Папки-передвижки

Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса коррекционной школы 8 вида

Сазанакова Степанида
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса коррекционной школы 8 вида
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малоарбатская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано:

на заседании Зам. директора УВР

ШМО Тахтаракова Н. Р.

протокол №__1_ ___

от «30» 08. 2023 г. от «31» 08.2023г.

Утверждено:

Тюкпиекова Т. А.

___

Приказ № 122

от «31» 08.2023 г.

Адаптированная рабочая программа

Публикация «Адаптированная рабочая программа по предмету „Чтение и развитие речи“ для 9 класса коррекционной школы 8 вида» размещена в разделах

по предмету «Чтение и развитие речи», 9 класс

Составитель: Сазанакова С. С.

2023 - 2024 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»для обучающихся 9 класса (8 вид) создана на основе следующих нормативных документов:

Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В. В. Воронковой;

• примерных программ по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для специ-альных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, автор А. К. Аксёнова - М. : «Просвещение», 2016г. ;

Количество часов в неделю: основное общее (коррекционное обучение, 9 класс (8 вид)

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год:68 часов

Цели программы :

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени-ем, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение обучающимися произведений отечественной и мировой литературы, их чте-ние и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализиро-вать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художествен-ном тексте (или любом другом речевом высказывании, представление своих оценок и су-ждений по поводу прочитанного.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образова-тельных учреждений VIII вида на изучение учебного предмета «Чтение» в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.

3. Содержание учебного предмета «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид)

Разделы Содержание Общее кол-во часов Р/Р

Введение 1

Устное народное творчество Жанры устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка, баллада, были-на). Отличие литературной сказки от народной. Основные герои русских былин, рас-пространенные пословицы и поговорки. Главная мысль произведения. Русские народ-ные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».

Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).

«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев». 14 4

Русская литература XIX века В. А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).И. А. Крылов. Басня «Кот и По-вар» (в сокращении).А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении, по-весть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Ту-чи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада». Н. В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).Н. А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша». А. А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».А. П. Чехов. Рас-сказы «Злоумышленник» (в сокращении, «Пересолил». 56 7

Из литературы XX ве-ка М. Горький «Песня о Соколе». В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное при-ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).М. И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».К. Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». С. А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжа-ты, рощи голы…», «Собаке Качалова». М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).Е. И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Н. М. Рубцов. Стихотворения «Ти-хая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня». Ю. И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

45

7

Из зарубежной лите-ратуры Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд»,Эрнест Сетон-Томпсон «Снап», Джеральд Даррелл «Живописный жираф».

17 2

Итого: 133 20

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение».

Формируемые универсальные учебные действия:

В структуре планируемых результатов при изучении учебного предмета «Чтение» для обу-чающихся 9 класса (8 вид)ведущее место принадлежит личностным результатам.

Личностные результаты:

у обучающихся будут сформированы умения:

• осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанно-сти;

• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих то-варищей;

• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живо-писи;

• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

• осознанно относиться к выбору профессии;

• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Обучающиеся научатся:

• -читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков пре-пинания;

• -читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные зада-ния;

• -участвовать в обсуждении темы и текста;

• -оценивать поступки героев с помощью учителя;

• -отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

• - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;

• - читать «про себя»;

• - выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

• - формулировать вопросы к тексту;

• - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

• - составлять простой план под руководством учителя;

• - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя, давать оценку их поступкам;

• - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учите-ля);

• - производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выбороч-ный пересказ;

• - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

• - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочи-танному тексту;

• -выучить наизусть 8-10 стихотворений.

Метапредметные результаты по учебному предмету.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических за-дач,

• осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практиче-ских и учебных задач;

• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятель-ность.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, класси-фикацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения по-знавательных и практических задач;

• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражаю-щие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимо-действия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возмож-ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый);

• использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

• использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Содержательные линии программы Планируемые результаты. Требования ФГОС

Базовый уровень Повышенный уровень

Устное народное творче-ство • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и ли-тературные произведения, фольклорным образам, тради-ционным фольклорным приё-мам в различных ситуациях речевого общения;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений уст-ного народного творчества, выбирать фольклорные про-изведения для самостоятель-ного чтения;

• выразительно читать были-ны, соблюдая соответствую-щий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых ком-позиционных элементов, ис-пользуя в своей речи харак-терные для народных былин художественные приёмы. • видеть в былинах воплоще-ние нравственного идеала конкретного народа (нахо-дить общее и различное с идеалом русского и своего на-родов);

• рассказывать о самостоя-тельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или при-думывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчест-ва разных народов для само-стоятельного чтения, руко-водствуясь конкретными це-левыми установками.

Русская литература XIX—XX вв.

• осознанно воспринимать ху-дожественное произведение в единстве формы и содержа-ния; адекватно понимать ху-дожественный текст и давать его смысловой анализ; интер-претировать прочитанное, ус-танавливать поле читатель-ских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художествен-ный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и по-томку;

• выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, оп-ределяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ори-ентации;

• анализировать и истолковы-вать произведения разной жанровой природы, аргумен-тировано формулируя своё отношение к прочитанному. • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элемен-ты поэтики художественно-го текста, видеть их худо-жественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литерату-ры самостоятельно (или под руководством учителя, оп-ределяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоста-вительного анализа.

Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Чтение. 9 класс (8 вид)»

№п/п Дата

Тема урока Примечания

План Факт

1 Введение(1 час)

Введение. Роль книги в жизни человека

Из устного народного творчества (10 ча-сов+4Р/Р)

2 Устное народное творчество. Жанры.

3 Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила».

4 Былины как жанр устного народного творче-ства.

5 Художественная идея былины

«На заставе богатырской».

6 Жанровые особенности былины «Вольга и Микула Селенинович».

7 Р/Р Подготовка к сочинению.

8 Р/Р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

9 Сказка как жанр устного народного творче-ства.

10 «Сказка про Василису Премудрую» каквы-ражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

11 Сказочные образы в сказке.

12 Нравственная основа сказок о животных. Сказка «Лиса и Тетерев».

13 Сюжет и главные герои в сказке «Лиса и Те-терев».

14 Р/Р Сочинение- сказка.

15 Р/Р Анализ работ.

3. Из русской литературы века XIX века (49 часов + 7Р/Р)

16 В. А. Жуковский. Краткие сведения о писате-ле.

17 Особенности замысла сказки «Три пояса».

Нравственная основа сказки «Три пояса».

18 Р/РПодготовка к написанию отзыва о прочитанной сказке.

19 Р/Р Отзыв о сказке «Три пояса».

20 И. А. Крылов. Знакомство с жизнью и творче-ством.

21 И. А. Крылов. Басня «Кот и повар».

22 А. С. Пушкин. Знакомство с жизнью и твор-чеством.

23 Художественная идея поэмы «Руслан и Людмила».

24 Композиционные особенности поэмы «Рус-лан и Людмила».

25 Сюжет и главные герои поэмы «Руслан и Людмила»

26 Добро и зло в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

27 Р/Р Анализ эпизода из поэмы «Руслан и Людмила».

28 История создания повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

29 Любовь и обман в повести «Барышня-крестьянка».

30 Основная мысль повести «Барышня –крестьянка».

32 Смысл названия повести «Барышня –крестьянка».

33 Художественная идея повести «Барышня – крестьянка».

34 Внеклассное чтение по произведениям А. С. Пушкина.

35 Р/Р Анализ эпизода в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

36 М. Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

37 Вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонто-ва.

38 Мотив странничества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

39 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Баллада».

40 Значение авторской позиции в «Баллада».

41 Художественная идея стихотворения «Мор-ская царевна» М. Ю. Лермонтова.

42 Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Морская царевна».

43 Тема одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

44 Композиция стихотворения «Листок» М. Ю. Лермонтова.

45 Н. В. Гоголь. Знакомство с жизнью и творче-ством.

46 Повесть «Майская ночь, или Утопленни-ца»,глава «Ганна». Зло и добро в повести.

47 Повесть «Майская ночь, или Утопленни-ца»,глава «Утопленница». Своеобразие сю-жета.

48 Повесть «Майская ночь, или Утопленни-ца»,глава «Пробуждение». Художественная идея.

49 Р/Р Устное рисование портретов героев повести, особенности языка.

50 Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Реали-стичные традиции и мистические элементы в произведении.

51 Сюжет и главные герои «Ночи перед Рожде-ством».

52 Толкование непонятных слов в «Ночи перед Рождеством».

53 Н. А. Некрасов. Краткие сведения о поэте.

54 Доля народная – основная тема произведений Н. А. Некрасова.

55 Тема, основная мысль поэмы «Саша» (отры-вок).

56 Особенности композиции поэмы «Саша» Н. А. Некрасова.

57 Герои и образы поэмы «Саша».

58 А. А. Фет. Основные этапы жизни и творче-ства.

59 Основные темы и мотивы лирики Фета.

60 Художественная идея стихотворения «На за-ре ты ее не буди».

61 Единство человека и природы в стихотворе-нииА. А. Фета «Это утро».

62 Внутренний мир лирического героя в стихо-творении А. А. Фета «Помню я, старушка ня-ня…».

63 Р/Р Урок выразительного чтения по сти-хотворениям А. А. Фета.

64 А. П. Чехов. Биография. Детские и юношеские годы.

65 Семья А. П. Чехова. Книга в жизни А. П. Че-хова.

66 А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».

67 Приёмы создания характеров и ситуаций, жанровое своеобразие

68 А. П. Чехов. Жанровое своеобразие рассказа «Пересолил».

Особенности юмора писателя в расска-зе «Пересолил».

Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехо-ва.

Р/Р Анализ эпизода в рассказе А. П. Чехо-ва «Пересолил».

4. Из произведений русской литературы XX века. (38 часов+7 Р/Р)

Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

М. Горький «Песня о Соколе».Проблема це-ли и смысла жизни.

Истинные и ложные ценности в «Песне о Соколе».

Р/Р Подготовка к написанию отзыва по прочитанному произведению.

Р/Р Отзыв о «Песне о Соколе».

Краткие сведения о В. В. Маяковском.

В. В. Маяковский «Необычайное приключе-ние, бывшее с Владимиром Маяковским ле-том на даче».

Образы и символы в стихотворении.

М. Цветаева. Поэзия и жизнь поэтессы.

Художественная идея стихотворения М. Цве-таевой «Красною кистью».

Художественная идея стихотворения М. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел».

Уникальность поэтического голоса М. Цве-таевой в стихотворениях.

Лист внесения изменений

№ п/п

урока Дата по

плану Дата по факту Тема Способ

корректировки Реквизиты документа, которым закреплено изменение

В связи с внесением изменений количество часов за год по учебному предмету «Чтение» за год - ___ ч. В результате корректировки обеспечивается полное выполнение содержания программы.

Изменения в рабочей программе согласованы и одобрены «» ___20 г.

Заместитель директора по УВР: ___

Автор публикации:
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса коррекционной школы 8 вида
Опубликовано: 31 марта 2024 в 21:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса коррекционной школы 8 вида» (включая файлы) размещена пользователем Сазанакова Степанида (УИ 3399379) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД