Папки-передвижки

Консультация «Развитие детского творчества»

Екатерина Князева
Консультация «Развитие детского творчества»

Развитие детского творчества.

Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей се-годня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятель-ности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развива-ются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эм-патия, способность принимать позицию другого человека, основы его бу-дущей профессии.

Публикация «Консультация „Развитие детского творчества“» размещена в разделах

Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит о педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро разви-вающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уров-ня, к способности её практического освоения.

Феномен обладания детьми способностей ко всем видам художествен-ного творчества основан на доминирующей роли правого полушария мозга. Дети способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему уви-денному и услышанному. Сенсорное восприятие окружающего мира осо-бенно развито у ребенка в раннем его возрасте. Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает ма-лыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем воз-расте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризу-ется возрастной чувствительностью ребенка.

Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимо-действию с людьми в обществе, неадаптированности к условиям современ-ной жизни.

Эстетическая деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания, образного мышления, продук-тивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т. д.

К эстетическим способностям относятся особенности общего мышле-ния и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.

Творчество – процесс освобождения внутренней энергии, которая есть в каждом из нас. Эта энергия – положительная и светлая. Она приносит нам состояние гармонии. Это самое состояние необходимо и ребёнку

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении ини-циативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Толь-ко степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих прояв-ления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в буду-щем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начина-ется уже в раннем возрасте.

Творчество ребёнка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребёнок словно переделывает мир под себя, и помогает сам себе понять и постичь его лучше. Он учится постигать красоту этого мира и научается видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить своим творчеством для того, чтобы мир стал немного лучше и красивей.

Все, чем занимается ребенок в раннем возрасте, он делает творчески : двигается, общается, играет, исследует мир. Но не всегда процесс творче-ства и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки - уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же детские ри-сунки - одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.

Конечно, обучением ребенка лучше заниматься с самого рождения. Но по данным исследований, развитие творческих способностей детей до-школьного возраста является особенно необходимым. Дело в том, что пик творчества у детей припадает на 3, 5 4 года.

С чего начать развитие творческих способностей детей?

Развитие творческих способностей детей начинается с создания наи-лучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.

• В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.

• Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.

• Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязатель-ные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.

• Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.

• Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного мате-риала, ваша цель – развить способности малыша.

Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку

Наш детский творческий опыт формирует многое из того, что мы делаем во взрослой жизни – от работы до семейных отношений. Но если творчество это естественное состояние ребенка, о что же происходит по дороге во взрослую жизнь? Психологическое давление, которое закомплексовывает творческие способности, начинается с раннего возраста. Взрослые могут поощрять или подавлять творческие данные своих детей через занятия в кругу семьи или занятия по программе детского сада.

Психологические исследования выявили главных «убийц» дет-ского творчества :

- наблюдение – постоянное внимание и «нависание» заставляет детей чув-ствовать, что за ними пристально наблюдают во время занятий.

- оценка – дети начинают волноваться о том, как другие оценят то, что они делают. На самом деле, прежде всего, детей должно волновать, насколько довольны они – а не другие люди –своими достижениями.

- соревнование – дети попадают в ситуацию «победитель/проигравший», где только один участник может быть признан лучшим. Однако ребенку нужно позволить двигаться вперед в своем собственном темпе.

- чрезмерный контроль – детям говорят, что и как именно они должны делать. Это дает детям ощущение, что любые поиски и исследования окру-жающего мира это пустая трата времени.

- давление – от детей порой ждут грандиозных результатов. Жесткая сис-тема воспитания может легко вызвать обратную реакцию и отвращение к занятию или предмету.

Изобразительная деятельность. Показатели развития

1 год

- В этом возрасте изобразительная деятельность у ребенка отсутствует, но можно начинать готовить его к ней.

Как тренировать?

- Познакомьте малыша с карандашом и бумагой, покажите, как карандаш оставляет на ней след, и он охотно последует вашему примеру.

1,5 года

- С интересом наблюдает, как на бумаге появляются линии от карандаша или фломастера.

