Тихова Татьяна
Растение, как живое существо. Конспект занятия в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ № 93
Воспитатель: Тихова Татьяна Михайловна
Познание. Растение, как живое существо.
Конспект занятия в старшей группе.
Задачи:
1. Расширение первичных естественно - научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растения.
2. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Публикация «Растение, как живое существо, Конспект занятия в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
3. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование
доказательной речи.
4. Формирование навыков сотрудничества взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Модели: строения растения; функции частей растения; приспособления растения к среде обитания.
Ход Занятия.
Дидактическая игра: «Живое не живое» в кругу
Определить и правильно назвать, что относится к живой природе. Что к не живой, что сделано руками человека; (камень, горы, река, водопад, дерево, мышь, цветок, жук, кукла, мяч, стул, чашка и т. д.)
Появляется игровой персонаж, Буратино.
Здравствуйте, ребята,во что вы тут играете.
Ответы детей.
Буратино: я услышал, что высказали,что цветок живой. Как это он живой, я вот живой, я бегаю. прыгаю, я живой и веселый, а цветок, как он может быть живым? У него нет ног, нет рук и бегать он не умеет.
Воспитатель: Ребята давай те поможем Буратино разобраться и понять,что все растения относятся к живым существам.
Игра «Собери цветок»
(Корень, стебель, лист, цветок)
Воспитатель: для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему необходимы все части.
Дети: А еще ему необходимы благоприятные условия (выставляют модель потребности растений, (земля, свет, тепло, вода) Без этого растения, расти не сможет.
Воспитатель: Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат.
Каждая часть растения выполняет свою функцию. Дети давайте расскажем Буратино, для чего нужны и что выполняют разные части растения.
Дети выставляют модель «функции живого»
- Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит.
-Стебель удеживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит.
-Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород.
-Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит.
Воспитатель: Ну, что Буратино понял, что растение Живое.
Буратино отвечает….
Воспитатель: в природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни. Ребята давайте покажем Буратино, какое множество есть разных растений.
Задание за столами «Собери целое из частей»
(цветы, кусты, деревья)
Речь с движением:
Наши алые цветочки раскрывают лепесточки;
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветочки закрывают лепесточки,
головки опускают и тихо засыпают.
Воспитатель хвалит детей и показывает волшебный цветок.
А теперь с помощью волшебного цветка отправимся в путешествие.
«Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели чтобы мы с детьми оказались в пустыне. (кружатся)
Вот мы и в пустыню с вами попали. Пустыня-территория на которой отсутствует сплошная растительность, там очень жарко температура воздуха выше 35 градусов. Мало влаги и растут только отдельные виды растений.
Игра, «Какой песок».
Потрогаем песок, какой он: горячий, сухой, сыпучий, обжигающий, и т. д.
Ребята в пустыне очень жарко, там ярко светит солнце, и растения и другие живые существа приспосабливаются к такой жаре
Давайте посмотрим какое растение мы с вами увидим. (открывает кактус).
Дети: это кактус
Буратино: Это точно не растение, стебелька нет, листьев тоже нет.
Воспитатель: успокойся Буратино, кактус тоже растение, только растет оно, как мы уже знаем в пустыне.
Давайте рассмотрим кактус – шишка-образная форма, листьев нет, есть колючки, внутри растения имеет мякоть. Кактусы своими широкими корнями собирают всю доступную воду, и хранят ее в своих толстых «стеблях» шишках, а еще кактусы могут цвести, правда, не очень долго, и их яркие цветы привлекают насекомых. В природе на кактусах появляются съедобные плоды. Некоторые виды кактусов достигают гигантских размеров. (Показать разные виды кактусов на картинках). Ребята мы разводим декоративные кактусы для украшения помещений, и можем ими любоваться, только вот нюхать и трогать их не следует, так как можно уколоться.
Буратино разобрался, что кактус это растение пустыни.
А теперь ребята перед дальней дорогой немного отдохнем и полежим на теплом песочке, закроем глазки. (релаксация под музыку.)
Теперь обратимся к нашему волшебному цветку.
«Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север,через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели, чтобы мы с детьми оказались на реке». (кружатся)
Вот мы и на речке, река быстрая полноводная, присядем, потрогаем водичку, какая она: холодная, прозрачная, светлая и т. д.
Ребята посмотрите, что это за цветы? Помните, вы делали, такие же в подарок мамам.
(Работа у мольберта динамическая модель лилии.)
Дети: это лилии.
Буратино - это точно не цветы. Стебля нет, земли нет, где же корни, не понятно.
Воспитатель: Это растение водяная лилия, стебель у нее под водой.
Он очень крепкий и длинный. Корень крупный цепляется за дно реки, он надежно удерживает растение и не дает течению унести растение, цветочек у лилии состоит из лепестков белого цвета с острыми краями, лист большой овальный лежит на поверхности воды, цветок также привлекает внимание насекомых.
Воспитатель: Буратино убедился, что лилия очень красивое водное растение.
Ребята сегодня мы с вами много говорили о растениях их строении, том какие они разные, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать. Когда мы сморим нарастания, мы любуемся их красотой, и получать от этого хорошее настроение.
Ребята как мы с вами можем помочь растениям.
Дидактическая игра.
«Напоминающие знаки, как вести себя в природе»
Не рвать цветы, не ломать ветки, не жечь в лес костров, не мусорить и т. д.
Ребята давайте нарисуем Буратино в подарок растения, с которыми мы сегодня познакомились в пустыне и на реке.
Молодцы, вы сегодня все хорошо потрудились. А Буратино в знак благодарности за помощь, хочет подарить вам свои цветочки (Чупа-чупс в лепестках) Спасибо вам ребята за помощь.