Виктория Полякова
Расширение сферы дополнительного образования. Описание программы по бисероплетению. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема творчества не является новой для педагогической теории и практики.
Уже накоплен значительный опыт в формировании творчества у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности: музыкальной (Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, О. П. Радынова и др., изобразительной (Е. Ф. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др., литературной (Т. С. Карпиневская, О. С. Ушакова, Л. В. Танина и др., игровой (Н. Я. Михайленко и др., предметно-практической (О. В. Дыбина).
Публикация «Расширение сферы дополнительного образования, Описание программы по бисероплетению, Из опыта работы» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Нам близко последние толкование творчества. Мы предполагаем, что творчество как интегральное качество личности ярко проявляется в бисероплетение.
Бисероплетение – изготовление из бисера и стекляруса различных украшений (серьги, браслеты, бусы, ожерелья, пояса, украшение предметов обихода (кошельки, сумочки, скатерти, подушечки, мужские и женские костюмы).
История бисероплетения неотрывно связана с историей стекла. «Стеклянный бисер начали изготавливать в Венеции в X в., выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, разрезали на кусочки. Для предания округлой формы их (кусочки) помещали в раскаленный цилиндр с горячим песком и быстро крутили». (Большая Советская Энциклопедия). Название «бисер» происходит от арабского слова «бусра», что значит «фальшивый жемчуг».
Искусство бисероплетения было забыто на долгие годы. В наши дни искусство плетения, низания из бисера возрождается в мастерских художников. Появляется возможность его использования в воспитательных целях.
Анализ состояния проблемы на практике позволяет установить следующие связи:
• Недооценивание педагогами процесса бисероплетения как способа творчества у детей;
• Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее практической значимости;
• Недостаточный уровень творческих проявлений у детей дошкольного возраста обусловлен несоответствием развивающей среды особенностям творческой позиции ребенка.
Нами была разработана комплексная поэтапная реализация процесса формирования творчества в бисероплетении.
Цель первого этапа: знакомство детей с бисером, стеклярусом и их разновидностями, с историей его появления. В педагогический процесс включены были беседы, игры – путешествия в стану Бисера, организация выставок «Изделия из бисера», практические задания, где детей начинали знакомить с элементарными приемами работы.
Цель второго этапа: обучение приемам бисероплетения, которое было организовано двумя стадиями. Первая стадия направлена на обучение способам плетения на одной, двух, трех нитях. В педагогический процесс включены игры – занятия, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая стадия была направлена на развитие умения работать со схемами. В педагогический процесс включались: совместная деятельность зрослого и ребенка, работа по образцам и схемам, алгоритмам. Дети учились составлять модели изделий («Ягодки», «Листочки», «Цветочки», «Ящерица», «Бабочка», «Жучок» и т. д.).
Цель третьего этапа: предоставление детям самостоятельности. В педагогический процесс включались: задания, в которых создается необычная ситуация: изобразить знакомые предметы, объекты, но уже в новых сочетаниях, композициях.
На каждом этапе менялся характер и содержание взаимодействия детей и взрослых: детям предлагалось совместное со взрослыми творчество, где они осваивали способы плетения из бисера, детям предлагался собственный творческий процесс.
К концу эксперимента у многих детей изменился уровень творчества в сторону повышения по сравнению с детьми контрольных групп, что свидетельствует об эффективности разработанной методики.