- Подражая взрослым, пытается рисовать.

Как тренировать?

- Нарисуйте на глазах у малыша знакомый ему предмет: мячик, яблоко, просто цветные линии. Увидите, сколько радости это ему доставит.

- Попробуйте научить его держать карандаш в руке, проводить прямые и замкнутые линии. Хорошо, если он поймет: получившиеся линии - результат его собственных усилий.

- Возьмите по два листа бумаги и карандаши - для себя и для малыша. На своем листе начертите 2-3 вертикальные линии и предложите ему сделать то же самое на его листе. Получится - попробуйте нарисовать круг. Можно сначала провести очертания круга в воздухе рукой малыша, потом - паль-цем на бумаге и лишь затем - карандашом.

1,5 - 2 года

- Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, из-под его руки выходят размашистые каракули. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества.

- Малышу нравится мять в руках пластилин или тесто для лепки, но по на-значению он пока их не использует.

Как тренировать?

- Обеспечьте малыша принадлежностями для художественного творчества : листами ватмана и бумагой меньшего формата, пальчиковыми и акварель-ными красками или гуашью, карандашами, восковыми мелками и т. п.

- Дайте ребенку возможность экспериментировать с тестом, пластилином и другими материалами.

- Поощряйте его попытки работать с мелками, красками, глиной.

2 - 2,5 года

- Малыш с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисо-вать что-нибудь конкретное. Если вы спросите его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, если вы о том же рисунке станете расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.

- Ребенок продолжает рисовать руками и пальцами, но вы можете предло-жить ему и кисточку.

- Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки.

- В этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один ка-кой-нибудь цвет.

2,5 - 3 года

- Ребенок может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат.

- Начинает выбирать цвета.

- Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное ме-сто.

3 - 3,5 года

- В рисунках, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами.

- В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисо-ванное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д.

- Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, ма-лыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Не старайтесь поправлять его - сейчас гораздо важнее, что он включает эти части в рисунок, чем то, как он их располагает.

- Может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.

Как тренировать?

- Давайте малышу новые материалы и инструменты для лепки и рисования.

- Покажите новые способы работы с материалом. Например, можно пред-ложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рель-ефных поверхностей с помощью пластилина.

Зачем вообще нужно рисовать?

Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художни-ком, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная дея-тельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кис-точкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.

Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок разви-вает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную ко-ординацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих дос-тижениях.

Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может пере-дать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, от-рицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ре-бенка.

Помните, что если в вашем ребёнке появились зачатки творчества – вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окра-шенный яркими красками творчества.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чувашское декоративно-прикладное искусство, развитие детского творчества»Фотоотчет «Чувашское декоративно-прикладное искусство, развитие детского творчества» Чувашские рубахи. - учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида одежды. - раскрашивать одним цветом на другой..

Консультация для родителей «Развитие художественного творчества детей в семье» "Развитие художественного творчества детей в семье" Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду,.

Консультация для родителей «Развитие детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования» Консультация на тему: «Развития детского изобразительного творчества через нетрадиционные техники рисования» Рисование необычными материалами.

Консультация для родителей «Развитие творчества у детей» (1 часть) Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются.

Консультация для родителей «Развитие творчества у детей» (часть 2) Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному. Вашему вниманию предлагаются.

Презентация. Консультация для родителей «Развитие творчества детей» Слайд 1 «Развитие творчества детей» Детский сад № 63 «Зеленый огонек» Воспитатель Ломакина Илона Евгеньевна г. Петропавловск-Камчатский,.

Рабочая программа «Развитие детского художественного творчества и моторики рук у детей дошкольного возраста» Цель программы: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов,.

Развитие детского творчества в старшем дошкольном возрасте средствами нетрадиционных техник рисования Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества» Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества». Цель семинара: 1. Расширять.

Консультация «Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ» .Приложение 49 Сообщение на тему «Развитие речевого творчества и интеллектуальных способностей воспитанников в педагогическом процессе ДОУ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие детского творчества»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 09:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД