на плане предметы и объекты (или находят на плане обозначение реальных объектов).
Средний уровень. Дети ошибаются в прочтении плана или местонахождения предметов, исправляет ошибки, если взрослый помогает соотнести план с реальными объектами, обращая его внимание на основные ориентиры.
Низкий уровень. Затрудняются в прочтении плана: не понимают смысла обозначений на плане, не могут соотнести план с помещением. Не справляется с заданием даже после показа способа взрослым.
2. Ориентировка в видимом пространстве с помощью пространственных предлогов и наречий.
Высокий уровень. Ребенок ориентируется в пространстве с помощью предлогов и наречий (за - перед, далеко - близко, над - под, у, около, назад - вперед, между, исходя из собственной пространственной позиции.
Средний уровень. Ребенок не всегда может сориентироваться в пространстве по
словесной инструкции, содержащей пространственные предлоги и наречия.
Низкий уровень. Ребенок совершает грубые ошибки при ориентировке в пространстве по словесной инструкции.
Развитие элементарных математических представлений
1. Овладение действиями отбора заданного количества предметов из большего при помощи фишек.
Высокий уровень. Используют фишки-заместители для отбора нужного количество предметов путем установления взаимно однозначного соответствия между фишками заместителями и предметами. Могут исправить ошибки сами после того, как сталкиваются с неверным выполнением.
Средний уровень. Раскладывают не все фишки один к одному с предметами. После указания на ошибки и напоминания способа, исправляют неточности
Низкий уровень. Не могут исправить ошибки даже с помощью взрослого.
2. Овладение действием опосредованного сравнения предметов по величине.
Высокий уровень. Самостоятельно или с помощью воспитателя изготавливают мерку (условную мерку, равную по величине одному из сравниваемых объектов. Самостоятельно используют ее. Используя мерку, делают вывод о величине сравниваемых объектов (больше, меньше, поровну).
Средний уровень. Пытаются использовать способ непосредственного сравнения, после наводящих вопросов воспитателя, пользуются опосредованным измерением с помощью меры, равной одному из объектов и делают.
Низкий уровень. Не могут использовать способ опосредованного сравнения, не
владеют способом соизмерения.
Конструирование
1. Умение конструировать предмет по его графической модели.
Высокий уровень. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя анализируют схему постройки, выделяют в ней основные и второстепенные части, отбирают нужные строительные детали, располагают их так, как указано в схеме.
Средний уровень. Затрудняются в самостоятельном воспроизведении образца, для выполнения задания требуется пошаговое руководство педагога, иногда с закрыванием и постепенным открывание схемы по мере ее воспроизводства в предмете.
Низкий уровень. Даже при пошаговом руководстве ребенок создает постройку сильно отличающуюся по внешнему виду от схемы.
2. Умение разрабатывать замысел конструкции и конструировать по замыслу.
Высокий уровень. Дети могут заранее назвать тему (предмет) будущей постройки, использовать схематический набросок задуманного предмета. Схема может содержать изображение частей предмета и отдельные фрагменты конструкции. Способы соединения и
размещения деталей находят в процессе практических действий с материалом.
Средний уровень. Дети называют предмет, который предполагают построить,
необходимый материал, в процесс е конструирования могут несколько видоизменить тему, но созданная постройка узнается как заранее названный предмет.
Низкий уровень. Созданная детьми постройка почти не распознается как
запланированный предмет, в постройке не отражены основные части предмета.
Развитие экологических представлений
1. Выделение характерных примет времени года с использованием модели круговой диаграммы, смены времен года. Представления о характерных особенностях времен года.
Высокий уровень. Ребенок самостоятельно составляет полноценный рассказ о каждом времени года, используя условные обозначения на соответствующем секторе круговой диаграммы, выделяет характерные черты каждого времени года, может рассказать о наиболее важных изменениях, происходящих с погодой, растениями и животными.
Средний уровень. Ребенок рассказывает о каждом времени года, используя некоторые условные обозначения на соответствующем секторе круговой диаграммы, а также наводящие вопросы взрослого. С помощью взрослого выделяет некоторые черты каждого времени года, может рассказать о наиболее важных изменениях, происходящих с погодой, растениями и животными.
Низкий уровень. Ребенок не может назвать ни одной приметы определенного
времени года. Помощь взрослого, обращающего внимание на круговую диаграмму и значки, обозначающие приметы времени года, не дает результатов.
3. Освоение различных Форм приобретения опыта (экспериментирование, проживание).
Высокий уровень. Ребенок может самостоятельно рассказать о свойствах воды, ее использовании людьми, значении в природе, опасностях, связанных с водой.
Экспериментируя с водой, может самостоятельно сделать простейшие выводы о состояниях воды. В реальной жизни, а также в процессе восприятия произведений детской литературы испытывает различные эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы, может изобразить их в игре.
Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.
Средний уровень. Ребенок только с помощь взрослого может сделать выводы о
свойствах воды и ее состояниях в зависимости от температуры, сопереживает при участии взрослого животным и растениям, описанным в произведениях детской литературы, а также в реальной жизни. Опираясь на подсказки взрослого, вспоминает об использовании воды человеком и правилах безопасности на воде. Использует полученные представления в игре и других видах деятельности, если ему об этом напоминает взрослый.
Низкий уровень. Ребенок не может сделать выводы по результатам экспериментов с водой даже с помощью взрослого, не вспоминает об использовании воды человеком и правилах безопасности на воде. Эмоционально не включается в ситуацию общения с живой природой, не сопереживает персонажам художественных произведений о природе, затрудняется в использовании полученных представлений в игре и других видах деятельности.
Список литературы
Технологии и пособия образовательной области «Познание»
Перечень программ:
1. Программа «Развитие +» Программа «Развитие +»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 1; 2/Под ред. А. И. Булычевой – М. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2012 г. «Одаренный ребенок» / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. – М., 1995.
«Развитие» / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. – М., 1995.
2. Региональная программа воспитания «Человек, индивид, личность» г. Ставрополь 2004.-120с. И. А. Малашихина. «Человек, индивид, личность»: программа и методическое руководство для педагогов.
Перечень пособий:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с., илл.
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А. А. Столярова. - М., 1988.
3. Дьяченко О. М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для родителей. – М. : просвещение, Учебная литература, 1996.
4. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.
5. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.
6. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007
7. И. А. Малашихина. «Человек, индивид, личность»: программа и методическое руководство для воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих по программам Л. А. Венгера «Развитие» и «Одаренный ребенок». – Ставрополь: ООО «Мир данных», 2001
8. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада (раздел «Ознакомление с пространственными отношениями») / Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000.
9. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (область «Познание») / Булычева А. И. и др. – М. : ГНОМ и Д, 2000.