Сазанакова Степанида
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для 9 класса коррекционной школы 8 вида
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоарбатская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласовано:
на заседании Зам. директора УВР
ШМО Тахтаракова Н. Р.
протокол №__1_ ___
от «30» 08. 2023 г. от «31» 08.2023г.
Утверждено:
Тюкпиекова Т. А.
___
Приказ № 122
от «31» 08.2023 г.
Адаптированная рабочая программа
Публикация «Адаптированная рабочая программа по предмету „Чтение и развитие речи“ для 9 класса коррекционной школы 8 вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
по предмету «Чтение и развитие речи», 9 класс
Составитель: Сазанакова С. С.
2023 - 2024 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»для обучающихся 9 класса (8 вид) создана на основе следующих нормативных документов:
• Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В. В. Воронковой;
• примерных программ по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для специ-альных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, автор А. К. Аксёнова - М. : «Просвещение», 2016г. ;
• Количество часов в неделю: основное общее (коррекционное обучение, 9 класс (8 вид)
• Количество часов в неделю: 2 часа
• Количество часов в год:68 часов
Цели программы :
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрени-ем, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение обучающимися произведений отечественной и мировой литературы, их чте-ние и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализиро-вать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художествен-ном тексте (или любом другом речевом высказывании, представление своих оценок и су-ждений по поводу прочитанного.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образова-тельных учреждений VIII вида на изучение учебного предмета «Чтение» в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.
3. Содержание учебного предмета «Чтение» для обучающихся 9 класса (8 вид)
Разделы Содержание Общее кол-во часов Р/Р
Введение 1
Устное народное творчество Жанры устного народного творчества (сказка, пословица, поговорка, баллада, были-на). Отличие литературной сказки от народной. Основные герои русских былин, рас-пространенные пословицы и поговорки. Главная мысль произведения. Русские народ-ные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев». 14 4
Русская литература XIX века В. А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).И. А. Крылов. Басня «Кот и По-вар» (в сокращении).А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении, по-весть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Ту-чи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада». Н. В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).Н. А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша». А. А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».А. П. Чехов. Рас-сказы «Злоумышленник» (в сокращении, «Пересолил». 56 7
Из литературы XX ве-ка М. Горький «Песня о Соколе». В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное при-ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).М. И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».К. Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». С. А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжа-ты, рощи голы…», «Собаке Качалова». М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).Е. И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Н. М. Рубцов. Стихотворения «Ти-хая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня». Ю. И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».
45
7
Из зарубежной лите-ратуры Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд»,Эрнест Сетон-Томпсон «Снап», Джеральд Даррелл «Живописный жираф».
17 2
Итого: 133 20
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение».
Формируемые универсальные учебные действия:
В структуре планируемых результатов при изучении учебного предмета «Чтение» для обу-чающихся 9 класса (8 вид)ведущее место принадлежит личностным результатам.
Личностные результаты:
• у обучающихся будут сформированы умения:
• осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанно-сти;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих то-варищей;
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живо-писи;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• осознанно относиться к выбору профессии;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Обучающиеся научатся:
• -читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков пре-пинания;
• -читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные зада-ния;
• -участвовать в обсуждении темы и текста;
• -оценивать поступки героев с помощью учителя;
• -отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
• - читать вслух правильно, выразительно, осознанно, бегло в соответствии с нормами литературного произношения;
• - читать «про себя»;
• - выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
• - формулировать вопросы к тексту;
• - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
• - составлять простой план под руководством учителя;
• - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя, давать оценку их поступкам;
• - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учите-ля);
• - производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выбороч-ный пересказ;
• - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочи-танному тексту;
• -выучить наизусть 8-10 стихотворений.
Метапредметные результаты по учебному предмету.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических за-дач,
• осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практиче-ских и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятель-ность.
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, класси-фикацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
• применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения по-знавательных и практических задач;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражаю-щие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимо-действия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возмож-ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый);
• использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
• использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Содержательные линии программы Планируемые результаты. Требования ФГОС
Базовый уровень Повышенный уровень
Устное народное творче-ство • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и ли-тературные произведения, фольклорным образам, тради-ционным фольклорным приё-мам в различных ситуациях речевого общения;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений уст-ного народного творчества, выбирать фольклорные про-изведения для самостоятель-ного чтения;
• выразительно читать были-ны, соблюдая соответствую-щий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых ком-позиционных элементов, ис-пользуя в своей речи харак-терные для народных былин художественные приёмы. • видеть в былинах воплоще-ние нравственного идеала конкретного народа (нахо-дить общее и различное с идеалом русского и своего на-родов);
• рассказывать о самостоя-тельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять былину и/или при-думывать сюжетные линии;
• выбирать произведения устного народного творчест-ва разных народов для само-стоятельного чтения, руко-водствуясь конкретными це-левыми установками.
Русская литература XIX—XX вв.
• осознанно воспринимать ху-дожественное произведение в единстве формы и содержа-ния; адекватно понимать ху-дожественный текст и давать его смысловой анализ; интер-претировать прочитанное, ус-танавливать поле читатель-ских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художествен-ный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и по-томку;
• выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, оп-ределяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ори-ентации;
• анализировать и истолковы-вать произведения разной жанровой природы, аргумен-тировано формулируя своё отношение к прочитанному. • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элемен-ты поэтики художественно-го текста, видеть их худо-жественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литерату-ры самостоятельно (или под руководством учителя, оп-ределяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоста-вительного анализа.
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Чтение. 9 класс (8 вид)»
№п/п Дата
Тема урока Примечания
План Факт
1 Введение(1 час)
Введение. Роль книги в жизни человека
Из устного народного творчества (10 ча-сов+4Р/Р)
2 Устное народное творчество. Жанры.
3 Русские народные песни. «Колыбельная», «За морем синичка жила».
4 Былины как жанр устного народного творче-ства.
5 Художественная идея былины
«На заставе богатырской».
6 Жанровые особенности былины «Вольга и Микула Селенинович».
7 Р/Р Подготовка к сочинению.
8 Р/Р Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
9 Сказка как жанр устного народного творче-ства.
10 «Сказка про Василису Премудрую» каквы-ражение народной мудрости и нравственных представлений народа.
11 Сказочные образы в сказке.
12 Нравственная основа сказок о животных. Сказка «Лиса и Тетерев».
13 Сюжет и главные герои в сказке «Лиса и Те-терев».
14 Р/Р Сочинение- сказка.
15 Р/Р Анализ работ.
3. Из русской литературы века XIX века (49 часов + 7Р/Р)
16 В. А. Жуковский. Краткие сведения о писате-ле.
17 Особенности замысла сказки «Три пояса».
Нравственная основа сказки «Три пояса».
18 Р/РПодготовка к написанию отзыва о прочитанной сказке.
19 Р/Р Отзыв о сказке «Три пояса».
20 И. А. Крылов. Знакомство с жизнью и творче-ством.
21 И. А. Крылов. Басня «Кот и повар».
22 А. С. Пушкин. Знакомство с жизнью и твор-чеством.
23 Художественная идея поэмы «Руслан и Людмила».
24 Композиционные особенности поэмы «Рус-лан и Людмила».
25 Сюжет и главные герои поэмы «Руслан и Людмила»
26 Добро и зло в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
27 Р/Р Анализ эпизода из поэмы «Руслан и Людмила».
28 История создания повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
29 Любовь и обман в повести «Барышня-крестьянка».
30 Основная мысль повести «Барышня –крестьянка».
32 Смысл названия повести «Барышня –крестьянка».
33 Художественная идея повести «Барышня – крестьянка».
34 Внеклассное чтение по произведениям А. С. Пушкина.
35 Р/Р Анализ эпизода в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
36 М. Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
37 Вольнолюбивые мотивы в лирике Лермонто-ва.
38 Мотив странничества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»
39 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Баллада».
40 Значение авторской позиции в «Баллада».
41 Художественная идея стихотворения «Мор-ская царевна» М. Ю. Лермонтова.
42 Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Морская царевна».
43 Тема одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».
44 Композиция стихотворения «Листок» М. Ю. Лермонтова.
45 Н. В. Гоголь. Знакомство с жизнью и творче-ством.
46 Повесть «Майская ночь, или Утопленни-ца»,глава «Ганна». Зло и добро в повести.
47 Повесть «Майская ночь, или Утопленни-ца»,глава «Утопленница». Своеобразие сю-жета.
48 Повесть «Майская ночь, или Утопленни-ца»,глава «Пробуждение». Художественная идея.
49 Р/Р Устное рисование портретов героев повести, особенности языка.
50 Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Реали-стичные традиции и мистические элементы в произведении.
51 Сюжет и главные герои «Ночи перед Рожде-ством».
52 Толкование непонятных слов в «Ночи перед Рождеством».
53 Н. А. Некрасов. Краткие сведения о поэте.
54 Доля народная – основная тема произведений Н. А. Некрасова.
55 Тема, основная мысль поэмы «Саша» (отры-вок).
56 Особенности композиции поэмы «Саша» Н. А. Некрасова.
57 Герои и образы поэмы «Саша».
58 А. А. Фет. Основные этапы жизни и творче-ства.
59 Основные темы и мотивы лирики Фета.
60 Художественная идея стихотворения «На за-ре ты ее не буди».
61 Единство человека и природы в стихотворе-нииА. А. Фета «Это утро».
62 Внутренний мир лирического героя в стихо-творении А. А. Фета «Помню я, старушка ня-ня…».
63 Р/Р Урок выразительного чтения по сти-хотворениям А. А. Фета.
64 А. П. Чехов. Биография. Детские и юношеские годы.
65 Семья А. П. Чехова. Книга в жизни А. П. Че-хова.
66 А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
67 Приёмы создания характеров и ситуаций, жанровое своеобразие
68 А. П. Чехов. Жанровое своеобразие рассказа «Пересолил».
Особенности юмора писателя в расска-зе «Пересолил».
Внеклассное чтение по рассказам А. П. Чехо-ва.
Р/Р Анализ эпизода в рассказе А. П. Чехо-ва «Пересолил».
4. Из произведений русской литературы XX века. (38 часов+7 Р/Р)
Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
М. Горький «Песня о Соколе».Проблема це-ли и смысла жизни.
Истинные и ложные ценности в «Песне о Соколе».
Р/Р Подготовка к написанию отзыва по прочитанному произведению.
Р/Р Отзыв о «Песне о Соколе».
Краткие сведения о В. В. Маяковском.
В. В. Маяковский «Необычайное приключе-ние, бывшее с Владимиром Маяковским ле-том на даче».
Образы и символы в стихотворении.
М. Цветаева. Поэзия и жизнь поэтессы.
Художественная идея стихотворения М. Цве-таевой «Красною кистью».
Художественная идея стихотворения М. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел».
Уникальность поэтического голоса М. Цве-таевой в стихотворениях.
Лист внесения изменений
№ п/п
урока Дата по
плану Дата по факту Тема Способ
корректировки Реквизиты документа, которым закреплено изменение
В связи с внесением изменений количество часов за год по учебному предмету «Чтение» за год - ___ ч. В результате корректировки обеспечивается полное выполнение содержания программы.
Изменения в рабочей программе согласованы и одобрены «» ___20 г.
Заместитель директора по УВР: ___