Валентина Платонова
Работаем по ТРИЗ. Семинар-тренинг по методу системного подхода к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 14 г. Мценск Платонова В. Г.
План семинара-тренинга :
1. Теоретическая часть «Вспомним системный подход к окружающему миру»
2. Тренинг на развитие воображения, мышления и фантазии.
3. Тренинг по методу системного подхода к окружающему миру.
4. Домашнее задание.
Вспомним, с вами, уважаемые коллеги, материал предыдущей темы.
• Каковы основные задачи в процессе творческого освоения любого нового материала?
Публикация «Работаем по ТРИЗ, Семинар-тренинг по методу системного подхода к окружающему миру» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
• Каковы методы для решения каждой задачи?
• Сущность системного анализа.
• Как рассматривается система и элементы, составляющие систему.
• Сущность системного подхода к окружающему миру.
• Понятие «антисистемы».
Прежде, чем перейти к тренингам по данной теме, давайте с вами решим вот такую задачу «Кто вылупился из яйца?». Для этого необходимо пофантазировать, применить нестандартное мышление.
Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Незнайка пишет: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не такой кто-то, кто обычно из яйца вылупливается, а… совсем наоборот. Наверное, подумали мы, это будет очень добрый, очень веселый и находчивый, никогда не унывающий и такой умный, и в самом расцвете сил, такой красивый щенок! Или нет – воробей! Нет! Лучше крокодильчик, зелененький такой весь. Нет, лучше гиппопотам. Или нет! Может быть… В общем долго мы пытались представить себе этого… не знаем, как его зовут. А потом подумали, что лучше вас, уважаемые педагоги, этого никто не решит. Поэтому мы и обращаемся к вам: помогите нам решить, кто (что) вылупится из яйца? Что у него будет за имя? Как он будет выглядеть? Очень ждем! Да поторопитесь, а то наши враги Гусеницы поглядывают на это яйцо. Приходится его охранять. Пишите нам и рисуйте! Незнайка и все жители Солнечного города». Вот такое письмо пришло к нам. Постарайтесь помочь жителям Солнечного города. (Воспитатели рисуют своего представителя яйца и объясняют, кто это).
А теперь перейдем к тренингу по методу системного подхода.
Игра «Назови часть целого»
Цель: научить наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть).
- Я буду говорить целое или систему, а вы называете часть – подсистему.
Заяц – ухо… дерево - …
Бабочка – крыло… птица - …
Кузнечик - … листик - …
Бегемот - … снег - …
Цветок - … яблоко - …
Земля - … гора - …
Арбуз - … дождь - …
Игра «Найди главное»
Цель: для системы подобрать несколько подсистем, которые могли бы входить в ее состав. Определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она вполне может существовать.
Лес – охотник, волк, деревья, тропинка, кусты, болото…
Сад – растения, (садовник, собака, забор, земля)
Река – (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Заяц – (ухо, кора, река, нора, шишки).
Болото – (лягушки, тина, трава, вода)
Снег – (туча, вода, ветер)
Игра «Портрет»
Цель: формировать умение, по одному подсистемному признаку воссоздать весь предмет, объект реальный или фантастический.
Ход игры.
Выбрать листки с нарисованными элементами каких-либо объектов.
Выбрав, педагоги могут назвать, часть чего это и дорисовать либо реальный, либо фантастический образ. Затем описывают, какими свойствами и функциями обладает созданный объект и как можно его использовать.
Игра – задание
«Назвать подсистемы змеи, дерева, собаки…»
Цель: упражнять в умении определять подсистемы целой части или системы.
Итак, наше второе тренинговое задание состоялось. Мы повторили тему: развитие мышления и воображения вспомнили системный подход к окружающему миру и закрепили его в процессе некоторых игр, а теперь домашнее задание:
• придумать игры на системный подход в ознакомлении с окружающим миром.