Нина Кожина
Развитие чувства цвета у старших дошкольников средствами нетрадиционных техник аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие чувства цвета. Исследования различных авторов (по данной проблеме в области нетрадиционной техники аппликации)
Эстетическое воспитание детей решает целый ряд задач эстетического и духовного развития личности. Важное место среди этих задач отводится формированию у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др., художественного вкуса (на основе развития эстетических чувств, художественно- творческих способностей. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего детей мира. Развитие эстетического восприятия начинаются с дошкольного возраста, когда дети проявляют живой интерес ко всему, что видят вокруг.
Публикация «Развитие чувства цвета у старших дошкольников средствами нетрадиционных техник аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений являются цвет. Цвета имеют свойство по – разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и ребенка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа.
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлении. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета о оттенки, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Конечно, сформировать в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развить цветоразличие, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Ян Амос Коменский.
В начале XVII в. Я. А. Коменский впервые рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что в проведении этой работы значительная роль принадлежит изобразительной деятельности. Создавая изображение дети учатся замечать цвета и наслаждаться ими.
Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей. Он рекомендовал давать детям что -нибудь раскрашенное и цветное уже в два - три года, а на четвертом году призывал еще более расширять область цветового зрения, основываясь на том, ". что доставляет удовольствие глазу". Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету.
По мнению Я. А. Коменского, цвет имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может строиться на основе их отношения к данному предмету (ребенку понравился по вкусу ярко - красный, сочный помидор, и на основе этого он положительно относится к красному цвету).
Большое значение Я. А. Коменский уделял формированию чувства цвета в процессе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Он считал, что благодаря художественным образам, ребенок способен лучше воспринимать и подмечать различные цвета и наслаждаться ими.
Взгляды Я. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Особое значение Ф. Фребель предавал качеству изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать те цвета, которые характерны для предметов и явлений природы, окружающих ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.
Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета. По мнению Ф. Фребеля, цвет следует изобразить ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т. д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т. п., и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.
Такое же большое значение воспитанию чувства цвета придавала М. Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.
В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам:
1. Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;
2. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;
3. Распознавание ребенком цвета по называнию;
4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком;
М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств.
Впервые в истории педагогики М. Монтессори были разработаны наглядно-дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное общение ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цвете даже малолетними детьми, которые оказываются в состоянии располагать оттенки по градациям.
В русской педагогической мысли интерес к детскому рисунку возник в 80-е годы XIX столетия, но изучение его продолжается и по настоящее время.
Все научные труды по изучению детского рисования в разной мере, но обязательно касаются восприятия и использования цвета детьми, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.
С позиций искусствоведа, историка, педагога рассматривал цвет в детских работах А. В. Бакушинский, который считал, что чувство цвета у ребенка переживает сложную эволюцию. Сначала ребенок предпочитает использовать основные цвета, затем цветовая палитра усложняется, вводится большое разнообразие цветов. Эволюция идет от раскраски к колориту и тону, от цвета к свету. Но цвет долго остается главным компонентом детского творчества.
Впервые специальному исследованию цвета в дошкольной педагогике была посвящена работа Е. А. Флериной "Изобразительное творчество детей дошкольного возраста" (1965г.). Было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами каждый новый цвет краски воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а тяготеет к их разнообразию. Е. А. Флерина подчеркивала, что педагоги при обучении дошкольников обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветового решения. Ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).
Особое место в теории и практике формирования у детей дошкольного возраста представлений о цвете занимают работы Н. П. Сакулиной. В результате проведения специальных исследований она установила, что цвет имеет большое значение в детском рисовании. Он нередко используется с целью украшения: ведь раскрашенный рисунок делается более живым, радостным, привлекательным. Несоответствие выбранных цветов реальной окраске изображаемых предметов не смущает ребенка. Он не считает для себя обязательным такое соответствие. Это связано с особенностями детского восприятия. При этом отношение малыша к цвету, как к украшению, создает богатые возможности для эстетического воспитания детей.
Цветовые впечатления, которые дети получают из окружающей жизни, должны быть организованы, приведены в известную систему. Только при этом условии дети могут сравнивать предметы по цвету, устанавливать цветовое сходство и различие. Детям также необходимо знать цвета, их названия, их отношения друг к другу и свойства.
Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе самой изобразительной деятельности. Знать отвлеченные цвета детям нужно лишь после того, как у них путем наблюдения окружающего накоплен достаточный опыт цветовых представлений.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знаний о цветах и способах их получения были в дальнейшем более подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию. Работы по сенсорному воспитанию и развитию позволили лучше разобраться в природе развития детского восприятия, его психологии.
А. В. Запорожец полагал, что восприятие свойства предмета (в том числе цвета) строится на основе перцептивных действий, включающих сравнение предметов окружающего мира с сенсорными «мерками» или эталонами, круг которых расширяется в процессе развития.
Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов сделан учеником А. В. Запорожца - Л. А. Венгером, который развил учение о сенсорных эталонах, которые приобретают функции «образцов», «мерок» и помогают зафиксировать особенности объектов при сопоставлении, сличении свойств того или иного предмета на основе данной системы цветов.
В своих исследованиях Э. Г. Пилюгина приводит данные, которые свидетельствуют о возможности выработки у детей первых дней и месяцев жизни тонких дифференцировок предметов разных цветовых тонов и оттенков. Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. В солнечные, ясные дни дети охотнее следят за перемещением зеленых, синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают при перемещении желтые, оранжевые предметы.
Э. Г. Пилюгина считает, что основная задача ознакомления малышей со свойствами предметов - это обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.
Система эталонов включает основные цвета спектра. Она, также как и Л. А. Венгер, не рекомендует знакомить малышей с голубым цветом, так как одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений.
Л. А. Ремезова рекомендовала начинать знакомство с цветовыми эталонами с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах, с усвоения их названий. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и называть эти цвета : выбирают заданный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивают предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о реальных предметах.
Малышей она рекомендует знакомить и с оттенками цветов. На этом этапе детей необходимо учить сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого, синего цветов, отличающихся по светлоте. При этом дети овладевают и сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее) в возрастающей степени: сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу - начинай с самого темного.
В исследованиях Т. Г. Казаковой, показано, что дети дошкольного возраста могут соотносить цвет с характерными явлениями окружающей действительности.
Большую работу по сенсорному воспитанию и формированию чувства цвета у детей провела Т. С. Комарова. Было определено, что малыши не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут весь рисунок нарисовать одним цветом. Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка привлекает в первую очередь форма предмета, но не цвет.
Т. С. Комарова также отмечает, что большое значение при восприятии красоты окружающей действительности имеет не только созерцание цвета, но и практическая деятельность самого ребенка. Педагог в работе с детьми должен идти от наблюдения, прежде чем заниматься изобразительной деятельностью.
Задачи сенсорного воспитания, в том числе развития чувства цвета включены в программное содержание системы занятий, разработанных Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др. Занятия основаны на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.
При направлении внимания детей на цветовое разнообразие предметов и явлений о необходимости передачи этого в аппликации, дети овладевают умением расширять цветовую гамму, используя различные приемы, например высветлять цвета и получать более светлые и насыщенные оттенки. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец радуется цвету, яркой окраски предметов. В возрасте 5 лет дети, как правило, хорошо знают цвета многих окружающих их предметов и явлений природы. Отражает многообразный опыт общения с окружающим миром, проявляет активность в освоении выразительных средств. Цвет становится средством передачи эмоционального отношения к объектам и явлениям действительности. В процессе цветового решения изобразительной задачи отличается повышенная активность детей: через цвет они выражают свое отношение к изображенному, цвет служит средством оценки предметов и персонажей.
Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, занятий, игр и т. д.
Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод, что вопросы формирования у детей чувства цвета широко представлены в истории педагогики, а также в исследованиях по сенсорному воспитанию и в методике обучения изобразительной деятельности. В результате теоретического исследования литературы можно сделать вывод, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений на природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.