Людмила Киселёва
Работа педагога с ребенком с ОВЗ в общеразвивающей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей модернизации системы образования является обеспечение доступности качественного образования, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, имеют равные со всеми права на образование.
Публикация «Работа педагога с ребенком с ОВЗ в общеразвивающей группе» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного воспитанника с ОВЗ. В первую очередь требуется создание специальных условий развития и воспитания в рамках образовательной среды детского сада.
В последнее время все чаще в дошкольных учреждениях встречаются дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, в том числе с ранним детским аутизмом. Вот и наше дошкольное учреждение имело такой опыт.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка-инвалида должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ, выбор формы получения детьми образования, образовательного учреждения, защита законных прав и интересов детей.
Одной из форм получения ребенка с ОВЗ дошкольного образования в ДОУ №27 является общеобразовательная группа. Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого-педагогического сопровождения. Система комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида призвана улучшить психическое и физическое здоровья ребенка с ОВЗ, направлена на создание благоприятных условий пребывания в группе сверстников, способствует развитию способностей ребенка и помогает выбрать у каждого ребенка с ОВЗ адаптационные механизмы к социуму.
Многие семьи узнают о том, что у их ребенка аутизм, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим.
Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с аутизмом. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.
А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.
Необходимо познакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.
Каковы симптомы раннего детского аутизма?
В основном их три - нарушения в общении, в поведении и эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, ауты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник.
В эмоциональном плане ауты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными, игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему - к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение.
Серьезной проблемой воспитания и обучения аута является нестабильность его эмоционального состояния, непредсказуемость, неадекватные невротические реакции. Его психоэмоциональное состояние зависит от перепадов атмосферного давления, посторонних раздражителей, от эмоционального состояния и настроения взрослых.
От ребенка с нарушением эмоционально-волевой сферы невозможно ожидать быстрого результата, у него нет оперативного реагирования. Они длительное время поглощают информацию. Иногда результат работы может проявиться через несколько месяцев, а может через год-два. Эта особенность восприятия ребенка с ранним детским аутизмом не должна настораживать или пугать педагогов.
Изучив рекомендации специалистов: психиатра, невропатолога, психолога, логопеда, мы разработали индивидуальный маршрут с целью помочь ребенку адаптироваться в условиях детского сада. Главная наша задача - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью мы применили в работе с ним разнообразные формы взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Мы помогали ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, комментировали для него и для всех все происходящее и намечаемые действия в группе («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь с нами; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
В группе мы разместили пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, мы разместили непосредственно на шкафчике ребенка.
В течение дня мы предлагали ребенку мозаики и головоломки. Они доступны и понятны ребенку-ауту. Работая по схеме, он видит конечный результат, которого надо достичь.
Совместно с родителями мы создали «Сокровищницу» узнав о том, что ауты любят заниматься коллекционированием, поэтому их можно и нужно привлекать к работе по сортировке предметов. Ребенок был неоценимым помощником, в тех случаях, когда нужно, например, разложить карандаши по цвету, кубики по размеру, бумагу по цвету.
В группе мы разместили несколько зеркал на уровне глаз детей. Аутичный ребенок плохо осознает свое тело. У него может быть нарушена пространственная ориентация. Время от времени мы привлекали внимание ребенка к его отражению.
Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия мы использовали такие игры, как "Волшебный мешочек", "Угадай предмет". Это интересно не только ребенку-ауту, но и детям из группы.
На первых этапах работы мы играли в игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима была диалоговая речь. Для закрепления навыков каждую игру проигрывали не один раз, они стали своего рода ритуалом (пальчиковые игры, подвижные игры и т. д.). Во время игры постоянно проговариваются действия воспитателя и действия ребенка, четко обозначая словами все то, что происходит с ними. При этом нас не смущало то, что ребенок не проявляет ни малейшего интереса к словам. Но мы не отчаивались: многократное повторение одной и той же игры, одних и тех же слов принесет свои плоды - ребенок сможет включиться в общую деятельность.
Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, мы сделали разметку на столе: нарисовали контур листа, карандаша, красок, баночки, для того чтобы ему было легче привыкнуть к своему столу и осмыслить, что от него требуется.
Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: мы в буквальном смысле "работали" руками ребенка, писали и рисовали вместе с ним, держа один карандаш. Зная при этом, что телесный контакт, а также упражнения на расслабление будут способствовать снижению уровня тревожности ребенка.
Аутичному ребенку трудно осваивать любой новый вид деятельности, но он всегда стремится выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы мы подбирали такие задания, с которыми он обязательно справится. Наша помощь и похвала помогли закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на наши слова не проявлялась внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создали положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем помогла сделать наше взаимодействие с ребенком более эффективным.
Аутичным детям свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой, что и обеспечивает среда нашей группы.
Ребенку с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения отвлекали от стереотипного ритма.
Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые мы ему предлагали, то мы не навязывали их насильно. Присматривались к тому, что и как хочет делать он сам, подыгрывали ему, занимались тем, что ему интересно.
Люди, работающие с такими детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.