Получи документы

Программа работы педагога-психолога с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов

Александра Гришкина
Программа работы педагога-психолога с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы

Программа направлена на повышение уровня всех познавательных процессов, т. к дети имеющие низкий уровень внимания, мышления, восприятия и памяти часто страдают нервно-психическими расстройствами, имеют плохую социально-психологическую адаптацию, часто бывают изгоями в группе, классе, а все эти факторы являются важнейшими для формирования личности.

На основе проведения психодиагностики уровня познавательных процессов, у ряда детей был определен низкий уровень.

Публикация «Программа работы педагога-психолога с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов» размещена в разделах

Данная программа будет проведена для детей 3-5 лет 1 раз в неделю в период с декабря по май. Длительность занятий 30 минут, место проведения кабинет психолога ДОУ. Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они короткие, разнообразные, доступные детям по содержанию. В качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные, шумные игры, где много смеха и движений (ими перемежаются основные занятия). Процесс проведения занятий предлагает гибкость и творчество. Занятия проводятся в игровой форме. Для проведения релаксации используется запись природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада.

Цель коррекционной программы: развитие всех познавательных процессов у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи коррекционной работы:

1. Развивать внимание, память, мышление, восприятие, речь, воображение.

2. Формировать навыки самостоятельной работы и работы в группе.

3. Воспитывать самоконтроль у ребенка.

Форма организации: групповая по 3-5 человек, смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Структура занятий.

Каждое занятие включает в себя:

1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.

2. Установление контакта.

3. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и др.)

4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

5. Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось, затем – сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом - психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям даётся домашнее задание.

Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог – психолог рассказывает, что и как делать, показывает, то есть действует как учитель. На втором же занятии он выступает как уже партнер (совместная деятельность). На третьем – дети действуют самостоятельно. Взрослый – организатор среды.

Тематический план занятий

1 блок. Развитие мышления - 4 занятия.

Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6).

Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Какая рука у соседа», «Поменяйтесь местами все те, кто…», «Слон, пальма, крокодил». (см. источник 6).

Упражнения на развитие мышления.

Развитие умения описывать предметы по известным признакам; «Опиши предмет» (любые, легко описываемые по признакам предметы).

Исключения на основе всех изученных обобщений; «Исключение предметов», «Четвертый лишний», «Подбери картинку». (см. источник 1, 3, 4, 7, 8).

Зрительный синтез из 4 частей без образца, из 6 частей – с зрительной опорой на образец; «Разрезные картинки», «Сложи картинку»,. (см. источник 1).

Сравнение предметов по всем изученным свойствам; «Сложи половинки», «Подбери пару», «Найди отличия», «Сравни картинки». (см. источник 1, 3, 4, 7, 8).

Обобщение на основе изученных свойств; «Назови одним словом», «Объедини по смыслу», «Подбери картинку». (см. источник 1, 3, 4, 7, 8).

Сериации по цвету – 4 оттенков; по величине – 5 предметов; «Найди закономерность», «Продолжи ряд», «Какая картинка следующая». (см. источник 3, 4).

Классификация по двум признакам на основе имеющихся обобщений с помощью взрослого. «Подбери картинку», «Что в этой комнате?». (см. источник 3, 4, 7, 8).

Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Волшебное перо», «Падающее перо», «Волшебный воздушный шарик». (см. источник 6).

Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6).

2 блок. Развитие внимания - 4 занятия

Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6).

Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Обезьяна», «Послушай и угадай», «Кто пройдет лучше». (см. источник 6).

Упражнение на развитие внимания.

Объем – 5 предметов; «Найди все», «Выкладывание из мозаики по образцу», «Найди два одинаковых», «Найди пару», «Найди игрушку». (см. источник 2, 3, 4).

Устойчивость – 15-20 мин; «Выкладывание из палочек по образцу», «Найди отличия», «Совушка-сова», «Кого испугался охотник», «Найди игрушку». (см. источник 2, 3, 4).

Концентрация; «Выкладывание из мозаики по образцу», «В магазине зеркал», «Найди дорожку», (см. источник 2, 3, 4, 5).

Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Путешествующий шарик», «Мороженное», «Я рядом с тобой». (см. источник 6).

Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6).

3 блок. Развитие памяти - 4 занятия.

Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6).

Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Утка, утка, гусь», «Поварята», «Комплименты», «Ворона». (см. источник 6).

Упражнение на развитие памяти.

Зрительной образной (5 предметов); «Разрезные картинки», «Какой игрушки не хватает?», «Запомни, что на картинке», «Назови и запомни». (см. источник 1, 3, 4).

Слуховой образной (4-5 звуков); «Запомни ряды слогов и повтори», «Опиши игрушку». (см. источник 4).

Слуховой вербальной (5 слов); «Слова», «Пары слов», «Повтори предложение». (см. источник 3, 4).

Тактильной (4-5 предметов). «Волшебный мешочек». (Предметы разной фактуры).

Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Могучий лев», «Праздничные свечи», «Пальцы прячутся». (см. источник 6).

5. Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6).

4 блок. Развитие речи - 4 занятия.

Ритуал приветствия. Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми. «Поздороваемся за руку». (см. источник 6).

Игра на установление контакта. Развитие активного группового общения. «Гнездышко», «Передай мячик», «Утка, утка, гусь». (см. источник 6).

Упражнение на развитие речи. Активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов и развитие словарного запаса; «Наоборот», «Назови слова по образцу», «Назови как можно больше…». (см. источник 3, 4).

Умение замечать непоследовательность в суждениях; «Так бывает или нет?». (см. источник 3, 4).

Умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; «Найди по описанию», «Опиши игрушку». (см. источник 3, 4).

Связная речь. «Рассказ по картинке». (см. источник 1, 3, 4).

Слуховое восприятие речи. «Чистоговорки». (см. источник 3, 4).

Релаксационные упражнения. Снятие мышечного и психологического напряжения. «Волшебное перо», «Путешествующий шарик», «Макароны». (см. источник 6).

Ритуал прощания. Окончание занятия, подведение итогов. «Улыбнитесь друг другу». (см. источник 6).

Список литературы

Источник 1: Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (стимульный материал)/ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). 46 с.

Источник 2: Диагностика и коррекция внимания у детей (стимульный материал)/ Осипова. Н., Малашинская Л. И. - М. : ТЦ Сфера, 2001.

Источник 3: Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет/ Соколова Ю. А. – М. : Эксмо, 2007. – 64 с. : ил. – (Академия дошкольного развития).

Источник 4: Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка пяти – шести лет/ Соколова Ю. А. – М. : Эксмо, 2007. – 64 с. : ил. – (Академия дошкольного развития).

Источник 5: Психологические занятия с дошкольниками «Цветик - семицветик»/ Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. – СПб. : Речь, 2005. – 95 с.

Источник 6: Психологические упражнения для тренингов/ Интернет-ресурс. - http://www.trepsy.net.

Источник 7: Развивающий материал/ ОАО «Радуга», 2008.

Источник 8: Развивающий материал/ ООО «Дрофа-Медиа», 2011.

Публикации по теме:

Аналитический отчет педагога-психолога Аналитический отчет за 2012-13 уч. г. педагога-психолога МБДОУ –д/с «Вишенка» В течение 2012-13уч. г. выполнялись виды работ в соответствии.

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа работы педагога-психолога с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов
Опубликовано: 11 августа 2013 в 18:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа работы педагога-психолога с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по развитию познавательных процессов» (включая файлы) размещена пользователем Александра Гришкина (УИ 120238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД