Приложение МААМ

Работаем по ТРИЗ. Семинар-тренинг «Системный оператор и специфика работы с ним»

Валентина Платонова
Работаем по ТРИЗ. Семинар-тренинг «Системный оператор и специфика работы с ним»
▼ Скачать + Заказать документы

Старший воспитатель Платонова В. Г., МБДОУ № 14 г. Мценск

План:

1. Теоретическая часть «Вспомним о работе с системным оператором».

2. Тренинг «Системный оператор как часть системного подхода к окружающему миру».

3. Домашнее задание.

Системный оператор, как и системный подход к окружающему миру основывается на решении прогнозных задач детьми дошкольного возраста.

Публикация «Работаем по ТРИЗ, Семинар-тренинг „Системный оператор и специфика работы с ним“» размещена в разделах

• Давайте выясним с вами, почему системный оператор основывается на решении прогнозных задач?

• Почему Г. С. Альтшуллер назвал девятиэкранную таблицу «многоэкранная схема талантливого мышления»?

• Как вы понимаете, что такое «системность мышления»?

• Какие объекты могут служить системами или, что может являться системой? (природные и рукотворные явления и объекты).

• В каком порядке можно рассматривать экраны оператора в зависимости от возраста детей?

А сейчас мы с вами поработаем над системными подходами, поиграем,

а также поупражняемся в работе с системным оператором.

1. Назовите структурный подход системы «стул».

(Подсистема – ножки, металл или дерево; прошлое ножек – железняк, руда или дерево; будущее ножек – силикон, сверхпрочный пластик и т. д.)

2. Выкладываю в систему шариковую ручку, в надсистему – класс или школу (картинки); в подсистему – колпачок, стержень, корпус…

• Как это будет выглядеть на системном операторе?

• Какой подход прослеживается в данном случае?

3. Приведите примеры функционального подхода автомобилей. Выложите на системном операторе.

4. Опишите генетический подход той же самой шариковой ручки, а генетический подход микроволновой печи, шелковой блузки (используются карточки).

• Как можно расположить этот вариант на системном операторе?

5. Поиграем в игру «Найди главное».

Я вам даю список систем. Для них подобраны несколько подсистем, которые могли бы входить в состав систем. А вы постарайтесь определить, какие две подсистемы обязательно являются частями данной системы, а без каких она может существовать?

САД – растения, садовник, собака, забор, земля.

ГОРОД – автомобили, здания, толпа, улица, велосипед.

РЕКА – берег, рыба, рыболов, тина, вода, теплоход.

БИБЛИОТЕКА – город, здание, книги, лекция, музыка, читатели.

ДЕТСКИЙ САД – дети, воспитатели, музыкальный зал, игрушки, столы.

6. А сейчас игра «Аукцион».

Цель: закрепить знания о признаках, частях и свойствах предметов; учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

На аукционе представлены для продажи: конфетка, катушка ниток, пуговица, мобильный телефон, магнитофон.

Чтобы купить выбранный Вами предмет, необходимо описать его и рассказать, для чего он Вам так необходим и чем он так понравился.

В качестве платы за полученный предмет может быть стихотворение, рисунок, танец, песня.

Мы выслушали реальное обоснование необходимости этого предмета, а теперь придумайте фантастический вариант. (После прослушивания двух заявлений совместно решаем, кому из покупателей должен достаться выбранный предмет).

7. Поработаем над системой «тигр». Пройдите по всем экранам системного оператора.

А теперь возьмем рукотворный предмет – стол и расположим его в центре системного оператора. Как вы будете работать с данной системой дальше? Вспоминайте варианты заполнения экранов. (Предлагаю сначала представить эту систему для детей младших групп, а затем для старших дошкольников).

Ну, что ж, усвоили вы данный метод? Стоит продолжать тренинг дальше?

Тогда домашнее задание: изготовить на свою группу системный оператор и материал к нему в соответствии с возрастом ваших воспитанников. Срок – в течение месяца.

Публикации по теме:

Использование ТРИЗ-технологии в детском саду. Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Груша»- системный оператор (совместная деятельность педагога с детьми старшего возраста) Цель: Формировать умение системно мыслить, дать.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работаем по ТРИЗ. Семинар-тренинг «Системный оператор и специфика работы с ним»
Опубликовано: 25 июня 2014 в 14:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работаем по ТРИЗ. Семинар-тренинг «Системный оператор и специфика работы с ним»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Платонова (УИ 216753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД