МААМ-картинки

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей старшей группы

Олеся Саютина
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей старшей группы

Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей старшей группы

Составила: воспитатель

Саютина Олеся Валерьевна

г. Тамбов 2019

Цель: повысить или удержать умственную работоспособность детей, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий

Публикация «Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей старшей группы» размещена в разделах

Задачи: Повышение работоспособности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности, укрепление их физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия.

Участники: Воспитатель, дети старшей группы

Возраст обучающихся : 5-6 лет

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7—10 см.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено.

Позвоночный столб ребенка 5—7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений воспитатель должен следить за посильностью физических нагрузок.

К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук, поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

При проведении общеразвивающих упражнений воспитатель учитывает, что дети данного возраста хорошо осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения, им знакомы и понятны направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т. д.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Нередко во время занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др., дети начинают проявлять «двигательное беспокойство» — стремятся изменить позу, у них падает внимание, они отвлекаются. В результате длительного статического напряжения у дошкольников сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки и негативно сказывается на здоровье растущего организма.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — призвана решить все эти проблемы. Она снимает утомление, улучшает кровообращение, работу сердца, легких, восстанавливает положительное эмоциональное состояние ребенка. Физкультминутка проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3—4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.

На физкультминутках можно широко использовать упражнения для кисти руки и различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами; перекрестные движения; систематические упражнения типа «Поза замка»; упражнения «Сова», «Умная шляпа» и др. Включаются в физкультминутку также подскоки и ходьба.

Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников или будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

Физкультурные паузы отличаются длительностью, проводятся в течение 6 – 10 минут (6 – 8 упражнений). Кроме воздействия на определенные группы мышц, оказывают положительное влияние на умственную деятельность дошкольника, улучшая память и внимание. Для этого применяются комплексы общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмическая гимнастика или ритмические танцы.

Физкультурные мини-паузы – это самая короткая форма активного отдыха, выполняется в течение 20 – 30 секунд (до 1 минуты).

Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить (классифицировать) по направленности и воздействию на организм человека:

1. Группа упражнений общего воздействия способствует активизации нервной, мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма ребенка. Предотвращает застойные явления в ногах, брюшной полости, области малого таза и грудной клетки. Преимущественно состоит из разнообразных динамических упражнений, выполняемых по большой амплитуде.

Физкультминутка «А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

2. Группа упражнений, применяемая при утомлении плечевого пояса, шеи, рук, способствует снижению напряжения, улучшению кровообращения, уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. Комплексы состоят в основном из элементов самомассажа, динамических упражнений для мышц спины, шеи, рук, которые сочетаются с упражнениями на расслабление мышц.

Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

3. Группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук, применяется в тех случаях, когда на эти мелкие мышечные группы приходится значительная нагрузка динамического и статического характера. Это может быть во время письма, лепки, рисования и других занятий. В комплексах используются упражнения на расслабление, растягивание, а также самомассаж мышц и связок пальцев, ладонной и тыльной стороны кисти и лучезапястного сустава.

Физкультминутка «Маланья»

У Маланьи, у старушки

[хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху]

Жили в маленькой избушке

[сложить руки углом, показать избушку]

Семь сыновей, [показать семь пальцев]

Все без бровей, [очертить брови пальцами]

Вот с такими ушами, [растопыренные ладони поднести к ушам]

Вот с такими носами

[показать длинный нос двумя растопыренными пальцами]

Вот с такими усами,

[очертить пальцами длинные "гусарские" усы]

Вот с такой головой,

[очертить большой круг вокруг головы]

Вот с такой бородой!

[показать руками большую окладистую бороду]

Они не пили, не ели,

[одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку"]

На Маланью все глядели,

[держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами]

И все делали вот так.

[показываются загаданные действия]

4. Группа упражнений, используемая при утомлении глаз. Комплекс упражнений создает благоприятные условия для функционирования органа зрения, способствует расслаблению глазодвигательных мышц, снижает их напряжение и предупреждает переутомление, улучшает кровообращение глаз. Упражнения могут включать повороты, круговые движения глазного яблока в различных направлениях, элементы массажа.

Физкультминутка «Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

5. Группа упражнений, направленных на формирование и укрепление осанки. В комплекс входят потягивания, прогибания, выгибания спины, наклоны и повороты туловища. Для профилактики нарушения осанки дозировка таких упражнений может быть увеличена.

Физкультминутка «Головою три кивка»

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Использованная литература:

1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях» : Практ. пособие— 4-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2008

2. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников : Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группа)». — М. : ВАКО, 2005

3. Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа». — М. : Мозаика-Синтез, 2014

4. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2007

5. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Фотоотчёт о тематических неделях «Дары осени» в старшей группеФотоотчёт о тематических неделях «Дары осени» в старшей группе .

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Методическая разработка целей тематических недель на март и рекомендаций для родителей по тематике. Тема недели "8 Марта"[/b] Период: с 27.02 по 03.03 Цель: 1. Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им,.

Методическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группыМетодическая разработка исследовательской деятельности «Дети в науке» с детьми старшей группы Задавались ли Вы вопросом, откуда берутся звуки? Почему одни звуки длинные, а другие короткие? Как усилить звук? Что мешает звуку распространяться?.

Методическая разработка сценария к Дню Земли «Земля — наш общий дом» для детей старшей группы Ведущая:. Есть чудеса на белом свете, Цветёт, как мак, заря вдали. На голубой своей планете Встречают люди День Земли! Добрый день, жители.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Развивающая среда нашей группы с учетом ФГОСРазвивающая среда нашей группы с учетом ФГОС (Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям.) Организация развивающей среды в нашей группе строилась с учетом ФГОС таким образом, чтобы.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных особенностей детей старшей группы
Опубликовано: 25 марта 2021 в 11:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД