Лучший педагог года

Размышления воспитателя о детской инициативности

Клокова Алена
Размышления воспитателя о детской инициативности

Размышления воспитателя.

Что такое детская инициативность и как она проявляется? Что придумать педагогам, чтобы развивать и поддержать детскую инициативность и самостоятельность? Как организовать свой педагогический процесс для этого? Поговорим сегодня об этом.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности по выбору и интересам детей. Инициатива – это один из компонентов активной личности ребенка и ее выражения (https://www.maam.ru/detskijsad/osobenost). Это возможность играть, рисовать в соответствии с собственными интересами. Ребенок становится значимым тогда, когда он придумал и сделал что-то сам, и именно это его действие оказалось важным для других, в том числе для сверстников и взрослых. В этом случае он становится инициатором, исполнителем и участником своей деятельности, а именно игры. Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Публикация «Размышления воспитателя о детской инициативности» размещена в разделах

Инициатива – это, прежде всего то, что захотел сделать сам ребенок, свобода творчества. Принятие и поддержка инициативы ребенка – главная задача современного педагога. Чтобы поддержать и развивать инициативу ребенка педагогу важно создавать необходимые условия для юного гения, каждый день придумывать что-то новое, интересное и необычное.

Когда я, как педагог, создаю проблемную ситуацию в группе, ребята начинают предлагать такие разнообразные идеи… Они пробуют, решают,как сделать лучше и стараются реализовать свои идеи, затем делают соответствующие выводы. Вы бы видели глаза детей, их счастье и радость, когда у ребят получается сделать что-то самостоятельно. Сколько гордости за проделанную работу! Это их собственное создание, они захотели, придумали и воплотили это в жизнь. Реализовав свои волшебные идеи, они движутся дальше.

Приведу конкретные примеры из жизни нашей группы «Звездочки».

История первая «Необычные коробки…»

Однажды, обсуждая на утреннем круге новый проект «Животные Севера» дети предложили из больших коробок соорудить снежную берлогу для белого медведя. На следующее утро, обнаружив в группе пустые коробки, ребята стали их исследовать, ползать в них, и вдруг неожиданно для меня у нас образовалась новая волшебная и интересная игра. Мы отправились в коробках в необычное путешествие. Кто-то захотел отправиться в путешествие на поезде в лес, на море. Кто-то поехал в близлежащие города Свердловской области: в Нижний Тагил, в Кушву, в Екатеринбург. «Ура, Тагил! Ура, Тагил!» - кричал Малик. Мы продолжали играть и веселиться, дети стали самостоятельно разворачивать свой сюжет в игре. Было очень интересно наблюдать и следовать за детьми в этой игре, не навязывая своего мнения. Наша игра с коробками продолжалась в течение недели, и каждый раз дети придумывали новый сюжет. Для кого-то коробка превратилась в домик, в котором можно было рисовать, придумывая дизайн собственной комнаты, и ребенок творил и рисовал то что хочется именно ему. Для мальчишек коробка превратилась в машинку, на которой можно было отправиться в путешествие на море и т. д. И вот, наигравшись с коробками, мы все-таки, воплотили нашу первую идею и сделали берлогу для медведя. Ребята мастерили берлогу целых три дня, но для меня главным было, чтобы у них получилось самостоятельно выполнить и завершить свою работу. Мы раскрашивали коробки, склеивали их, наносили вату и поселили жить там северного медведя. Теперь мои маленькие «Звездочки» любят сидеть сами в этой берлоге и заботятся о белом мишке: читают ему сказки, поют колыбельные.

Вот такая история у нас получилась с коробками. Я могу сделать вывод из этой истории, что дошкольникам необходимо самостоятельно творить и воплощать свои идеи, а педагогу необходимо создавать пространственную среду для реализации замыслов юных творцов.

История вторая «Ах, эти краски и обои! Много творчества для нас, порисуем мы сейчас…»

Скажите, кто из детей не любит рисовать на обоях? Все детки обожают рисовать, особенно на больших полотнах, на обоях, на стенах и т. д. это просто полет творчества и фантазии, полная свобода.

Белый лист…большой лист…огромный лист бумаги, яркие краски – это то, что нужно ребенку. Рисуй, что хочешь именно ты, твори и создавай!

Одним из вечеров попросила родителей принести в детский сад ненужные обои. Встречая утром детей, очень обрадовалась, что откликнулись многие… До завтрака мы с ребятами стали расклеивать обои где только могли: на стенах, на дверях, на шкафах… Любопытные мои друзья спрашивали меня: «А для чего мы клеим? Что мы будем делать?». Я, как шпион, молчала, ждала нужного момента. И вот настало время…Вдруг в группу прикатились разноцветные клубочки ниток, заиграла волшебная музыка, появились разноцветные краски. Клубочки ниток попросили их расколдовать, оживить и превратить в яркие краски на белых полотнах. Приступив к творчеству, дети сначала немного растерялись, не знали с чего начать, но потом их фантазии не было предела! Девочки рисовали сердечки, Миша рисовал мусоровоз, кто-то захотел нарисовать яркие цветы для мамочки, домик, человека и т. д. У каждого ребенка была своя собственная интересная история, которую он отразил в рисунке. Оживляя яркие краски, придумывая как расколдовать волшебные клубочки ниток, дети создавали свои чудесные истории. И в наш мир пришли фантазия и творчество…

Из этих небольших историй я для себя делаю вывод, что развивая инициативу детей, играя с ними в группе, придумывая новые формы взаимодействия с детьми, педагог помогает детям расти самостоятельными, активными и инициативными. Каждая идея ребенка для меня очень ценна, мы записываем и зарисовываем любые идеи в нашу творческую тетрадь, и впоследствии стараемся реализовать детские замыслы. А необычная развивающая среда, различные атрибуты, коробки, ткань, краски и тому подобное помогают развивать детскую инициативность.

Сегодня в группе появились большие коробки для игры; потом дети принесут свои любимые книжки, с которыми обязательно всех познакомим и прочтем. Затем будем экспериментировать со льдом, с песком… Вдруг захотим построить новый домик из труб ПВХ или из коробок; осенью отправимся в совместный поход, зимой сходим вместе с группой покататься на коньках … А что будет завтра? А завтра у ребят появятся новые идеи. Ведь у каждого ребенка столько гениальных идей!

За нашими детьми стоит будущее! И совсем скоро малыши вырастут и отправятся во взрослый мир, где будут продолжать реализовывать свои чудесные идеи во благо общества. Вдруг через некоторое время именно наши дети придумают что-то новое для страны. Кто-то действительно придумает «летающий детский сад, или в детском саду будущего будет стоять большой гараж с машинами для изучения» (записано со слов детей). кто-то вырастет великим ученым, инженером, художником. Я верю, что наших детей ждет великое будущее. А для того, чтобы стать гениальным, творческим, воспитанным и ответственным человеком, моя задача как воспитателя – помогать детям раскрыть их таланты и поддерживать их творческие замыслы и чудесные идеи.

Именно в детстве мы не видим преград, мы непосредственны в своей деятельности, в своих чувствах. Мы творим и верим, что чудо есть! А когда наше внутреннее чудо, наши чудесные волшебные идеи поддерживаются взрослыми: родителями, воспитателями, педагогами – «Я как ребенок чувствую себя значимым». «Моя идея ценна для мамы, для воспитателя, для сверстников, и мы вместе воплощаем эту идею в жизнь. Мне помогают, я значим…» - вот что важно для ребенка в мире детства.

Я очень рада, что работаю с детьми! Находясь рядом с ними, я понимаю, что я счастлива и точно знаю, что сегодняшний день совсем не будет походить на вчерашний. Ведь ребята обязательно что-нибудь придумают, но это уже будет совсем другая история…

Публикации по теме:

«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки«Мир детской книжки». Фотоотчет о посещении детской библиотеки «Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

«Мои размышления о весне». Эссе«Мои размышления о весне». Эссе Весна. Я очень люблю это время года и всегда жду с нетерпением! Все становится вокруг необычным! Природа просыпается от зимнего долгого.

Подготовка воспитателя к новому учебному году. Мои размышления Консультация для воспитателей. Начало нового учебного года для воспитателя – это праздник. Я думаю, что все коллеги со мной согласятся.

Размышления на тему путешествий.Размышления на тему путешествий. Интересные встречи «А ещё жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать!» Эти слова Н. М. Пржевальского врезались в мою память с детства! И.

Размышления накануне великого события Донести до детей, что такое ВОЙНА - дело очень длительное и постепенное. Любовь к своей стране, чувство патриотизма начинается с малого.

Размышления в паркеРазмышления в парке Ирина сидела в парке, любуясь на маленький, рукотворный водопадик, который был сооружён на очень узкой, но длинной речке, похожей на ручеек.

Моя мама. Размышления по случаю Татьянина дняМоя мама. Размышления по случаю Татьянина дня Месяц январь очень богат яркими праздниками! Однако в конце месяца, 25 января, мы празднуем сразу два события – день Татьяны и день студента.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Эссе «Мои размышления о лете» Не успели оглянуться, как уже почти середина лета наступила. Только – только провели итоговые занятия, прошли выпускные в детских садах,.

Фотозарисовка «Размышления воспитателя детского сада или жизнь в самоизоляции»Фотозарисовка «Размышления воспитателя детского сада или жизнь в самоизоляции» Уже четыре месяца, как я осталась без работы и второй месяц самоизоляции. Чувствую, что до лета работы так и не будет. Не знаю почему,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Размышления воспитателя о детской инициативности
Опубликовано: 28 марта 2021 в 18:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД