Получи документы

Работа с детьми в период адаптации к детскому саду (часть вторая)

Тамара Рычкова
Работа с детьми в период адаптации к детскому саду (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

Поскольку одной из главных потребностей ребенка остается потребность в сотрудничестве с взрослым, то именно близкие ему люди должны научить его сначала понимать собственное эмоциональное состояние, а затем – состояние окружающих.

Предлагаемые игры способствуют развитию эмоциональной сферы детей, направлены на снижение эмоционального и мышечного напряжения,

формирование эмоциональной выразительности и эмпатии (сопереживания,

Публикация «Работа с детьми в период адаптации к детскому саду (часть вторая)» размещена в разделах

повышение самооценки тревожных детей, снятие эмоционального напряжения, повышение настроения, нейтрализацию негативных переживаний.

В раннем детстве ребенок может выражать как радость, восторг, удивление, так и гнев, страх, обиду, тревогу. Но в этом возрасте ему пока еще трудно сдерживать нежелательные желания и порывы. Взрослый, находящийся рядом с ним, может помочь малышу, не только поговорив об этих эмоциях; он может и способствовать снижению мышечного и эмоционального напряжения, как правило, сопутствующих негативным переживаниям ребенка.

«Зайчики и слоники»

Повышение самооценки тревожных детей.

Содержание: Взрослый говорит: Давайте мы будем зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным.) Его хвостик и лапки трясутся. (Дети и взрослый изображают испуганного зайку вместе).

Затем взрослый продолжает: А теперь мы будем слонами: большими, сильными, смелыми. Давайте походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им.

Взрослый и дети вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны.

Игра «Шалтай – болтай»

Снятие мышечного напряжения и расслабление.

Содержание: Дети слушают стихотворение и выполняют движения, заранее показанные взрослым. (С. Маршак).

Шалтай – болтай сидел на стене.

Шалтай – болтай свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо – влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняют корпус тела вниз.

«Шуршалки, шумелки»

Развивать детское творчество, совершенствовать слуховое восприятие. Снятие эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального климата в группе.

Для изготовления атрибутов: футлярчики от киндер – сюрпризов, различные емкости. Также сыпучие, стучащие предметы: крупа, семечки, мелкие пуговицы, скрепки и пр.

Сделать игрушку, выбирая материал по своему усмотрению. Предложить детям послушать и определить, что получилось: шуршалка, шумелка, гремелка и пр.

Содержание: Воспитатель показывает закрытый футлярчик, гремит им и предлагает догадаться, что внутри, найти одинаковые по звучанию игрушки.

«Игры с пальчиками»

Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев; развивать эмоции.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Остается один большой палец)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

(Разгибают все пальцы, поднимают руки вверх)

Вот вставать уже пора,

В детский сад идти пора. Ура!

Игры с именами детей

Самое дорогое для маленького человека – это его имя. Когда ребенок слышит свое имя, это очень радует его. Но это не только забавляет, радует ребенка, но и организует его поведение.

Игры с именами - уникальное средство для создания эмоционального настроя в группе. Такие игры развивают детей, веселят их, создают хорошее настроение. Правильно подобранная игра, потешка помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю.

От того, как сложатся и будут развиваться отношения малыша с взрослым, во многом зависят его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

«Познакомимся»

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу,

называть сверстников по имени.

В нашей группе, в нашей группе (хлопают)

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

Кто у нас есть?

(показывает ребенка, дети называют имя).

«Лошадка»

Сл. Н. Френкель

Посмотрите на лошадку,

Посмотрите на лошадку.

Вот бежит она, да, да! –

Эй, лошадка, ты куда?

Скачет к Вовочке лошадка,

Скачет к Вовочке лошадка:

Цок, цок, цок, цок!

Здравствуй, Вовочка – дружок!

Хороводная игра «Кружок»

Дети ходят по кругу. В центре в ведерке флажки.

О кружок, кружок, кружок,

Закрутился наш кружок.

Он крутился, крутился,

Вдруг кружок остановился.

Выйди, Саша, в кружок

Возьми синий (и т. д.) флажок.

«Кукла шагает и бегает»

Воспитатель дает куклу кому-либо из детей. Читает стихотворение. Ребенок укачивает куклу, затем кукла в руках у ребенка «шагает», «бегает».

Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Коля с ней играть начнет –

Кукла встанет и пойдет.

Что за куколка у нас,

Сладко спит она сейчас.

Таня с ней начнет играть –

Кукла встанет и бежать.

«А кто это?»

Сл. Ю. Островского

Взрослый, обращаясь к ребенку, читает четверостишие. Останавливается и спрашивает: «Кто это поет?». Ребенок отвечает. Если затрудняется ответить, помогают дети. Затем на фланелеграф выставляется картинка.

Кто мурлычит сладко-сладко

У Надюшиной кроватки?

На окошко смотрит зорко!

Как бы прыгнуть на окошко!

Мяу, мяу! Мяу, мяу!

Кто там ходит у ограды

Возле Петиного сада?

Кто так звонко там поет,

Спать он Пете не дает?

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Вышла Таня на крылечко,

Кто гогочет там за речкой?

На лугу гогочут шустро:

- Подходите, кто не трусит!

Га-га-га! Га-га-га!

«Флажок»

Развивать навыки общения, называть друг друга по имени.

Детки встали в кружок

Увидали флажок.

- Кому дать, кому дать, кому флаг передать?

Выйди, Таня, в кружок,

Возьми, Таня, флажок

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

«Дети водят хоровод»

Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно – ласкательного значения. Дать ласковые имена.

Содержание: Дети водят хоровод, говорят:

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли,

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, флажок.

Дети поочередно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.

«Лепешки»

Могут быть разные варианты игры: педагог «печет лепешки», педагог берет руки ребенка в свои и изображают, что «пекут лепешки», в конце «раздают лепешки» всем детям, называя по имени.

Тешки – тетешки!

(«Пекут пирожки» то одна рука сверху, то другая)

Пекла (имя ребенка) лепешки,

(Потирают ладони друг о друга круговыми движениями)

Медом поливала, маком посыпала,

(Показывают пальцами, как сыплют мак)

Деточкам давала.

(Протягивают руки вперед, развернув ладони вверх)

Игры со сверстниками

Ребенок общается с взрослыми и сверстниками, его эмоции социализируются. Постепенно он «взрослеет»: на смену элементарному эмоциональному заражению у него развивается способность к эмпатии (к сопереживанию, сочувствию). Малыши стараются утешить того, кто плачет, обнять и погладить того, кто явно расстроен, прижать к себе котенка, «пожалеть» куклу или плюшевую игрушку. Конечно, для развития эмпатии необходимо, чтобы детей побуждали к этому и показывали пример сопереживания сами взрослые

Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим - непонимание чужих эмоций, переживаний. Взрослые, как правило, стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им.

Задача взрослого - увидеть, что таится в душе ребенка, помочь ему справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

«Добрый бегемотик»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности, развитие умения оказывать корректное физическое воздействия на сверстника.

Содержание: Дети встают в шеренгу. Взрослый говорит, что все вместе они – маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию (или кладет руки на плечи) впередистоящего.

Взрослый просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке…

Затем взрослый просит «бегемотика» походить по группе, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу малу», ко всеобщему удовольствию всех участников.

«Это я, узнай меня»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Содержание: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

«Постарайся отгадать»

Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Содержание: Все дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий, он поворачивается к остальным спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинке, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок мал и не может произнести все слова, тогда первые три строчки говорит взрослый (можно вместе с остальными детьми, а четвертую – либо ребенок сам, либо вместе с воспитателем. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

«Подари ласковушку»

Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.

Содержание: Дети и взрослый сидят в кругу. Взрослый рассказывает истории про ласковушки. Это приятные, добрые прикосновения. Затем взрослый показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает детям подарить приятные прикосновения, кому они захотят.

«Танцуем вместе»

Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.

Содержание: В игре могут участвовать как пары детей, так и пара взрослый – ребенок. Игроки берутся за руки. Одному из них завязывают глаза. Участник, у которого глаза открыты, начинает под музыку совершать танцевальные движения, и увлекает за собой партнера. Участник с завязанными глазами пытается повторить его движения.

Рекомендация: Как правило, играя с маленькими детьми, взрослый не завязывает им глаза, а просит закрыть их.

Продолжение следует

Публикации по теме:

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Дидактическая игра «Экран настроения»Дидактическая игра «Экран настроения» В настоящее время эмоциональное развитие - очень важный показатель развития личности ребёнка. Можно научить ребенка управлять своим настроением,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми в период адаптации к детскому саду (часть вторая)
Опубликовано: 25 января 2015 в 09:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с детьми в период адаптации к детскому саду (часть вторая)» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Рычкова (УИ 297456) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД