Папки-передвижки

Работа с родителями по развитию зрительно-моторных координаций в рамках подготовки к письму дошкольников с ТНР

татьяна пиляева
Работа с родителями по развитию зрительно-моторных координаций в рамках подготовки к письму дошкольников с ТНР

ТНР у детей чаще всего проявляется на фоне моторной алалии и дизартрии, в структуру дефекта которых входит нарушение мелкой моторики. При моторной алалии встречаются такие неврологические симптомы, как апраксия- расстройство произвольных движений, чаще всего тонкой и артикуляционной моторики, ребенок затрудняется выполнять действия, требующие дифферецированных движений пальцев. Зрительная агнозия - расстройство зрительного узнавания, которое проявляется в избирательном нарушении дифференциации предметов по цвету, форме, величине, дифференциации геометрических фигур, неузнавании цифр и букв. Мелкая моторика у таких детей отличается общей неловкость, недостаточной координированностью, затруднением в точности движений, трудностью переключения от одного движения к другому, у них с задержкой развивается готовность к письму. Для детей с дизартрией характерна недостаточность в развитии зрительно- пространственного гнозиса и праксиса, что проявляется в дисграфиях и дислексиях.

Публикация «Работа с родителями по развитию зрительно-моторных координаций в рамках подготовки к письму дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Несформированность зрительно – моторной координации может негативно отразиться на учебном процессе и психике ребенка, так как в школе дети много работают по визуальным образцам: списывание с доски, из книг, прописей и других пособий. Успешное выполнение такого рода работы возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторики пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движением руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Поэтому овладение общими моторными навыками, зрительным восприятием, пространственной ориентировкой и представлениями, умением отражать их в речи являются важными показателями готовности к обучению в школе.

В содержание подготовки дошкольников к письму входит формирование следующих предпосылок:

нормативное овладение устной речью (в ее фонетическом и лексико-грамматическом оформлении);

владение элементами грамоты;

достаточный уровень сформированности оптико- пространственных ориентировок;

сформированность базовых графомоторных навыков.

Несформированность какой-либо из указанных предпосылок может вызвать нарушение процесса овладения письмом, чтением в школьном возрасте. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо вести профилактическую работу, которую в той или иной степени реализуют все участники педагогического процесса, в том числе и родители.

Коррекционная программа для детей сТНР Нищевой предусматривает включение заданий по развитию зрительно-моторных координаций. Задания, упражнения, игры по развитию зрительно-моторных координаций планируются и проводятся с учетом изучаемой лексической темы и буквы, в соответствии с возрастом и возможностями детей. Параллельно работе с детьми проводиться работа с родителями : разъяснительные беседы, практикумы, тренинги, круглые столы. Взрослым объясняются причины нарушений и цели профилактической работы, родители под руководством логопеда или совместно с детьми выполняют эти задания, а затем в условиях домашней работы совместно с детьми.

Задания на развитие предметного и буквенного гнозиса:

-классификация предметов по величине, цвету, форме;

-узнавание предметов по контурам, узнавание недорисованных предметов, перечеркнутых изображений;

-упражнения на формирование зрительного слежения в различном направлении, указанного стрелками;

-выделение предметных изображений наложенных друг на друга.

-нахождение отличий между рисунками;

-зрительное слежение слева на право, нахождение заданного предмета среди ряда других.

Упражнения на развитие буквенного гнозиса (восприятие цвета букв, формы, размера и величины букв) проводятся со старшего возраста. Направления:

-нахождение буквы среди ряда других;

-конструирование букв из палочек, бумаги, пластилина, из элементов;

- называние букв перечеркнутых дополнительными линиями;

-узнавание буквы по части ;

-определение буквы в неправильном положении;

-обведение контурных изображений;

- реконструирование букв путем добавления количества элементов или изменения их пространственного расположения (дописывание «поломанных букв»);

- выделение букв наложенных друг на друга;

- нахождение спрятанных букв на фоне основного изображения.

В процессе работы выполняется анализ букв, т. е. формируется умение определять: количество элементов, характеризовать элементы и их пространственное расположение.

Развитие зрительного мнезиса (игры и упражнение на уточнение и расширение объема зрительной памяти) :

-нахождение предметов или картинок, которые исчезли «Чего не стало?»

