Надежда Мильгунова
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющей ребёнку наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» размещена в разделах
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, т. к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Предметно-пространственную развивающую среду я организовываю так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Разместила оборудование по центрам развития, что позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, изодеятельность, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.
Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
ППРС в группе обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Подбираю в центры такие материалы и оборудование, которые открывают перед детьми перспективы саморазвития.
Для того, чтобы развивать детскую активность, творчество я создала в группе различные центры, соответствующие ФГОС ДО:
• «Островок книги» и «Центр речевого развития» - стимулирует речевую активность детей. Центры периодически трансформируются и обогащаются литературой в соответствии с тематикой недели, дети создают книги своими руками совместно с родителями, также делают книги и рисуют к ним иллюстрации на ОД. Данные центры вызывают у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогают формировать будущую потребность в чтении, являются мощным стимулятором развития всех сторон речи, развивают коммуникативные способности, служат источником успешной социализации.
• «Центр театрализованной деятельности» - помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом, позволяет самовыражаться. Здесь дети знакомятся с разными видами театра (настольный, кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой, учатся разыгрывать сказки, игровые ситуации, придумывают свои истории, слушать музыку, импровизировать с музыкальными инструментами. Детям очень нравится играть в кукольный и пальчиковый театры. Дети с удовольствием играют в постановках.
• «Центр ИЗО» - формирует творческие способности детей, эстетические восприятия, воображение, самостоятельность, активность. Оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Разнообразие средств в данном центре открывает ребёнку возможность творить, фантазировать. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащая свои сенсорные навыки и знания. Здесь организовываются выставки художников, изделий народного промысла, детских работ, творчества родителей.
• «Маленькие исследователи» - формирует у детей познавательный интерес, развивает мыслительную, поисковую деятельность, наблюдательность, развивает интерес к исследованиям, творчество, дети овладевают способом обследования объектов, сами ищут ответы на вопросы «Почему?», «Как?»
• «Физкультурный уголок» - обеспечивает поддержание интереса у детей к спортивным играм и физическим упражнениям. Оборудование подбираю с учетом возрастных особенностей детей. В копилке данного центра имеется различное оборудование и пособия.
Таким образом, среда, созданная в группе, обеспечивает свободную творческую деятельность детей в соответствии с их желаниями и склонностями. ППРС построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка, помогает ребенку обнаружить в себе и развить то, что в нем заложено, поэтому-то она и имеет важное значение в его жизни и развитии.
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала. Образовательный процесс необходимо строить с учетом становления развития личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости.
В соответствии с этим свою работу строю с учетом склонностей, интересов, уровня активности, желаний детей группы. Планирую мероприятия, способствующие выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования, акции, конкурсы чтецов и т. д.
В межаттестационный период мои воспитанники вместе со своими родителями участвовали в следующих мероприятиях:
«Моя любимая сказка» - вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества, развивать творческие навыки, коммуникативные умения, закреплять и расширять знания детей о сказках. Дети участвовали совместно с родителями.
«Дары Золотой Осени» - раскрытие творческих способностей и воображения детей, побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми, создать условия для творческого самовыражения детей и родителей.
• Детско-родительский проект «Мой любимый домашний питомец». Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни дошкольника. Вовлекая детей и родителей в работу над проектом, стремились расширить познавательный интерес, любознательность, воображение, развивать творческие способности, побуждать детей к сочувствию, готовности помогать и заботиться о питомцах. Итогом этого проекта стали презентации по теме. Дети поражали своей заинтересованностью в участии над проектом. Каждый старался проявить свою индивидуальность, творчество; с удовольствием рассказывали о своих любимцах.
• Конкурсы и акции способствующие воспитанию экологической культуры («Экология глазами детей», «Береги природу», «Поможем птицам пережить зиму», «Живи Земля!») – проводились с целью привлечь детей и их родителей к охране и заботе об окружающей среде;
Данные мероприятия проводились в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и способствовали развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, активизировали познавательную деятельность, развивались конструктивные и художественные способности детей в продуктивной деятельности (изготовление кормушек, рисунки по теме конкурса).
• «Конкурсы чтецов» - посвящаются разным темам («День Победы», «День Матери», «Мы в ответе за планету», содействуют развитию творческого потенциала участников, способствуют развитию речевых навыков детей, художественных и артистических дарований, формируют навыки художественно-эстетического развития, самовыражения.
Театрализованные постановки начала проводить с младшей группы для развития речевой активности у детей их артистических, творческих способностей, преодоления робости, неуверенности в себе.
Викторины проводила в основном в старших группах для закрепления материала, развития мышления, умения придумывать сказки, загадки, истории.
Участие детей в досугах (развлечениях) раскрывают творческие способности, помогают стать самостоятельнее, инициативнее, вызывают яркие эмоции.
Следующим направлением в работе по выявлению и развитию способностей воспитанников является взаимодействие с их родителями.
С ними проводилась такая работа, как привлечение к жизни нашей группы и детского сада. Родители всегда с охотой участвовали во всех мероприятиях, таких как: «Мой друг - светофор» (развлечение, по окончании провела с родителями и детьми мастер-класс «Светофор» (пластилинография, родительский комитет создал стенгазету «Мы - мамины помощники», приняли участие в выпуске стенгазеты «Ребята и зверята», создавали книжки-малышки по сказкам, зимним видам спорта, приняли участие в празднике «День семьи», для которого они выпустили вместе с детьми коллажи о своей семье. Проводила консультации: «Домашняя библиотека», «Книги о животных», «Как с пользой смотреть мультфильмы», «Ребёнок у экрана»; анкетирование «Оценка взаимодействия родителей с педагогами»; рекомендации: «Чтение рассказа Г. Я. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме» и др.
Участие родителей в совместной практической деятельности (совместные газеты, подготовка проектов, различные конкурсы, акции) способствуют развитию творческой и познавательной активности их детей, самовыражению, проявлению инициативы и самостоятельности.