Тамара Рычкова
Работа с детьми в период адаптации (часть третья)
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжение
«Сова»
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение устанавливать контакт со сверстниками, приучать детей слушать стихотворение, понимать смысл его и действовать по сигналу.
Содержание: Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Взрослый считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга. Дети ходят по кругу, проговаривая текст стихотворения, остановившись, изображают спящих птиц. Сова вертит головой, смотрит по сторонам. Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет.
В лесу темно, все спят давно.
Все птицы спят, одна не спит.
Совушка – сова, большая голова,
Публикация «Работа с детьми в период адаптации (часть третья)» размещена в разделах
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит!
«Угадай, кто позвал»
Воспитывать доброе, чуткое отношение к сверстникам, развивать навыки общения, внимание, память, упражнять слуховой анализатор.
Содержание: Дети стоят в кругу. Взрослый приглашает одного из играющих. Он подходит и закрывает глаза (или становится спиной к детям, а в это время водящий, которого выбрали считалкой, подходит к кому – либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя стоящего спиной ребенка. Тот, кого позвали, называет имя позвавшего. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.
«Белочки»
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение устанавливать контакт со сверстниками.
(Деть прыгают на обеих ногах врассыпную. Садятся на пол и поглаживают друг другу ноги.)
Мы не мальчики, не девочки,
Все мы – рыженькие белочки.
С веточки на веточку,
С сучка на сучек,
Прыг да скок, прыг да скок.
А устанем – посидим,
Друг на друга поглядим
И погладим ножки
Ладошками немножко.
«Санки»
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение устанавливать контакт со сверстниками.
(Дети встают парами. Один впереди стоит спиной к другому, протягивает руки назад, а другой сзади берет его за руки. Парами бегут по залу. На слове «хлоп» падают. Встают, «отряхивают снежок» друг с друга и меняются ролями.)
Наши детки в санки сели,
Громко песенку запели,
Покатились далеко,
Не догонит их никто.
За веревочку взялись
И помчались с горки вниз.
Вдруг салазки набок – хлоп! -
Все попадали в сугроб.
Ай–яй-яй-яй-яй-яй-яй, все попадали в сугроб.
Ну, вставай, вставай, дружок,
И отряхивай снежок.
Снова в саночки садись,
С горки весело катись.
«Догонялки с мишкой» (М. Картушина)
Воспитание общительности, умения входить в контакт с взрослым и ребенком.
(Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Внутри круга ходит ребенок с игрушечным мишкой. На слово "Догоню" дети убегают от мишки на места)
Ай да, мишенька – медведь!
Очень любит песни петь:
«У-у-у! У-у-у!
Всех ребяток догоню!»
Игры – эксперименты с водой, песком и другими предметами.
Чаще всего слезы возникают на почве столкновения желаний ребенка с неизбежностью реальности (расставания с близкими). Хорошими отвлекающими приемами здесь могут служить игры с водой и песком. Эти приемы можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
- сложности, связанные с изменением привычного образа жизни (поступление в детский сад);
- сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- повышенная тревожность, страхи;
- различные формы нарушений поведения.
«Наблюдения за водой. Игры с мельницей»
Познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.
«Игры с водой «Уточки плавают»
Закрепить знание свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые – тонут.
«Игры – опыты с водой»
Показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.
«Игры – забавы с водой»
Закрепить знание свойств воды: прозрачная, теплая, холодная; в ней можно мыть игрушки; тяжелые предметы в воде тонут, легкие плавают на поверхности.
«Купание куклы Кати»
Закрепить знание свойств воды: чистая, теплая, холодная, поговорить о том. Зачем человеку нужна вода.
Постройка из песка домика для зайчика.
Дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыпется, влажный – лепится.
«Игра с песком: «Пирожки для куклы Кати»
Закрепить знание свойств песка: сухой песок пропустить через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно «испечь» пирожки для куклы Кати, украсить их камешками.
«Великие помощники»
Закрепить знание свойств воды: она нужна человеку, в ней можно, например, постирать белье и платьица для куклы Кати; водой поливают комнатные растения, земля становится влажной и растения пьют из нее эту влагу.
«Постройка из камней домика для зайчика»
Познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из песка.
Каждый ребенок строит из камней дорожку к дому зайчика.
«Постройка из камней домика для собачки»
Закрепить знание свойств камней. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки, лягушки, зайчика. Сравнить камни с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.
«Игра – опыт «Как растения пьют воду»
Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.
Музыкальные игры
«Колечки»
Русская народная мелодия «Как у наших у ворот»
Учить детей собирать и нанизывать колечки на палочку, действуя рядом со сверстниками.
Оборудование: колечки-серсо, пластмассовая или деревянная палочка.
Содержание: Взрослый напевает песню и крутит цветные колечки-серсо, нанизанные на палочку:
Ты, колечко, покружись,
Нашим деткам покажись!
Так, так, и вот так,
Не поймать тебя никак!
С окончанием пения, разбрасывает колечки. Малыши собирают колечки и нанизывают их на палочку. Игра повторяется столько раз, пока у детей сохраняется к ней интерес. Взрослый следит за тем, чтобы малыши не толкались, не отбирали колечки у сверстников, брали по одному колечку, а не все сразу.
«Звонкий бубен»
Русская народная мелодия «Посею лебеду на берегу»
Учить детей совершать ритмичные действия с бубном под пение, подражая сверстнику.
Оборудование: бубны средней величины по количеству детей.
Содержание: Взрослый ударяет в бубен, напевая веселую мелодию. Затем предлагает поиграть наиболее активному малышу под его пение.
Далее взрослый просит одного из малышей раздать бубны всем детям. Взрослый поет, а малыши ударяют ладошкой по бубну, подражая сверстнику, который стоит напротив.
Необходимо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит пение, и прекращали действие с прекращением пения.
«Догони зайку»
Учить детей играть вместе со сверстниками, догонять зайку, не толкаясь, и только, когда закончится песенка, ждать своей очереди.
Оборудование: плюшевый зайка на резинке.
Содержание: Малыши свободно располагаются на полу. Взрослый держит на резинке плюшевого зайчика и, показывая детям, как он умеет ловко прыгать, поет песню:
Зайка к деткам подбежал,
Возле деток прыгать стал:
Прыг - скок, прыг - скок -
Догони меня, дружок!
(Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского)
Зайчик скачет перед детьми. С окончанием песни взрослый отбрасывает зайку в сторону и восклицает: "Аи, убежал зайка!". Малыши бегут за зайчиком. Взрослый дает детям возможность погладить зайку, подержать его, затем прячет за спину и предлагает детям позвать его. Малыши повторяют за взрослыми: «Зая, зая, зая!». Зайка появляется и снова скачет. Игра повторяется столько раз, сколько у детей сохраняется интерес к ней.
Литература
Литература: «Игры для детей от года до трех лет» Г. Б. Монина, Е. В. Ларечина. «Речь» Санкт – Петербург 2008
Сборник Т. Сауко, А. Бурениной «Топ-хлоп, малыши»