МААМ-картинки

Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет

Люда Панферова
Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет

Практический этап

Исследовательская работа по экспериментированию как эффективного метода познания через окружающий мир в средней группе в практике работы в ДОУ проводилась на базе детского сада № 54 города Белогорска, Амурской области.

Исследовательская работа проводилась в средней группе. Группа 27 человека, из них 16 мальчиков и11 девочек.

Работа проводилась в три этапа.

На первом этапе, подготовительном, осуществлялся поиск научно–методической литературы по данной проблеме.

Публикация «Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа), Отчет» размещена в разделах

На втором этапе, преобразующем, происходила апробация различных экспериментов в окружающем мире на занятиях в младшей группе.

На третьем этапе, заключительном, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.

В начале года мною была проведена диагностика на выявление уровня развития познавательных процессов. Результаты проведения диагностики показали, что 4% детей имеют высокий уровень развития, т. е. выполняют задания без ошибок, 72% - средний – ошибки повторяются или частично выполняют задания, оставшиеся 24% - низкий уровень, т. е. «выполненное» ими задание полностью не соответствовало диктуемому образцу. Структура развития познавательных процессов у детей представлена на рисунке 1.

Уровень развития познавательных процессов

Рисунок 1. Структура развития познавательных процессов у детей

Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью навыков и умений задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя.

Мной также была проведена методика А. Л. Венгера «Разрезные картинки» предназначена для выявления степени овладения зрительным синтезом — объединением элементов в целостный образ.

Анализ результатов данной методики показал, что у 80 % детей возникли небольшие сложности при выполнении задания, но после помощи воспитателя они успешно закончили. 5% справились самостоятельно, а 15% детей закончили задание только совместно с воспитателем.

Также для проверки памяти была проведена методика «Повторение слов и предложений». Она фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. Анализ результатов данной методики показал, что у 17 % детей пересказ не вызвал затруднений, 2% - не могли справиться без помощи воспитателя, и 81% детей смогли повторить с подсказкой воспитателя.

Вывод: Анализ результатов проведения методик в начале года показал, что большая доля детей группы справляется с заданиями с трудом и имеет средний уровень развития познавательных процессов, такие дети составляют большую часть группы – около 80%.

В связи с чем, я решила проводить комплекс занятий по экспериментированию в окружающем мире, и в конце года проследить изменение результатов, выявить эффективность данных методик.

Комплекс проводимых мной мероприятий включал:

Упражнения для рук и пальцев (мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений);

Игры с песком и водой (приложение 2)

Наблюдение во время прогулок.

В ходе наблюдения за работой детей я заметила, что из всех мероприятий по экспериментированию, с большим удовольствием, радостью и усидчивостью дети занимаются с природным материалом.

В связи с этим, я разработала перспективный план занятий на 2011 – 2012 гг. и примерные конспекты занятий. Система занятий предусматривает:

сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;

взаимосвязь экспериментирования с другими видами деятельности – игрой, рисованием, математикой, развитием речи;

использованием перед началом занятия пальчиковой гимнастики;

исключение психического перенасыщения ребенка, признание его права на самостоятельность;

использование приемов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребенка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех).

Весь объем знаний я распределила по темам. В течении года прошли такие темы, как «С кем подружилась капелька», «Радуга», «Ледяное украшение на елку», «Магнит и его свойство», «Дерево и его свойство» и др. (в приложении 4). Первые занятия по экспериментированию являлись диагностическими, их цель не только развить познавательные процессы, но и выявить в чем дети испытывают затруднение.

Обсуждая вопрос о всестороннем развитии дошкольников в детском саду, я поделилась опытом организации исследовательской деятельности дошкольников в докладе «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на МО, где определила основные задачи занятий по экспериментированию, использованные методы и приемы, и проводимые разнообразные мероприятия с детьми.

Одним из направлений моей деятельности является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьей позволяет мне активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На родительском собрании я познакомила родителей с ролью экспериментальной деятельности детей на развитие их памяти и мышления. Родителям было предложено осуществлять эту деятельность в трех направлениях:

специальные игры-упражнения с мокрым песком и водой в домашних условиях;

выход с детьми на природу;

обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания.

Мной применяются различные формы развития сотрудничества с родителями, направленные на решение данной проблемы:

совместное проведение занятий (визиты в группу);

практикум по организации экспериментальных игр с детьми в домашних условиях (необязательные домашние задания);

тематические консультации;

выпуск памяток, информационных листков.

Работа с родителями : первичное консультирование по диагностическому исследованию уровня познавательного развития детей; рекомендации (в виде индивидуальных листов с заданиями); повторное консультирование (эффективность проведенной работы) и стратегия дальнейшего поведения родителя с ребенком (рекомендации).

Итогом года стала выставка творческих работ детей, родителей и воспитателей «Волшебный мир природы».

В конце года дети приобрели навыки работы во время экспериментирования, научились задавать вопросы по теме занятия, самостоятельно находить ответы на интересующую их проблему. Дети с желанием занимаются экспериментальной деятельностью не только в саду но и привлекают к ней родителей. У них появился определенный запас знаний об окружающем мире. Выполняют задания аккуратно, стараются добиться лучшего результата самостоятельно. При повторном проведении диагностики «Повторение слов и предложений» в конце года, были выявлены следующие тенденции:

повторение не вызвало затруднений - 73% детей;

небольшая помощь воспитателя потребовалась – 27%;

детей не справившихся с заданием не было.

Так же была проведена общая диагностика по выявлению развития познавательных процессов у дошкольников и получены следующие результаты:

13% - высокий уровень, т. е. выполняют без ошибок;

77% - средний уровень, т. е. ошибки повторяются или частично выполняют задания;

10% - имели низкий уровень, т. е. «выполненное» ими задание полностью не соответствовала диктуемому образцу. Структура развития познавательных процессов у детей представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура развития познавательных процессов у детей.

Подавляющее большинство ошибок можно объяснить недостаточной сформированностью навыков и умений задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя.

Мной также была проведена методика А. Л. Венгера «Разрезные картинки» предназначенная для выявления степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ.

Анализ результатов данной методики показал, что у 80% детей возникли небольшие сложности при выполнении задания, но после помощи воспитателя они успешно закончили. 5% справились самостоятельно, а 15% детей закончили задание только совместно с воспитателем.

Также для проверки памяти была проведена методика «Повторение слов и предложений». Она фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал.

Анализ результатов данной методики показал, что у 17% пересказ не вызвал затруднений, 2% - не могли справиться с заданием без помощи воспитателя, и 81% детей смогли повторить с подсказкой воспитателя.

Вывод: Анализ результатов проведенных методик в начале года показал, что большая доля детей группы справляется с заданиями с трудом и имеет средний уровень развития познавательных процессов, такие дети составляют большую часть группы – около 80%.

В связи с чем, я решила проводить комплекс занятий по экспериментированию в окружающем мире, и в конце года проследить изменение результатов, выявить эффективность данных методик.

Комплекс проводимых мною мероприятий включал:

Упражнения для рук и пальцев (мной подготовлена картотека пальчиковых упражнений);

Игры с песком и водой (приложение 2);

Наблюдение во время прогулок

Сравним данные полученные по результатам проведения методики в начале и в конце года. Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура результатов проведения методики.

Вывод: доля детей с низким уровнем развития познавательных процессов значительно сократилась, а доля детей со средним и высоким уровнем развития увеличилась, это говорит об эффективности проведения мероприятий по развитию мышления и памяти у дошкольников, а в частности проведение с детьми занятий по экспериментированию. Общее наблюдение позволяет мне сказать о том, что я намерена и в дальнейшем проводить занятия с элементами экспериментирования в окружающем мире, так как это хорошая база для развития детей в разных областях и актуально именно в группе среднего дошкольного возраста в связи с необходимостью успешно подготовить детей к школе.

Публикации по теме:

Распространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детейРаспространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детей 5 декабря 2012 года в городе Благовещенске Амурской области на базе областного института развития проходила научно-практическая конференция.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по экспериментированию в детском саду (старшая группа). Отчет
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 08:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД