Екатерина Дунаева
Работа учителя-логопеда в рамках «Семейного клуба»
▼ Скачать + Заказать документы
Идея возникновения «Семейного клуба», на параллели младших групп детского сада, и до выпуска их в школу, возникла в 2007 году.
Цель создания «Семейного клуба – это повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития детей, а также сделать родителей и педагогов единомышленниками, для решения единой задачи – воспитание, обучение и развитие ребенка.
Педагоги и родители отнеслись к этому предложению с интересом.
Публикация «Работа учителя-логопеда в рамках „Семейного клуба“» размещена в разделах
Родители ожидали от педагогов теоретических и практических советов в воспитании своих чад. Педагоги, в свою очередь, были готовы поделиться своими знаниями, умениями, опытом.
С целью изучения запросов, проблем, трудностей, которые беспокоят родителей, нами была проведена предварительная работа (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др.). На основе этих данных мы составляли перспективный тематический план работы клуба, который в течение учебного года могли корректировать.
Заседания клуба проходили раз в квартал (в музыкальном или физкультурном зале в зависимости от тематики и содержания встреч).
В работе мы использовали методы и приемы, которые создавали положительный настрой, активизировали внимание родителей и способствовали более легкому восприятию предлагаемого материала, побуждали к обмену собственным опытом семейного воспитания. Наше общение строилось на основе взаимопонимания и взаимоуважения, творческого подхода.
На заседания «Семейного клуба» приглашались педагоги-специалисты: инструктор по ИЗО, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
Родителей очень волновали вопросы, связанные с развитием речи детей, поэтому, встречи логопеда с родителями проводились 2 раза в год.
Я ставила перед собой задачу научить родителей преодолевать и решать речевые проблемы их детей в игровой форме, а так же переносить полученные знания в домашние условия.
Работа строилась по принципу «от простого к сложному». То есть в каждой возрастной группе решались задачи, соответствующие данному возрасту детей. Родителям были предложены игры и упражнения для развития артикуляции, речевого дыхания, мелкой моторики, постановки и автоматизации звуков, речевых навыков и многое другое.
XXI век – век компьютерных технологий. Мы не остались в стороне, и на заседаниях клуба старались использовать мультимедийные презентации.
Взрослые «превращались» в детей и с удовольствием играли и выполняли задания, предложенные логопедом.
План работы учителя-логопеда
Возрастная группа Содержание
Младшая «Маленькие говоруны и всезнайки» :
• Развитие речи детей 3-4 лет;
• Артикуляционная гимнастика для малышей;
• Учимся правильно дышать;
• Играем пальчиками и развиваем речь.
Средняя «Правильно ли говорит Ваш ребенок?» :
• Возрастные особенности речевого развития детей4-5 лет;
• Развиваем фонематический слух;
• Сказка о язычке
«Игры на кухне».
Старшая «Чистая речь - слаще меда» :
• Развитие общей моторики;
• Игры перед зеркалом;
• Массаж и самомассаж лица и рук;
• Развитие речи детей в повседневной жизни (лексико-грамматическое развитие речи)
Подготовительная к школе «Мой ребенок — будущий первоклассник» :
Как правильно выполнять домашнее задание;
Проведение артикуляционной гимнастики;
Расширяем словарный запас;
Формируем грамотную речь;
Развиваем фонематическое восприятие.
Помимо прямого общения с родителями (встречи, индивидуальные консультации, пятиминутки, осуществлялась логопедическая работа через информационно-наглядные средства. Оформлялись папки-передвижки, письменные консультации, памятки для родителей, странички логопеда.
Тематика информационно-наглядных средств подбиралась соответственно возрастным особенностям детей, комплексно-тематическому планированию, по которому работает детский сад, и отвечала запросам родителей.
Родители прислушивались к нашим советам и рекомендациям. Они интересовались успехами своих детей, предлагали помощь, контролировали и нацеливали своих детей на красивую и правильную речь.
Мамы и папы старались применить полученные знания, играя-занимаясь с ребенком дома.
Вместе с родителями, дети играли с Язычком, придумывали новые истории о нем, делали гимнастику и массаж для развития пальчиков рук, выкладывали различные узоры и предметы с помощью подручных средств (полочек, бусинок, природного материала, круп и т. д.) Особенно понравились и мамам, и детям, игры, в которые можно играть на кухне («Чашки-ложки», «Волшебный поднос», «Золушка», «Маленький скульптор», «Отгадай, что это?» и др.) и по дороге в детский сад («Игра в слова», «Назови ласково», «Назови одним словом», «Где это находится», «Угадай, о чем я говорю» и др., ведь ничего специально не нужно организовывать, стоит лишь настроиться и внимательно посмотреть вокруг себя. Предметом и поводом для разговора может стать абсолютно любой предмет, явление природы, домашние дела, настроение.
Благодаря поддержке и помощи родителей, дети приходили на занятия подготовленные и радостные, ведь у них много что получалось и они это чувствовали, видели и осознавали.
Хорошие результаты детей показала и итоговая диагностика.