Получи документы

Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте (2 фото)

Надежда Беленко
Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте

Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописано, что основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Публикация «Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Необходимость профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Захаров, Землянская, Чистякова, Климов и др. Пряжников отмечает, что «Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда к непосредственному выбору профессии остается еще много лет. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий)

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организации, т. е. наша задача – осуществлять психолого – социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья – это отмечается в п. 2.7.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей : 1. Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере. 2. Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий. 3 Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда. 4. Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Формирование представлений дошкольников и младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников и младших школьников.

Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» ребенок на этапе завершения дошкольного образования «обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

В примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Детство», в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие в образовательной деятельности в разделе труд взрослых и рукотворный мир, выделены задачи: расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества;воспитывать уважение к труду людей, продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города; развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

В нашей рабочей программе воспитания в разделе 2.1.5 Трудовое направление воспитания представлена модель ранней профориентационной работы с дошкольниками и с родителями (законными представителями).

Данная модель представлена в следующих направлениях: «Профессия моих родителей»,«Мир профессий»,«Кем я хочу стать».

Цель - сообщение дошкольниками сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда значимости «современных» профессий.

Не менее значимым компонентом является развитие интересов и склонностей воспитанников в различных видах профессиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспитание уважение к профессиям, любви к труду. Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс вовлечения дошкольников к «производству», условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Данный подход способствует активации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями, начиная с ближнего окружения, с профессиями родителей и людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день, а также социальных партнеров детского сада – встречи с библиотекарями, встречи с преподавателями художественной школы, учителями, преподавателями ЦДТ, СЮН.

Профессиональное сопровождение осуществляется на образовательных занятиях, а также и в ходе режимных моментов, через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. 1 раз в неделю по учебному плану в нашем ДОУ проходят творческие мастерские, литературные гостиные, музыкально – театральные гостиные, «школы мышления», 1 раз в квартал включаем материал по профориентационной работе.

С целью развития кругозора старших дошкольников о мире профессий, используя парциальную игровую развивающую программу «Мир профессий» Кондрашовой, был разработан образовательный проект «Фестиваль профессий».

Новизна этого проекта заключается:

- в разработке операционных карт для организации самостоятельной деятельности детей;

- в создании игровых центров со сменой оборудования в соответствии с тематикой;

- в создании условий для свободного выбора детьми игрового центра, в процессе путешествия по «тематическим дорожкам»

Идеи проекта:

-ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Обучение в процессе увлекательной сюжетно – ролевой игры;

- создание игровых центров со сменой оборудования;

- мотивация детей посредством постановки познавательного вопроса, проблемной ситуации;

- самостоятельное путешествие по «тематическим» дорожкам, в соответствии со свободным выбором игрового центра;

-использование операционных карт с заданиями, где указаны содержание и последовательность деятельности, связанной с определенной профессией;

- использование средств ИКТ;

- проведение виртуальных экскурсий.

С родителями провели фотоконкурс «Калейдоскоп семейных профессий», в котором участвовали семьи, имеющие трудовую династию, «Профессии наших пап и мам», интерактивную игру «По дороге к профессии».

В своей профессиональной деятельности при работе по ранней профориентации мы используем :

- квест – игры;

- творческое моделирование и проектирование;

- разработка и составление алгоритмов;

- видеофильмы, мультимедийные презентации, электронные альбомы, виртуальные «путешествия» в мир профессий;

- изготовление технологических карт;

- виртуальные экскурсии;

- изготовление лэпбуков;

- поздравление родителей с профессиональными праздниками;

-выпуск настенных газет, посвященных профессиям;

-тематические недели.

Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования предполагают развитие детской инициативы и самостоятельности. Развить данные качества можно через создание мини- музея. В нашем ДОУ существуют мини- музеи «Боевой славы», «Платков», «Старинных игрушек». В прошлом году начали сбор материала «Старинные и современные Профессии».

Анализируя проделанную работу, я хочу отметить, что данное направление по организации мероприятий направленных на раннюю профориентацию детей старшего дошкольного возраста очень нужное и интересное направление.

Фото №1 Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте
Публикации по теме:

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Дошкольное детство – это период, в котором формируется духовно-нравственные основы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 19 марта 2023 в 10:02
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Беленко (УИ 943446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД