Папки-передвижки

Развитие диалогической речи у детей

Галина Шахватова
Развитие диалогической речи у детей

1. Я представлю вашему вниманию материалы работы по формированию диалогической речи у дошкольников младшего возраста. Диалог – первичная по происхождению сложная форма социального взаимодействия, естественная среда для развития личности ребёнка, состоящая из цепи последовательных речевых реакций, реплик. Эта важнейшая деятельность, сопровождающая человека практически с самого рождения.

Публикация «Развитие диалогической речи у детей» размещена в разделах

2. Вопросы развития диалогической речи у детей изучались с разных точек зрения рядом учёных, таких как: Д. Б. Эльконин, А. М. Леушина, М. М. Бахтин, Л. П. Якубинский и другие. Наиболее близким для меня является мнение М. М. Бахтина, который назвал «диалогические отношения универсальным явлением, пронизывающим всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни».

3. Наблюдения показали, что у детей 2-5 лет выраженная потребность в самопрезентации, но вместе с тем имеются большие трудности в общении, основные из которых представлены на слайде. Особенно это касается дошкольников с речевыми нарушениями. Таким образом, проблема формирования диалогической речи остаётся одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как это во-первых: развитие коммуникативной функции речи, что само по себе является необходимым условием для успешной социализации, а во-вторых: диалог можно рассматривать не только как цель, но и как средство практического овладения языком.

4. Работа по формированию навыков диалога начинается с началом посещения детьми детского сада. На каждом этапе к детям предъявляются соответствующие требования: начиная от простого - задачи понимания речи окружающих и использования собственной активной речи как средства общения и заканчивая возможностью возникновения спонтанного диалога по инициативе ребёнка без руководства со стороны взрослого. Но первоначально важнее всего установить контакт, вызвать интерес к совместной деятельности, добиться продуктивного взаимодействия.

5. В ходе работы обнаружилось, что практически всем ребятам необходимо в той или оной степени обеспечить привлечение и удержание внимания к данной деятельности, а также обеспечение их эмоционального комфорта. Для этих целей нами использовались следующие методы:

-сюрпризные моменты в виде звучащих и движущихся игрушек

-слуховые и зрительные эффекты (собственно музыка, а также звуки звучащих предметов и музыкальных игрушек, пение, шёпот; свет фонарика, светящаяся волшебная палочка и тп.)

-событийность (выполнение различных действий на глазах детей и их оречевление)

-использование элементов костюма, как у детей, так и взрослых

6. В процессе усвоения диалогического общения дети естественно нуждаются в постоянном руководстве взрослых. Которое, прежде всего, выражается в создании определённых условий, то есть материальной и нематериальной среды.

К нематериальной среде относится создание специальных ситуаций для формирования диалогической речи в повседневной жизни, в Непосредственно Образовательной и Совместной Деятельности.

Материальная среда в нашей группе представлена доступными для детей предметами ряжения, дидактическими настольными играми и образными игрушками, масками-шапочками и нагрудниками для инсценировок и т. д. Этими предметами наполнен не только уголок театрализованной деятельности (театрально-речевой центр, но и другие уголки группы. Всё перечисленное активно используется нами в организованной деятельности с детьми, а также мы всячески способствуем тому, чтобы дети активно пользовались представленными материалами по собственной инициативе во время свободных игр. При этом осуществляем косвенное руководство, направляя деятельность детей в нужное русло.

7. Работа по формированию диалогической речи у детей нашей группы проводится последовательно и целенаправленно, в течение трёх лет. Так как именно последовательность и целенаправленность любой деятельности является необходимым условием для достижения её положительных результатов. Соответственно для обеспечения непрерывности процесса обучения мной, при активном участии воспитателей был разработан перспективный план, часть которого вы видите на слайде. Вашему вниманию представлен план работы с детьми 2-й младшей группы на октябрь…

8. … и план работы в средней группе на сентябрь, с учётом изучаемых в этот период тем. В рамках каждой темы запланированы различные игры и упражнения по принципу «от простого к сложному».

9. Такая форма построения работы, на наш взгляд, наиболее эффективна, так как позволяет детям постепенно овладевать навыками диалогического общения. При организации работы мы прибегали к следующим приёмам, представленным на экране.

10. В начале обучения, особое внимание уделяли пониманию речи, для решения этой задачи использовали игры типа: «Где же наши детки?», «Кто у нас хороший?» и т. д. А так же часто использовали метод беседы при рассмотрении игрушек, чтение художественной литературы, а также заучивание коротких фольклорных диалогов типа «Гуси-гуси», «Курочка-рябушечка», «Киска» с детьми, речевые возможности которых это позволяли. В итоге удалось увеличить у детей активный словарь, вызвать простую фразу. Значительно повысилась речевая активность, которая побуждала к общению с окружающими.

11. Учитывая, что игра является наиболее доступной живой формой диалога для детей, наряду с диалогами вокруг интересных живых предметов, проводили игры «Светофор», «Телефон» и тп. не только в Совместной Деятельности, но и в ходе проведения Непосредственно Образовательной Деятельности. В свои занятия я так же включала и элементы игр-драмматизаций, что способствовало совершенствованию эмоциональности и выразительности речи детей, обогащению их словаря, активизации речевой деятельности в целом.

12. Обучая диалогу, мы ставили перед собой цель приучать детей охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, уделяя большое внимание качеству ответов детей. Постепенно приучали детей к правилам участия в коллективных беседах, когда обмениваться репликами нужно по - очереди, отвечать на вопросы, когда спрашивают; внимательно слушать ответы товарищей. Всё это, безусловно, окажется очень полезным позднее при обучении в школе. Вся проделанная работа позволила перейти к этапу обучения детей умению формулировать и задавать вопросы, заучиванию коротких стихотворных диалогов типа «Волк и лиса», «Разговор лягушек».

13. Особое внимание уделялось умению отвечать на один и тот же вопрос по-разному; формулировать и задавать вопросы, не выходя за рамки темы обсуждения. Для этой цели использовали упражнения и игры типа «Скажи по-другому», «Магазин», а так же беседы по картине. Всячески способствовали переносу полученных детьми в ходе специального обучения умений в самостоятельную деятельность. Важно научить детей сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого собеседника (или нескольких собеседников); не копировать образец взрослого, а составлять своё связное высказывание по теме диалога.

14. К средней группе у большинства детей нашей группы удалось сформировать достаточные навыки и расширить словарь по всем направлениям. Соответственно в работе по формированию диалогической речи появились новые задачи:

-умение поддерживать беседу о вещах, не находящихся в поле зрения, прочитанных книгах, просмотренных передачах

-общение в специально подготовленных проблемных ситуациях и играх типа «Автобус», «Магазин», «Спроси меня», «Что я загадала?»

Таким образом, произошёл переход от специально подготовленного диалога из мира вещей к спонтанному диалогу в мире образов и слов и с помощью слов.

Особое место выделяем диалогам, возникающим по инициативе самих детей. Всячески побуждаем их к развёртыванию диалога, стараемся поддержать интерес детей к общению.

15. Кроме этого плотнее стали работать над:

-воспитанием выразительности речи

-развитием мимики и жестов

-умением изменять тембр голоса

В качестве наглядной демонстрации предлагаю видеоролик с рифмованным диалогом С. Я. Маршака «Волк и лиса», исполняемый детьми нашей группы.

16. В своей работе мы использовали следующие виды диалогов :

-неподготовленный диалог

-рифмованные и нерифмованные самостоятельные диалоги известных авторов

-диалоги, как часть текста художественного произведения

-ролевой диалог в рамках сюжетной игры

-подвижные игры-диалоги («Коршун», «Где были, что видели», «Зайки», «Гуси-лебеди»)

-дидактические игры с включением диалога, типа «Лото»

-музыкальные игры-диалоги («Здравствуй, Осень», «Лиса и синички»)

17. В итоге целенаправленной работы у детей были сформированы необходимые жизненные компетенции. Дети усвоили понятие «очерёдности», научились делать выводы. В ходе предварительной работы у них значительно расширился кругозор и активизировался словарь. Дети научились слушать и понимать друг друга, правильно и точно формулировать собственное высказывание, овладели навыком планирования диалога. Новый уровень речевых возможностей стал стимулом к самостоятельной инициации общения со взрослыми и сверстниками.

Что однозначно расценивается нами как положительная динамика.

На этом работа по формированию диалогической речи у детей не заканчивается, она будет продолжаться нами в старшем возрасте, преобразовавшись в работу по развитию и совершенствованию сформированных ранее навыков.

18. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Психологическая природа связной речи Статья: «Психологическая природа связной речи». Развитие речи становиться всё актуальной проблемной в нашем обществе. Снижающий уровень.

Автор публикации:
Развитие диалогической речи у детей
Опубликовано: 28 мая 2014 в 19:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД