Махначева Татьяна
Разработка педагогического проекта «Транспорт» в старших группах детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку "Педагогический проект "Транспорт" в старших группах детского сада".
Авторы проекта - группа специалистов - учитель-логопед Махначева Т. Л., учитель-дефектолог - Атрушкевич Н. В., педагоги-психологи Щербакова И. В., Механикова В. В.
Вид проекта :
познавательно-речевой,
по продолжительности - среднесрочный (с 1 по 14 февраля 2020г.,
Публикация «Разработка педагогического проекта „Транспорт“ в старших группах детского сада» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
по количеству участников – групповой.
Возраст детей – 5-6 лет.
Участники проекта : воспитанники старших групп, родители, воспитатели, педагоги по рисованию.
Консультант: старший воспитатель МКДОУ детский сад «Радуга».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Проблема: недостаточный уровень знаний детей о транспорте, несформированность лексико-грамматического строя по теме.
Актуальность:
В нашем детском саду образовательно-воспитательный процесс осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием, где каждую неделю изучается определенная лексическая тема. В рамках тематических недель есть возможность проводить речевые игры для развития всех компонентов речи. Изучение некоторых тем сопровождается краткосрочными проектами.
Проектная деятельность стала одной из наиболее популярных и успешных форм взаимодействия педагогов и родителей. Родители являются активными участниками проектов. Специалисты проводят мастер-классы для них, на которых знакомят с различными играми для развития речи, в которые можно играть дома.
В рамках изучения лексических тем у детей значительно расширяется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй и развивается связная речь.
Цель проекта :
- расширение и систематизация знаний о транспорте
Задачи:
- уточнять и закреплять знания детей о различных видах транспорта;
- развивать все компоненты речи;
- развивать внимание, восприятие, память, мышление;
- воспитывать познавательный интерес;
- привлекать родителей к участию в проектной деятельности.
Принципы реализации проекта :
- принцип системности (процесс развития и коррекции речевых нарушений проводится через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (формирование лексических компонентов формируются в процессе воспитательно-образовательного сопровождения воспитанников в разнообразных видах деятельности);
- принцип развития (в процессе логопедической работы выделяются те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;
- принцип единства обучения и воспитания.
Необходимое оборудование:
- методическое обеспечение: основная общеобразовательная программа «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г); адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Н. В. Нищева)
- материально-техническое обеспечение: наглядный и речевой материал, аудио- и видеоматериалы;
- художественная литература для детей: Н. Носов «Автомобиль», В. Берестов «Про машину»,С. Фангинштейн «Наша улица», С. Михалков «Должен помнить пешеход: перекресток-переход», В. В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», В. Орлов «Электричка», С. В. Сахарнов «Самый лучший пароход», Е. Тараховская «Метро», Э. Успенский «Троллейбус», Д. Хармс «Кораблик».
Предполагаемые продукты:
- выставка поделок по теме «Мир транспорта», выполненных детьми совместно с родителями из бросового материала;
- выставка рисунков по данной теме;
- познавательно-речевое развлечение «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
План реализации проекта :
Мероприятия проекта :
1 этап – подготовительный(01.02.-05.02.20г.)
Методическая работа:
- формулировка цели, задач, конечного продукта проекта;
- подбор методической литературы по данной теме;
- подбор детской художественной литературы, журналов, детских энциклопедий по теме
- подбор речевых игр и упражнений;
- подбор пальчиковых упражнений и подвижных игр
- создание картотеки речевых игр по теме
- подготовка плана сравнительного рассказа о двух видах транспорта;
- подготовка к проведению экскурсии;
- подбор информации для родителей по лексической теме
Взаимодействие с детьми:
- объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Виды транспорта»;
- подготовка бросового материала для изготовления поделок.
Взаимодействие с родителями:
- сообщение родителям о начале проекта и о сроках его проведения;
- объявление об организации выставки работ, выполненных совместно детьми и родителями, на тему «Виды транспорта»;
- подготовка сравнительного рассказа и рисунка двух видов транспорта;
2 этап – основной(06.02.-11.02.20г.)
Методическая работа:
- разработка конспекта итогового мероприятия проекта «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
Взаимодействие с детьми:
- чтение художественной литературы, стихов, загадок
- рассматривание иллюстраций различных видов транспорта;
- проведение речевых игр;
- проведение пальчиковых и подвижных игр;
- проведение экскурсии по улицам пос. Пряжа и наблюдение за транспортом;
- выступление с рассказами о двух видах транспорта на познавательном занятии
- составление описательного рассказа об одном виде транспорта с опорой на иллюстрацию;
- проведение гимнастики для артикуляционного аппарата по книге И. А. Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков»;
- проведение дыхательных упражнений «Самолетики», «Кораблики», «Помоги машинке заехать в гараж» и др.
Взаимодействие с родителями:
- пополнение книжного уголка и обмен литературой для семейного чтения;
- изготовление поделок для выставки;
- ознакомление родителей с информацией из «Уголка логопеда».
3 этап – заключительный(12.02.-14.02.20г.)
Методическая работа:
- Подготовка презентации о проекте;
-анализ результатов проекта
Взаимодействие с детьми:
- Организация выставки работ, выполненных совместно детей и родителей из бросового материала «Виды транспорта»
- проведение развлечения– «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
-награждение детей за выступление с рассказами о двух видах транспорта на познавательном занятии;
- награждение детей за участие в выставке «Виды транспорта»
Взаимодействие с родителями:
- Участие родителей в подготовке выставки «Виды транспорта»;
- Участие родителей в проведении итогового мероприятия «Крокодил Гена и Чебурашка знакомятся с транспортом»
- награждение родителей за активное участие в реализации проекта.
Аналитический этап:
В ходе реализации проекта «Транспорт» воспитанники старших групп закрепили и обобщили знания по теме, научились изменять форму слов, образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять рассказ о различных видах транспорта.
Дети познакомились с новыми подвижными, пальчиковыми играми, которые соответствовали лексической теме. Эти упражнения закреплялись ребятками на занятиях, в свободной деятельности, таким образом, в ходе реализации проекта укреплялась пальчиковая моторика, развивались движения кистей и пальцев рук, что, несомненно, тоже способствовало развитию речи детей.
Дети играли в игры, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха, лексико-грамматического строя речи, памяти, внимания, мышления.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и реализация проекта «Транспорт» в старших группах были целесообразными, т. к. у многих воспитанников заметно улучшился уровень развития всех компонентов речи.
Список литературы:
1. Агранович З. А. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» группе. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2013
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Под ред. Нищевой Н. В.)
3. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. -М. : Издательство «Гном», 2016
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы для детей с ОНР. -СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2015
5. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобидзе, З. А. Михайлова и др. – 2014г.
6. Русланова Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Город. Транспорт. – М. : АРКТИ, 2007.
7. Сыпченко. Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2016