Елена Лукьяненко
Развитие детской инициативы посредством организации самоуправления и КТД
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь!
(Китайская мудрость)
Школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы обучающиеся во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. В законе «Об образовании» слово «воспитание стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед школой.
Публикация «Развитие детской инициативы посредством организации самоуправления и КТД» размещена в разделах
Проблемы воспитания инициативности обусловлены тем, что в современном обществе очень мало активных и инициативных людей. Психологи обращают внимание на такой факт: обострившаяся социально-экономическая ситуация выявила немало людей «с синдромом индивидуальной беспомощности». Это люди, ожидающие помощь извне, неспособные проявить активность в новой ситуации, обреченные на неудачу и ориентированные на неё.
Для того чтобы инициативных людей стало больше, качество инициативность нужно начинать воспитывать как можно раньше. Благоприятным для этого процесса является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности. Этот период ребенка выделяют такими возрастными особенностями, как подражательность, интерес, активность и воля.
Поскольку у младшего школьника есть такая черта, как подражательность, то родителям и нам, учителям, нужно на собственном примере показывать, как проявлять инициативность, и ребенок будет стараться подражать нам, тем самым развивая в себе это качество.
Детям младшего школьного возраста так же присущ познавательный интерес. Им интересно узнать что-то новое и попробовать это сделать самим. Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она – точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
По мнению С. Соловейчика, социальная природа ребенка двойственна: он – самоценная личность, он и частица коллектива, народа, общества. Оттого и в воспитании должны быть две линии, условно называемые «ребенок» и «коллектив»; линия гуманизма (Сухомлинский - Амонашвили) и линия коллективизма (Макаренко - Иванов).
Эти линии не пересекаются, а совпадают всеми точками, они одно — и в то же время разное. Они поддерживают одна другую, они противоборствуют, потому что гуманизм принимает ребенка таким, какой он есть, а коллективизм толкает его к развитию, открывает поле для развития, вызывает желание стать лучше.
Важным средством развития инициативности является распределение между учащимися различных общественных обязанностей (самоуправление).
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Ученическое самоуправление основано на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Самостоятельность и инициативность учащихся в этих видах деятельности должна проходить под наблюдением и при руководстве со стороны преподавателя. Для этого необходимо: наблюдать за воспитанниками при исполнении ими порученных им обязанностей, проверять их действия, внося необходимые поправки в их деятельность не для того, конечно, чтобы сделать что-либо за них, а, наоборот, для того, чтобы обеспечить полное и плодотворное выявление их инициативности; обнадёживать и поддерживать воспитанников в трудных ситуациях.
Современные дети, могут быть шумными и озорными, добрыми и любознательными. Вполне вероятно, что этот мир они воспринимают не так как мы и это естественно. Задача школы состоит в том, чтобы помочь им стать хорошими, образованными, социально активными людьми.
Воспитание инициативности осуществляется в школьном коллективе, и при этом используются такие средства, как коллективная творческая деятельность (КТД). Во-первых, это дело, совокупность определенных действий на общую пользу и радость. Во-вторых, творческое, что само по себе уже подразумевает проявление инициативности. На каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.
КТД – это социальное творчество, направленное на служение людям, родине, это творчество самостроительства личности. Мотивом деятельности детей является их самоутверждение, самовыражение, самореализация.
В нашей школе было решено организовать сбор использованных одноразовых стаканчиков. Перед тем как приступить к практической части, было проведено агитационное мероприятие «Стаканчику - вторую жизнь!», на котором детям объяснили цель и задачи проекта.
В течение четырёх месяцев ученики школы собирали одноразовые стаканчики в отдельные контейнеры. Ежедневно «Летучий отряд -эколят» вёл учёт накопившегося пластика. В хозяйственном сарае школы с разрешения администрации мы устроили накопитель пластикового мусора. Еженедельно партнёры проекта вывозили весь мусор в цех переработки.
В проект включились учителя и родители учеников, стали сдавать весь пластиковый мусор, накопившийся дома: пластиковые бутылки, ёмкости молочной продукции, флаконы, банки, пакеты бытовой химии. В результате было собрано и сдано 100кг пластика.
Весь пластик был переработан и классы, которые приняли участие в акции, получили призы в виде санок-ледянок и грамоты.
Но только ли деньгами и призами измеряется польза от подобной акции? Каждый ученик нашей школы теперь знает, что опуская в специальный контейнер пластиковую бутылку из-под напитка или шампуня, он сберегает нефть и газ, которые пришлось бы потратить на производство новой бутылки. Тем самым сохраняет природу, поскольку переработка вторичных полимеров
(рециклинг) почти не причиняет ущерба окружающей среде.
Совместные дела, крепкая дружба, посильный вклад в сохранение окружающей среды в чистоте, социальная инициатива, самостоятельное включение в жизнь нашего общества – вот качественный результат нашей работы.
Э. Эриксон указывает, что инициативность дает потенциальные возможности человеку трудиться продуктивно, способность принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед. А детям необходимо давать возможность проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Поддерживать их постоянное выдвижение своего „я“, огромную фантазию и воображение, т. е инстинкт детского творчества.
Организация самоуправления и КТД эффективно работают только при определенных обстоятельствах: включение в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций в жизни класса; увлеченности педагога; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему в городе, в стране, в мире.
Если мы хотим, чтобы наши дети были инициативны, активно включались в жизнь общества нам, педагогам, надо предоставлять им такие возможности и ситуации, в которых они бы научились взаимодействовать с другими, научились высказывать свое мнение и не боялись услышать критику в свой адрес, активно участвовали бы в жизни социума. Этому способствует организация самоуправления и коллективных творческих дел в классном коллективе.