Марина Гавриленко
Ранняя профориентация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое профориентация? Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение дошкольника. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно к 3 годам. Как раз в этом возрасте ребенок начинает посещать детский сад, где впервые узнает о разных видах деятельности. Каким образом донести до малыша эту информацию, и что входит в понятие «профессиональная ориентация дошкольников»? На сегодняшний день это одно из важных направлений в дошкольном воспитании. Оно представлено целостной системой мероприятий, которые помогают выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности в подростковом возрасте. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас. Тематические беседы взрослых с дошкольниками развивают мышление, позволяют налаживать простые взаимоотношения, пробуждают интерес к труду. Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе. Профориентация в ДОУ по ФГОС должна базироваться на таких принципах: Взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития). Доступность и достоверность информации о профессиях. Жизнь ребенка протекает в определенной социально-культурной среде того региона, в котором он живет. Для работы с детьми необходимо разработать перспективный план с учетом региональных потребностей с приложением занятий и картотеки игр по профессиям Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Основная задача педагога заключается в расширении и обобщении знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей, через погружение в реальные практические ситуации. Формирование представлений дошкольников о мире труда — это актуальный процесс, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Для организации работы по ранней профориентации детей, прежде всего, необходимо создание соответствующей развивающей среды, которая способствовала бы ознакомлению детей с профессиями взрослых. В предметно развивающую среду необходимо включить дидактические игры, наглядные пособия и художественную литературу по теме, различные картотеки и атрибуты в сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Салон красоты», «Больница»). Большое значение в ознакомлении детей с трудом взрослых, с их профессиями, проводится через наблюдения и экскурсии. Экскурсия это один из интересных и наглядных приемов по профориентации. Однако в отличие от обычной образовательной экскурсии, здесь делаем акцент на рабочий процесс, орудия труда и отношение представителей определенной профессии к своему труду. Посетить медицинский блок, на кухню, прачечную провести беседы, читаем детскую художественную литературу, на прогулке наблюдаем за трудом дворника. Одним из результативных методов является проективная деятельность, в основе которой лежит самостоятельность детей, исследование, познавательность, продуктивность которые осуществляются через интеграцию содержания всех образовательных областей. Основным видом знакомства с профессией является игровая деятельность, одно из наиболее интересных и познавательных средств обучения это сюжетно-ролевые игры («магазин», «больницы», «парикмахерская», «шофер», «мы строитель» и т. д. Основная задача сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линию сюжета, берут на себя роли. Во время игры дети меняются ролями, что способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. Главное, чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Публикация «Ранняя профориентация в детском саду» размещена в разделах
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности, места работы, орудия труда и материалы для него, рабочая одежда (форма, обязанности работника, черты характера и личностные качества, плоды труда и его польза для людей.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются : -профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); -профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.
На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно - пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей Разработан план работы с родителями. ( Консультации: «Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Значение ранней профориентации дошкольников»; семинар-практикум «Как знакомить детей с миром профессий»; рекомендации в виде буклетов, памяток: «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста», «Поговорим о профессиях».) Таким образом, проводимая работа по профориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. И если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, то знания дошкольников о профессиональной деятельности взрослых могут остаться формальными. Считаю, что знания о труде взрослых должны занимать особое место в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельных задач, а как целостный органический процесс.
Недаром говорят, что дети это наше будущее, а пока «наше будущее» маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией. Поэтому, мы будем продолжать данную интересную работу.