Папки-передвижки

Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику

Светлана Казакова
Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику

В настоящее время особое значение приобретает создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды деятельности, к которым относится и конструирование. По словам швейцарского психолога Ж. Пиаже: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»[1].

Публикация «Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику» размещена в разделах

Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Инженерно-техническое образование рассматриваетсякак ресурс обновления содержания образования.

Лего-конструирование и робототехника в ДОО – это шаг к техническому творчеству. На сегодняшний день LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Поэтому, идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству, возникла у нас не случайно.

Деятельность педагогического коллектива была направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных моделей, технологий и образовательных ресурсов: технологии LEGO- конструирование, материально-технические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования (оснащённость помещений развивающей предметно-пространственной среды).

LEGO -технология значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей предусмотренных программой;

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ [3].

Создав в детском саду центр технического конструирования, мы обеспечили условия преемственности со школой. Благодаря занятиям в LEGO -теке дети имеют возможность приобщиться к техническому конструированию и робототехнике ещё в детском саду. А занятия в школьном центре «Точка роста», станут стартовой площадкой для дальнейшего инженерно-технического образования.

Участвуя в очередном конкурсе по Лего-конструированию, педагоги отметили активное участие и неподдельный интерес наших воспитанников к данному мероприятию. Педагогический коллектив задумался о применении в образовательной практике нашего детского сада LEGO-конструкторов и образовательной робототехники. Данное решение направлено на организацию работы с детьми, родителями и педагогическими работниками ДОО и ориентировано на развитие технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования конструкторов LEGO и программируемых роботов.

В основу легла деятельность по разработке и реализации новой модели организации образовательного процесса (образовательной системы) через создание специальной LEGO-инфраструктуры. В МБДОУ «ДСОРВ «Рябинушка» создано специально оборудованное помещение, которое мы используем в качестве LEGO - теки, она оснащена конструкторами LEGO Wedo2.0, LEGO DUPLO, LEGO CLASSIC, MY ROBOT TIME MRT 2,

Robot Mouse, стеллажами для хранения, ноутбуками, интерактивной доской, экраном и «Мультимедиа». В МБДОУ создана система педагогической работы по лего-конструированию, взаимодействие с родителями, повышение компетентности педагогов, сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия с ДОО Усть-Абаканского района и города Абакана в рамках проведения различных конкурсов, мероприятий, направленных на развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством LEGO – конструирования и робототехники. Педагоги прослушали вебинары, участвовали в семинарах, прошли курсы повышения квалификации. В рамках взаимодействия учреждений образования педагоги посетили «Кванториум» в г. Абакане, который является уникальной средой для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащённой высокотехнологичным оборудованием, где узнали чем занимаются с детьми коллеги по дополнительному образованию и какой полезный опыт организации работы по данному направлению ими накоплен. Кванторианцы поведали, что используют проектную деятельность, которая позволяет формировать системное мышление как в инженерном, так и в мировоззренческом смысле. Руководитель технопарка «Кванториум «Хакасия» Алексей Пахно поделился планами на новый учебный год скорректировать некоторые программы и набрать группы более младших ребят, начиная с восьми лет. В марте 2021г. воспитанники детских садов «Варенька» и «Калинка» стали участниками робототехнического хакатона «RoboBattle», организованного на базе Детского технопарка «Кванториум «Хакасия», Участниками соревнований по робототехнике стали дети в возрасте от 5 до 7 лет. Несколько призовых мест в различных номинациях заняла команда детского сада «Варенька».

Нас заинтересовала инновационная деятельность МБДОУ детского сада "Варенька" и осенью прошлого года состоялось знакомство с коллегами, которым был присвоен статус региональной инновационной площадки на период 01 сентября 2020 года – 31 декабря 2023 года с инновационным проектом «Формирование конструктивно-модельной деятельности технической направленности у детей дошкольного возраста средствами образовательной робототехники». Об организации и первых результатах своей работы нам рассказали заведующая, старший воспитатель, руководитель инновационной площадки.

В свою очередь, наш детский сад был организатором и участвовал в районных конкурсах для дошкольников «Роботы на службе человека» в 2021 году - участие 8 детей, 1 место- 2 ребёнка, 3 место-1 ребёнок. В 2022 году

провели районный фестиваль технического творчества «Квантёнок», 14 участников: дипломы 1 место, 2 место, 3 место.

Овладевая навыками работы с электронными средствами и основами программирования ребенок получает возможность гармонично развиваться. Чтобы научиться программировать, необходимо овладеть алгоритмикой. Алгоритмика — это наука, способствующая развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет понять процесс построения своих и чужих алгоритмов. Алгоритм это набор упорядоченных действий, выполнение которых направлено на достижения какого-либо результата.

Первоначальное знакомство дошколят с азами программирования у нас в детском саду происходит с помощью интерактивного набора «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность. Играя с «Робомышью» у детей формируются основы образовательной робототехники. Существует несколько форм организации занятий с набором «Робомышь» :

• Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.

• Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

• Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

• Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

• Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

• Набор «Робомышь» легко интегрируется (совмещается) практически со всеми образовательными областями [7].

Само обучение дошкольников конструированию в LEGO -теке начинается с 4 лет и построено на основе разработок Л. А. Парамоновой, Е. В. Фешиной, Л. В. Куцаковой, Л. Г. Комаровой.

Итак, в результате работы проделанной педагогическим коллективом, в детском саду созданы условия для развития конструктивно-модельной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников

В процессе конструирования у детей формируются навык работы с предложенными инструкциями, умения сотрудничать с партнёром, работать в группах. ЛЕГО – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, развивает мыслительно-речевую активность дошкольников[5]. Дети с удовольствием рассказывают о своих конструкциях, проговаривают последовательность своих действий. В ходе занятий ребята постепенно переходят от предметного моделирования объекта – собственно конструирования – к передаче в условной графической форме основных отношений в одном объекте или между объектами, т. е. наглядному моделированию.

Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов за счёт внедрения новых развивающих технологий. Повысился интерес родителей к детскому саду. Диагностика достижений детей за прошлый учебный год показала устойчивую положительную динамику интеллектуального и личностного развития детей, творческого мышления, памяти.

Библиографический список

1. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.

2. Фешина Е. В. Лего- конструирование в детском саду. – М. ТЦ Сфера,2012. – 144с.

3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения/журнал № 2/февраль 2012г.

4. Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

5. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М. : Изд. полиграф-центр «Маска».-2013 г.

6. Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.

7. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб. :Наука,2013 г.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция»Дошкольная лаборатория с детьми среднего дошкольного возраста. Конструирование из лего «Космическая станция» Комплексное исследование и решения на основе исследования Людей всегда интересовал космос. Луна, находясь ближе всего к нашей планете,.

Фотоотчёт «Лего — конструирование с детьми дошкольного возраста»Фотоотчёт «Лего — конструирование с детьми дошкольного возраста» Конструирование из лего – конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно.

Фотоотчёт «Развитие детей раннего возраста через лего-конструирование»Фотоотчёт «Развитие детей раннего возраста через лего-конструирование» 28 января весь мир отмечает Международный день конструктора Лего. Этот праздник объединяет как детей, так и взрослых, общее увлечение- сборка.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Наглядное дидактическое пособие  «Матрёшки» для детей старшего дошкольного возрастаНаглядное дидактическое пособие  «Матрёшки» для детей старшего дошкольного возраста Назначение: наглядное дидактическое пособие "Матрёшки", изготовлено для занятий по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Раскрытие потенциала развития детей дошкольного возраста через Лего-конструирование, наглядное моделирование и робототехнику
Опубликовано: 2 октября 2023 в 07:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД