Ольга Захарченко
Работа над проектом «Сегодня фантазёры — завтра изобретатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над проектом
Проект – слово иноязычное, от латинского PROJECTUS – буквальный перевод уже объясняет многое и означает «брошенный вперёд».
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Ребёнок по своей природе исследователь, фантазёр.
Публикация «Работа над проектом „Сегодня фантазёры — завтра изобретатели“» размещена в разделах
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Учёные отметили, что мыслительные процессы, которые происходят в голове у ребёнка, при исследовании, изобретении чего-то нового, идентичны тем процессам, которые происходят в голове учёного, изобретателя, когда он делает какие-то эпохальные открытия
Те из вас, кто работает в логопедической группе, конечно же сталкиваются с особенностями познавательной сферы детей, а также с такими речевыми нарушениями как:
- недостаточная сформированность мотивационной сферы;
- недостаточная концентрация и устойчивость внимания;
- слабость в развитии моторики;
- пространственные трудности.
В дальнейшем они могут принять большую выраженность и привести:
- к отсутствию интереса к обучению;
- снижению объема памяти;
- ошибкам запоминания;
- трудностям в овладении письмом;
- несформированности счетных операций;
- слабому овладению грамматикой.
Для целостного развития детей:
-мотивации к обучению в школе;
- умения мыслить нестандартно в обычных ситуациях;
- творчески находить решение возникших проблем;
коллективом группы было принято решение о создании краткосрочного проекта.
Который назвали: «Сегодня фантазёры – завтра изобретатели».
Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный – 3 месяца.
Автор проекта : Захарченко Ольга Игоревна
Участники проекта : дети 6-7 лет логопедической подготовительной группы №5 МБДОУ №4, родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.
Цель проекта :
• изучить и создать оптимальные условия, влияющие на развитие интеллектуальных и творческих способностей;
• формирование коммуникативных умений у детей 6-7 лет в условиях подготовительной логопедической группы детского сада.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• Обогатить знание детей о мире открытий и изобретений;
• Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста;
• Развивать речевую, творческую активность, способность к фантазированию, образность речи, обогащать словарь детей;
• Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, используя технологию ТРИЗ;
• Развивать эмпатийные качества личности детей;
• Воспитывать ценностное отношение к изобретениям человека.
Формы работы с детьми :
- Проблемно-поисковые ситуации;
- Интегрированная деятельность;
- Индивидуальная деятельность;
- Чтение;
- Творческие задания;
- Кружковая работа;
- Совместное изготовление поделок. ;
- Эвристическая беседа и другие.
Дошкольный возраст - является важным периодом интеллектуального развития ребенка. Одним из важнейших интеллектуальных процессов является воображение.
От развития воображения во многом зависит, как ребенок будет учиться в школе, насколько он будет успешен в своей профессиональной деятельности в будущем.
Изучением развития интеллектуальных процессов у дошкольников занимались такие исследователи, как:
Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. А. Крутецкий и другие.
Они считали, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и:
- является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний;
- способствует саморазвитию личности;
т. е. в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОУ.
Если мы хотим растить ребёнка - дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей, то нам следует, как можно раньше реализовывать многогранные возможности
ТРИЗ - технологии.
Поэтому на первоначальном этапе работы над проектом мною целенаправленно проводилась работа по изучению имеющихся методических разработок, технологии ТРИЗ (метод проб и ошибок, метод фокальных объектов, метод мозгового штурма и др., собирала и накапливала материал, создавала предметно-окружающую среду.
Для реализации проекта использовала следующие принципы:
Принцип ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ, принцип НОВИЗНЫ,
принцип ДИНАМИЧНОСТИ, принцип КОМПЛЕКСНОСТИ,
принцип СОТРУДНИЧЕСТВА.
Учитывая интерес детей ко всему новому, к изобретательству, фантазированию, я решила использовать это направление для решения выше перечисленных задач.
Дальнейшую работу строила на повышение интереса детей к изобретениям человека.
- Рассказывала о первобытных людях и их изобретениях;
- знакомила с известными изобретателями;
- в развивающее-обучающих ситуациях рассказывала когда появилась одежда, когда изобрели велосипед, у кого учился человек и т. д. ;
- знакомила детей с энциклопедией открытий и изобретений;
- С помощью книги Михаила Николаевича Шустермана «Думаем, изобретаем, открываем мир» дети попадали вместе с персонажами в различные ситуации. Самостоятельно принимая решения, дети узнают о закономерностях развития окружающего мира, приобретают навыки диалектического подхода к проблемам.
На начальном этапе дети затруднялись отвечать на вопросы, ведь ребёнок всегда очень переживает, когда ответит неверно. Раскрылись они за счёт того, что в ходе проекта принимались любые их ответы. В следствии даже замкнутые дети с удовольствием предлагали свои решения проблем.
У детей всегда много вопросов – так называемые «почемучки». В ответах на вопросы нам всегда помогала: «Энциклопедия для ленивых» под ред. М. С. Медникова. Книга в популярной и увлекательной форме рассказывает детям о множестве предметов и явлений: как загораются звезды и отчего идет дождь, почему исчезли мамонты и где искать ископаемые…
Она состоит из пяти частей ответов на вопросы: Что есть что; Что есть откуда; Что есть как; Кто есть они; Как есть мы.
Если ребёнок задаёт вопрос не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ.
Дети с удовольствием включились в работу над проектом :
- выбирали интересующие их изобретение (слушали рассказ об истории изобретения и об изобретателе);
- собирали информацию, вместе с родителями;
- развивали конструктивные навыки, через изобретение построек из конструктора «Лего»;
- проявляли фантазию, воображение и творчество в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- изготовляли свои изобретения вместе с родителями.
На втором этапе проекта
- Привлекала к сотрудничеству педагогов-специалистов, родителей, воспитанников;
- Учила детей находить противоречия, которые окружают их повсюду. (Что общего между домом и машиной; яблоней и ложкой.) ;
- Учила выстраивать логические цепочки. Использовала приё мы: «Увеличение-Уменьшение»,«Дробление-Объединение», «Наоборот».
- Старалась заинтересовать каждого ребёнка, для этого создавала творческую обстановку;
- Учила детей фантазировать, изобретать (придумай новый стул, детскую коляску, объект для передвижения);
- Решали сказочные задачи, придумывали новые сказки, с помощью методов и приёмов ТРИЗ;
- Предлагала своё решения задач, что позволило стимулировать воображение детей и вызывало интерес и желание к творческой деятельности;
- Через игру «Да-нет-ка» учила детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
- Привлекала родителей к совместной работе над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества. Дети и родители представили свои работы на выставку : «Мы – изобретатели и фантазёры»
Результат педагогической деятельности
На заключительном этапе проекта отметилось значительное повышение интереса детей к непосредственной деятельности:
- у детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр, продуктивной деятельности;
- повысилась способность к фантазированию;
- их работы отличаются новизной и оригинальностью, в них появился индивидуальный почерк;
- повысился уровень ручной умелости, творческих способностей, образность речи, обогатился словарь;
- стал очевиден личностный рост, творческая взаимодеятельность;
- дети применяют полученные знания;
- научились: сравнивать, анализировать, обобщать;
- используют нестандартные ситуации, оригинальные решения проблем;
- находят выход из сложных ситуаций.
. И, я считаю, эти знания прочнее лягут в памяти ребёнка, нежели те, которые были заучены.
- Я систематизировала, обогатила и применила на практике, свои знания о формах, методах и приёмах формирования интеллектуальных и творческих способностей дошкольников;
- Разработала план по образовательной деятельности;
- В группе создала развивающую среду;
- Родители стали активными участниками творческого процесса, у них сформировалась положительная установка на взаимодействие с ДОУ.
Вывод
Таким образом, подводя итоги работы над проектом, направленной на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-7 лет логопедической группы, мы пришли к выводу,
- что наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира
Одновременно с развитием этого понимания, мы отмечаем, что повысился уровень произвольности поведения: дети стали более внимательны, активнее относятся к задачам умственного плана, научились принимать мнения других людей.
Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Дети - исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа.