Анастасия Лыскова
Консультация «Работа над ошибками или почему ребенок вас не слышит»
▼ Скачать + Заказать документы
Часто в практике педагогов и в жизни родителей возникает ситуация, когда ребенок их не слышит, не выполняет просьб, вынуждая применять крайние меры. На самом деле такое поведение ребенка говорит о том, что ошибки допускаете именно взрослый. Ниже рассмотрим ошибки и пути их решения.
1. Ошибка «Отсутствие зрительного контакта»
Детям доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче. Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой ребенок вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что слова взрослого доносятся откуда-то сверху, издалека.
Публикация «Консультация „Работа над ошибками или почему ребенок вас не слышит“» размещена в разделах
Работа над ошибками
Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание ребенка на себя. Переместитесь на уровень глаз ребенка (присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза, также можно прикоснуться к плечу или взять за руку. Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Ребенка старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.
2. Ошибка «Просьба, состоящая из нескольких»
«Сними ботинки, вымой руки и за стол», — на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет – это довольно сложный алгоритм, который труден для запоминания.
Работа над ошибками
Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например, «Сними ботинки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.
3. Ошибка «Косвенные» указания
Такие высказывания, как: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?», непонятны малышу, он не догадается, что в вопросе взрослого заключено руководство к действию.
Работа над ошибками
Необходимо помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.
4. Ошибка «Многословность»
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как упал и набил шишку, хочешь свалиться еще раз? и т. д.». Выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь.
Работа над ошибками
Не нужно пугать ребенка грядущими неприятностями, он живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.
5. Ошибка «Ожидание немедленного изменения поведения»
Дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание полностью формируется только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему на то, что «интересно» вам, например, одеться и отправиться в поликлинику, ребенок младше шести попросту не может.
Работа над ошибками
Давайте ребенку «временной» запас. Например, вам пора домой, а ребенок никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана.
6. Ошибка «Метод «заезженной пластинки»
Многократное повторение и напоминание со стороны взрослого плохо для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. И также негативно сказывается на взрослом, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на ребенка – накричать или отшлепать.
Работа над ошибками
У детей очень развита зрительная память, поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на туалет и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком.
7. Ошибка «Просьба - отрицание»
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!». Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и ребенок то и дело воспринимает запрет взрослого как заманчивое предложение.
Работа над ошибками
Нужно предложить интересную альтернативу. Например, «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»
Эти ошибки будут повторяться снова и снова, а советы не дадут результата, если у вас нет доверительных отношений с ребенком. Уважайте занятия и интересы детей! Когда вы хотите о чем-то спросить ребенка или что-то сообщить ему, то сначала убедитесь, что он готов вас услышать.