Елена Васенина
Работа с родителями в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрения. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, поправить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Публикация «Работа с родителями в современных условиях» размещена в разделах
Работа с семьёй – важная задача образовательной программы. Необходимы взаимодействие преемственность между детским садом и семьёй. Ребёнок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человеком, в обществе – другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
В возрасте 1-3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети, и родители. Поступление в детский сад часто вызывает стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей - основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка – ему на благо.
Отдавая своего ребенка в руки людей, взявших на себя труд участвовать в его воспитании, родители должны обсуждать каждый шаг этого воспитания, быть осведомленными о каждой его потребности, знать о получаемых результатах. Родителям предоставлено право постоянного доступа в детский сад, конечно, при условии соблюдения установленного порядка и всех правил, обязательных для посетителей и сотрудников учреждения.
Свою работу по теме «Работа с родителями» я начала с подбора литературы и методических материалов, после чего составила перспективный план работы.
Перспективный план работы.
Встреча №1.
«День открытых дверей».
Встреча №2.
.Консультация «Где эта улица? Где этот дом?».
Анкетирование родителей.
Встреча №3.
Консультация «Живу по расписанию».
Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребёнка».
Встреча №4.
Консультация «Одежда малыша».
Встреча №5.
Консультация «Мы танцуем и поем – вместе весело живем».
Праздник «Новогодняя ёлочка в гостях у малышей».
Встреча №6.
Консультация «Где моя большая ложка?»
Родительское собрание «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинства маленького ребенка».
Встреча №7.
Консультация «живу по расписанию».
Встреча №8.
Консультация «У меня игрушки есть все их мне не перечесть».
Встреча №9.
Консультация «Сначала было слово».
Встреча №10.
Консультация «Вместе весело шагать».
Родительское собрание «Здоровье ребенка в наших руках».
На первой встречи с родителями я провела анкетирование: «Анкета для родителей» (социальная); анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?»; социальный паспорт составила. Все анкеты мне помогли более близко познакомиться с родителями и их детками. Готовых к поступлению в детский сад -, условно готовых - …., не готовых -….Мною составлены и розданы каждому родителю «Памятка для взрослых». В них я подробно описала, что должен знать и сделать взрослый, чтобы адаптация ребенка в ДОУ была более лёгкой, быстрой и т. д.
Также я сделала фотоальбом «В гостях у Мишутки». Мишутка – так зовут медвежонка, знакомит с нашим детским садом, группой, рассказывает и показывает, что есть в группе, как играют и чем занимаются, словом живут малыши в саду. Этот альбом я даю взрослым. Они в домашней обстановке вместе с ребенком заочно знакомятся с садом, группой, воспитателем и помощником.
На родительских собраниях я стараюсь рассказывать о том, что интересует родителей, а темы для консультаций мне подсказывают сами взрослые.
В свою очередь я создала в группе обстановку приближенную к домашней. Группа разбита на игровые зоны, оснащены разными игрушками, играми. Но хотелось бы сказать, что не без помощи наших уважаемых, горячо любимых родителей. Каждую свою идею я обсуждаю вместе с ними, и делаем или вместе или с их участием.
Результат.
Я считаю немалым своим достоинством, что с каждым годом сокращается период адаптации. Теперь он проходит более спокойно. Во многом это объясняется тем, что мне удалось создать в группе теплую домашнюю обстановку, организовать щадящий режим для нуждающихся в этом малышей. Я смогла найти контакт с родителями. Они, более открыто не стесняясь, стали консультироваться на волнующие их темы. Многие предлагают свою помощь в благоустройстве нашего участка. Все пожелания я стараюсь учитывать, а в конце года самым активным родителям вручаются благодарственные письма. Пустяк, но приятно…
И в конце хотелось добавить.
Детский сад – не приют для малышей. Он служит ему делу воспитания детей и ценен как лаборатория педагогических мыслей и теорий…
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад комбинированного вида №35.