Люда Панферова
Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет
▼ Скачать + Заказать документы
Практический этап
Исследовательская работа по экспериментированию как эффективного метода познания через окружающий мир в средней группе в практике работы в ДОУ проводилась на базе детского сада № 54 города Белогорска, Амурской области.
Исследовательская работа проводилась в средней группе. Группа 27 человека, из них 16 мальчиков и11 девочек.
Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе, подготовительном, осуществлялся поиск научно–методической литературы по данной проблеме.
Публикация «Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа), Отчет» размещена в разделах
На втором этапе, преобразующем, происходила апробация различных экспериментов в окружающем мире на занятиях в младшей группе.
На третьем этапе, заключительном, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
В начале года мною была проведена диагностика на выявление уровня развития познавательных процессов. Результаты проведения диагностики показали, что 4% детей имеют высокий уровень развития, т. е. выполняют задания без ошибок, 72% - средний – ошибки повторяются или частично выполняют задания, оставшиеся 24% - низкий уровень, т. е. «выполненное» ими задание полностью не соответствовало диктуемому образцу. Структура развития познавательных процессов у детей представлена на рисунке 1.
Уровень развития познавательных процессов
Рисунок 1. Структура развития познавательных процессов у детей
Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью навыков и умений задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя.
Мной также была проведена методика А. Л. Венгера «Разрезные картинки» предназначена для выявления степени овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.
Анализ результатов данной методики показал, что у 80 % детей возникли небольшие сложности при выполнении задания, но после помощи воспитателя они успешно закончили. 5% справились самостоятельно, а 15% детей закончили задание только совместно с воспитателем.
Также для проверки памяти была проведена методика «Повторение слов и предложений». Она фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. Анализ результатов данной методики показал, что у 17 % детей пересказ не вызвал затруднений, 2% - не могли справиться без помощи воспитателя, и 81% детей смогли повторить с подсказкой воспитателя.
Вывод: Анализ результатов проведения методик в начале года показал, что большая доля детей группы справляется с заданиями с трудом и имеет средний уровень развития познавательных процессов, такие дети составляют большую часть группы – около 80%.
В связи с чем, я решила проводить комплекс занятий по экспериментированию в окружающем мире, и в конце года проследить изменение результатов, выявить эффективность данных методик.
Комплекс проводимых мной мероприятий включал:
Упражнения для рук и пальцев (мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений);
Игры с песком и водой (приложение 2)
Наблюдение во время прогулок.
В ходе наблюдения за работой детей я заметила, что из всех мероприятий по экспериментированию, с большим удовольствием, радостью и усидчивостью дети занимаются с природным материалом.
В связи с этим, я разработала перспективный план занятий на 2011 – 2012 гг. и примерные конспекты занятий. Система занятий предусматривает:
сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;
взаимосвязь экспериментирования с другими видами деятельности – игрой, рисованием, математикой, развитием речи;
использованием перед началом занятия пальчиковой гимнастики;
исключение психического перенасыщения ребенка, признание его права на самостоятельность;
использование приемов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех).
Весь объем знаний я распределила по темам. В течении года прошли такие темы, как «С кем подружилась капелька», «Радуга», «Ледяное украшение на елку», «Магнит и его свойство», «Дерево и его свойство» и др. (в приложении 4). Первые занятия по экспериментированию являлись диагностическими, их цель не только развить познавательные процессы, но и выявить в чем дети испытывают затруднение.
Обсуждая вопрос о всестороннем развитии дошкольников в детском саду, я поделилась опытом организации исследовательской деятельности дошкольников в докладе «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на МО, где определила основные задачи занятий по экспериментированию, использованные методы и приемы, и проводимые разнообразные мероприятия с детьми.
Одним из направлений моей деятельности является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я познакомила родителей с ролью экспериментальной деятельности детей на развитие их памяти и мышления. Родителям было предложено осуществлять эту деятельность в трех направлениях:
специальные игры-упражнения с мокрым песком и водой в домашних условиях;
выход с детьми на природу;
обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.
Мной применяются различные формы развития сотрудничества с родителями, направленные на решение данной проблемы:
совместное проведение занятий (визиты в группу);
практикум по организации экспериментальных игр с детьми в домашних условиях (необязательные домашние задания);
тематические консультации;
выпуск памяток, информационных листков.
Работа с родителями : первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня познавательного развития детей; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).
Итогом года стала выставка творческих работ детей, родителей и воспитателей «Волшебный мир природы».
В конце года дети приобрели навыки работы во время экспериментирования, научились задавать вопросы по теме занятия, самостоятельно находить ответы на интересующую их проблему. Дети с желанием занимаются экспериментальной деятельностью не только в саду но и привлекают к ней родителей. У них появился определенный запас знаний об окружающем мире. Выполняют задания аккуратно, стараются добиться лучшего результата самостоятельно. При повторном проведении диагностики «Повторение слов и предложений» в конце года, были выявлены следующие тенденции:
повторение не вызвало затруднений - 73% детей;
небольшая помощь воспитателя потребовалась – 27%;
детей не справившихся с заданием не было.
Так же была проведена общая диагностика по выявлению развития познавательных процессов у дошкольников и получены следующие результаты:
13% - высокий уровень, т. е. выполняют без ошибок;
77% - средний уровень, т. е. ошибки повторяются или частично выполняют задания;
10% - имели низкий уровень, т. е. «выполненное» ими задание полностью не соответствовала диктуемому образцу. Структура развития познавательных процессов у детей представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура развития познавательных процессов у детей.
Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью навыков и умений задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя.
Мной также была проведена методика А. Л. Венгера «Разрезные картинки» предназначенная для выявления степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.
Анализ результатов данной методики показал, что у 80% детей возникли небольшие сложности при выполнении задания, но после помощи воспитателя они успешно закончили. 5% справились самостоятельно, а 15% детей закончили задание только совместно с воспитателем.
Также для проверки памяти была проведена методика «Повторение слов и предложений». Она фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал.
Анализ результатов данной методики показал, что у 17% пересказ не вызвал затруднений, 2% - не могли справиться с заданием без помощи воспитателя, и 81% детей смогли повторить с подсказкой воспитателя.
Вывод: Анализ результатов проведенных методик в начале года показал, что большая доля детей группы справляется с заданиями с трудом и имеет средний уровень развития познавательных процессов, такие дети составляют большую часть группы – около 80%.
В связи с чем, я решила проводить комплекс занятий по экспериментированию в окружающем мире, и в конце года проследить изменение результатов, выявить эффективность данных методик.
Комплекс проводимых мною мероприятий включал:
Упражнения для рук и пальцев (мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений);
Игры с песком и водой (приложение 2);
Наблюдение во время прогулок
Сравним данные полученные по результатам проведения методики в начале и в конце года. Результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура результатов проведения методики.
Вывод: доля детей с низким уровнем развития познавательных процессов значительно сократилась, а доля детей со средним и высоким уровнем развития увеличилась, это говорит об эффективности проведения мероприятий по развитию мышления и памяти у дошкольников, а в частности проведение с детьми занятий по экспериментированию. Общее наблюдение позволяет мне сказать о том, что я намерена и в дальнейшем проводить занятия с элементами экспериментирования в окружающем мире, так как это хорошая база для развития детей в разных областях и актуально именно в группе среднего дошкольного возраста в связи с необходимостью успешно подготовить детей к школе.