-запоминание предметов или картинок и их воспроизведение по памяти «Запомни, повтори»;

-запоминание букв, цифр или фигур, а затем выбор их среди других «Запомни и найди»

-нахождение перестановок, которые произошли;

-выкладывание букв в первоначальной последовательности;

Развитие мелкой моторики.

Для развития ручной мускулатуры даю задания с опорой на лексическую тему, вырежи и наклей в тетрадь диких животных, нарисуй свое любимое домашние животное, вылепи то, что нужно моряку для работы и т. д. Материалы, используемые дома для развития моторики могут быть разнообразны: природный материал, нитки, тесто, пуговицы, конструкторы, ножницы, бумага, пластилин и т. д. Для развития глазодвигательной функции слежения родителям рекомендуются игры с мячом (перебрасывание, метание в цель, бадминтон. В своей работе с детьми использую кинезиологическую гимнастику – это упражнения для развития межполушарного взаимодействия, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, активизируют интеллектуальную и познавательную деятельность. Такие упражнения также даются для совместной деятельности дома.

Формирование пространственных представлений. Включает задание на формирование умений ориентироваться: в схеме собственного тела, в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета, относительно человека, стоящего напротив, на листе бумаги.

Для совместной деятельности родителей и детей предлагаются игровые упражнения на формирование умения ориентироваться на листе бумаги:

-раскладывание картинок в соответствии с инструкцией, а затем проговаривание местоположения всех картинок;

-выкладывание или рисование фигурок по образцу, проговаривание местонахождения каждой;

-выкладывание фигурок на листе бумаги по памяти;

- нахождение картинки на листе бумаги в соответствии с инструкцией;

-дорисовывание деталей картинки;

-копирование узоров по клеточкам;

- выполнение графического диктанта;

Формирование графомоторных навыков.

Графомоторный навык- это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Формирование этого навыка также тесно связано с умением прослеживать глазами движения руки. Для работы с детьми на дом предлагаются задания:

-проведение различных дорожек;

-прохождение лабиринтов;

-обведение трафаретов;

-соединение по точкам или штрихам;

-штриховка и т. д.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сотрудничество с родителями воспитанников в рамках проекта «Приобщение дошкольников к чтению»Фотоотчет «Сотрудничество с родителями воспитанников в рамках проекта «Приобщение дошкольников к чтению» Уважаемые коллеги!Я продолжаю серию фоторепортажей об участии деток нашей группы в конкурсе проектов по приобщению дошкольников к чтению.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникамПатриотическое воспитание дошкольников в процессе подготовки к праздникам .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Работа с родителями. Групповой конкурс совместного творчества для родителей и дошкольников «Уголок памяти. Города-герои ВОВ»Работа с родителями. Групповой конкурс совместного творчества для родителей и дошкольников «Уголок памяти. Города-герои ВОВ» С 23 марта по 8 апреля в нашей подготовительной группе "Медвежата" был организован групповой конкурс совместного творчества для родителей.

Работа с родителями. Отзывы родителей о любимых книгах дошкольников «Рекомендуем почитать»Работа с родителями. Отзывы родителей о любимых книгах дошкольников «Рекомендуем почитать» Для содействия в реализации практико-ориентированного, группового долгосрочного проекта «Полезнее книги нет вещи на свете»с сентября 2017.

Работа с родителями и их отзывы о любимых книгах дошкольников «Рекомендуем почитать». Часть 2Работа с родителями и их отзывы о любимых книгах дошкольников «Рекомендуем почитать». Часть 2 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию продолжение обАКЦИИ для родителей группы "РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ".Данная АКЦИЯ была организована.

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику»Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках подготовки к Новогоднему празднику» Цель: познакомить родителей с яркими моментами из жизни группы, сплотить родителей совместной идеей подготовки к Новогоднему празднику.

Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой»Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой» Каждый год в образовательных учреждениях проходит экологическая акция «Покормите птиц зимой». Уже начиная с младшего дошкольного возраста.

Творчество родителей в рамках подготовки к Новому годуТворчество родителей в рамках подготовки к Новому году Новый год, Новый Год – ребятишек ёлка ждёт! Шарики, хлопушки, яркие игрушки! Дед Мороз подарков воз приготовил и повёз… Новый Год – праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями по развитию зрительно-моторных координаций в рамках подготовки к письму дошкольников с ТНР
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 13:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД