МААМ-картинки

Разработка экологической тропы детского сада «Метеоплощадка»

Стерхова Людмила
Разработка экологической тропы детского сада «Метеоплощадка»

Разработка элемента экологической тропы детского сада

«Метеоплощадка»

Материал разработала

воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ Д/С№17 «Ромашка»

г. Чайковский, Пермского края

Стерхова Людмила Петровна

Публикация «Разработка экологической тропы детского сада „Метеоплощадка“» размещена в разделах

В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО, является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи. Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.

Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников и новым элементом развивающей среды в ДОУ может стать созданная на территории метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Цель: создание элемента экологической тропы - метеоплощадки, как части предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обеспечение условий для проведения детьми исследований, снятию показаний приборов;

Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

Формировать представления о четырех частях света;

Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.

Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.

Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Предполагаемый результат:

1. Обустройство метеостанции на участке ДОУ.

2. Оснащение площадки нужным оборудованием.

3. Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе.

Метеорологическое оборудование и описание детской метеоплощадки : Метеоплощадка –это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды, обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.

Метеоплощадка оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивает свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. Выполнена компактно и позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды и расположена таким образом, чтобы дети могли наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года. В непосредственной близости от участка нет сооружений и других построек, а также деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков.

Природный барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Принцип работы природного барометра основан на наблюдениях за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе».

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора для детей шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

- «тучки» - к снижению атмосферного давления и дождю;

- «тучка, закрывающая солнышко» - к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

-«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.

Барометр не предсказывает погоды — он отмечает перемены, происходящие в воздухе

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Данный прибор позволяет определять детям температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.

Расположен выше уровня роста детей – на высоте исключающей их травмирование. (Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить под непосредственным контролем воспитателя).

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха – сосновые шишки. Если воздух влажный они закрыты, если сухой, шишки раскрываются.

Дождемер (осадкомер)– прибор для измерения количества осадков.

В зимнее время используется снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова, выполнен в виде большой линейки на подножке

Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.

Ветряной рукав сделан вращающимся на опорной оси и позволяет наглядно показывать и определять направление, силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности ветряного рукава используются любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку. Направление ветра, например, можно наблюдать по движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев, дополнительных определителей ветра (вертушки, ленточки).

Солнечные часы - прибор для определения времени.

Циферблат, изготовлен из фанеры, находится на подставке строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой деревянную палку.

«Ловец облаков». Применение этого прибора формирует у детей представление о природе образования и разнообразии облаков. Учит сопоставлять полученные и имеющиеся данные методом сравнения, делать краткосрочные прогнозы погоды.

«Ловец облаков» состоит из:

-композитного полотна со смотровым окном и изображением 8 видов облаков (согласно облачному атласу);

-рамка с ручками обеспечивающей вращение полотна ловца.

Для наблюдения за облаками с помощью данного прибора, следует встать лицом к рабочей стороне полотна (к картинкам облаков). Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок облачного неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков», таким образом определяют их вид: кучевые, слоистые, перистые, высококучевые, перисто-слоистые, кучево-дождевые, высокослоистые, слоисто - дождевые.

Познавательный интерес на метеоплощадке возникает в ходе совместной правильно организованной деятельности воспитателя и детей можно выделить следующие этапы:

1. Постановка проблемы (детский вопрос, детские интересы)

2. Установление источников получения информации (наблюдение, опыт, эксперимент, научно-познавательная литература, СМИ, интервью и т. п.)

3. Реализация познания посредством многообразного содержательного общения со взрослыми.

4. Систематизирование и обобщение полученного опыта.

5. Воссоздание освоенного опыта в процессе многообразной детской деятельности : сюжетно-ролевые игры, коллекционирование, создание макетов или моделей, художественно-изобразительная деятельность детей и т. п

Рекомендации.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды рекомендуется посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды».

«Растения - предсказатели» погоды:

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость - облеплены насекомыми.

4. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,

5. Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются - к дождю.

6. Клевер сближает листочки наклоняются - перед ненастьем.

7. Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. - Днем жди дождя.

8. Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми - перед дождем, закрываются - к хорошей погоде.

9. Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат.

10. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

11. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

12. Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут.

Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе»Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе» Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач дошкольного образования, которую диктует современное общество.

Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУКарта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.

Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.

Прогулка по экологической тропе детского сада «Весеннее пробуждение природы. Первоцветы»Прогулка по экологической тропе детского сада «Весеннее пробуждение природы. Первоцветы» Манвелова Мария Прогулка по экологической тропе детского сада. "Весеннее пробуждение природы. Первоцветы. " для детей старшей - подготовительной.

Макет экологической тропыМакет экологической тропы Уважаемые коллеги,я предлагаю оценить макет нашего детского сада. Мы реализуем,в рамках районной инновационной площадки,долгосрочный проект.

Мастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропыМастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропы Паук с паутиной Наступило лето! Большую часть дня мы с ребятами проводим на свежем воздухе. В этом году роспотребнадзор запретил использовать.

Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция»Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция» Экологическая тропа нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" включает в себя много экологических объектов, каждый.

Создание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участкеСоздание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участке Важными качествами ребенка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети интересуются всем новым, неизведанным.

Станции экологической тропы в ДОУСтанции экологической тропы в ДОУ Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.

Станция экологической тропы «Сельское подворье»Станция экологической тропы «Сельское подворье» Станция экологической тропы «Сельское подворье» (фотоотчет) С самых давних времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка экологической тропы детского сада «Метеоплощадка»
Опубликовано: 13 октября 2020 в 11:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД