Получи документы

Формирование экологической культуры детей старего дошкольного возраста

Светлана Осорова
Формирование экологической культуры детей старего дошкольного возраста

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Осорова С. Д. воспитатель

МБДОУ детский сад № 56 «Пушинка»

Цель исследования: выявить и обосновать эффективные педагогические условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование экологической культуры детей старего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ.

В основу исследования положена следующая гипотеза: воспитание экологической культуры детей 6-7 лет будет наиболее эффективным, если:

• - в качестве теоретико-методологической основы учитываются как общие, так и национально-региональные условия воспитания;

• - используются методы и формы работы формирования экологической культуры дошкольников, построенные на принципах интеграции теоретической и практической готовности дошкольников к экологической культуре, учета динамики возрастного развития.

Задачи исследования:

• Изучить психолого-педагогическую литературу.

• Выявить наиболее эффективные методы и формы формирования экологической культуры у детей 6-7 лет в условиях ДОУ;

• Провести опытно-экспериментальную работу по формированию воспитания экологической культуры у детей на основе организации разнообразных форм работы по формированию экологической культуры посредством регионального подхода к системе работы в ДОУ;

• Разработать методические рекомендации по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста для педагогов ДОУ.

Практическая значимость заключается в следующем: разработана система занятий по воспитанию экологической культуры детей 6-7 лет познать особенности климата, примет, которые позволяют целенаправленно продуктивно осуществлять процесс развития любви к родной природе у детей.

База исследования: старшая группа дошкольного образовательного учреждения № 56 “Пушинка” городского управления образованием Администрации г. Якутска.

Последние десятилетия прошедшего века, время развития двух параллельных процессов: усугубление экологических проблем нашей планеты и их осмысление человечеством.

Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все - это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных (материальных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и с самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.

В наши дни, когда мощное развитие производительных сил поставило под угрозу существование самой жизни на Земле, негативные последствия нарушения природных систем носят глобальный характер, наша дипломная работа по проблеме воспитания экологической культуры по средствам регионального подхода к обучению актуальна.

Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста представлена в различных психолого-педагогических исследованиях. В ряде трудов разработаны система знаний и изучены возможности их усвоения дошкольниками о неживой природе (Т. В. Земцова, Н. И. Мищин, И. С. Фрейдкин и др., о растительном мире (Б. Бонева, Н. К. Постникова, И. Я. Хайдурова и др., о животном мире (С. Н. Николаева, П. Т. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, А. М. Федорова и др.).

Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Опытно - экспериментальная работа проводилась в детском саду № 56 г. Якутска 20 детей старших группы “ “Подсолнух”.

На основе констатирующего эксперимента анализируется состояние экологической культуры детей, раскрывается процесс формирования экологических представлений и готовности детей старшего дошкольного возраста.

Основополагающим положением в обосновании особенностей экологической культуры дошкольников в условиях города является то, что если дети села непосредственно общаются с природой и некоторые понятия формируются у них инициативно, т. е. усваиваются в порядке вещей, то этого преимущества лишены городские дети, лишь опосредованно общающиеся с природой родного края. На констатирующем этапе нами ставилось цель:

Выявить уровня развития экологической культуры, изучить представление о живой природе.

Прогулка на природе связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что способствует укреплению здоровья. Дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе в уголке природы.

Нами проведены прогулки для детей.

Около детского сада на площадке есть небольшие деревья. Мы с детьми подошли к деревьям и смотрели на них. При этом воспитатель обращал внимание детей на то, что деревья стоят под снегом, который “греет, защищает деревьев от мороза”,- воспитатель так же обратил внимание на то, как прекрасен лес в этом зимнем убранстве.

Дети восхищались зимним пейзажем.

В конце занятия было задано домашнее задание:

Нарисовать рисунок “Зимний пейзаж”.

Развлечения

• Самая интересная работа в целом и в частности по экологическому воспитанию, на основе многолетней практики, является развлечение. Цель развлечений – обогатить детей впечатлениями в интересной, увлекательной форме, порадовать, повеселить. Вызывая положительные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, формируют нравственные представления, знакомят детей с природой, обычаями, укладом жизни народа. Они объединяют в себе разные виды искусства: изобразительное, художественное слово, музыку – и дают возможность творчески использовать их.

Игры

• Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдение и практическое взаимодействие с растениями и животными.

Досуг

• Просмотр диафильмов, мультфильмов, телевизионных передач с экологическим уклоном – тоже немаловажная, значительная форма работы по экологическому воспитанию детей в том, что зло, хотя, и существует в жизни, не может выйти из отведенных ему границ, не может победить светлое, духовное начало.

Работа с родителями

• Особой формой экологического воспитания можно назвать и работу с родителями. В семье, как в микросоциуме, возникают условия свободного развития для проявления чувств, эмоций и жизненного опыта ребенка. Вклад семьи в выборе специализации ребенка, развитие его духовного мира, становление личности трудно переоценить. О необходимости этого вклада гласят пословицы: “Сумел дитя родить, умей, и научить”, “Детки поспели – отца-мать до веку доспели”. Поэтому очень важно, чтобы родители сами любили бы природу и придерживались бы природоохранительных поступков, что в последующем отразится на поведении детей.

Воспитание экологической культуры представляет собой новое направление дошкольной практике, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Теоретические основы воспитания экологической культуры, на наш взгляд, воспитателем следует четко осознавать, что:

- во первых, дошкольный возраст – это первая ступень формирования экологического идеала (он формируется в самом процессе экологического воспитания как особое отношение к природе);

- во вторых, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к каждой возрастной группе подходить, используя определенные методы работы. Например, для старшего дошкольного возраста мы применяли на занятиях логические задачи достаточно сложного характера, что, к примеру, для младшего дошкольного возраста будет сложно, так как процессы мышления, абстрагирования в младшем возрасте развиты недостаточно;

- в третьих, безусловно, необходим краеведческий материал, так называемый национально - региональный подход в экологическом воспитании дошкольников : использование якутских народных традиций в экологическом воспитании дошкольников должна обогатить знания, умения навыки по охране природы, учить поведенческим навыкам природоохранительных чувств, следовать по кодексу “учения Айыы”.

- в четвертых, в процессе воспитания экологической культуры следует целенаправленно формировать у детей представление о единстве человека и природы, о невидимых связях природы, что помогает им глубже понять значимость “береги и охраняй природу”.

В целом, проведенная работа показала, что условиями эффективности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста приобщения к учению являются:

1. Выявление и использование воспитательных возможностей как педагогического наследия народа по экологическому образованию и воспитанию;

2. Широкое применение элементов народной педагогики в программы, методические пособия именно по экологии;

3. Системное и творческое применение педагогами прогрессивных идей и опыта народной педагогики;

4. Приобщение детей с малых лет к народным природоохранительным традициям через занятия, игры и труд.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей старего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 08:13
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД