Павловой Татьяны Игоревны
Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Что же представляет собой фонетико-фонематическое недоразвитие?
Публикация «Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука —рука, ковова —корова и т. д. В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т. е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим —до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т. е. звуков. Это умение представляет собой навыки: узнавания; сравнения; повторения элементов, из которых состоят слова.
Фонематический слух - основа для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
—недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
—недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
—глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий.
Например:•выделить определенный звук из ряда других звуков; •повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д. ; •определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове.
Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок; •самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком; •назвать ряд слов, содержащих определенный звук.
Специфические ошибки:
замены согласных букв («зелезо»—железо, «лека»—река и т. д.); пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.); перестановка букв и слогов («кошолатка»—шоколадка, «петерь»—теперь, «логова»—голова, «моколо»—молоко и т. д.); замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е—и (сел—«сил», о—у (пол—«пул»); вставка лишних букв («пошала»—пошла)
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия.
Начальное, а потому самое важное звено в коррекционной работе над ФФНР – развитие фонематического слуха. Принято выделять пять основных этапов данной работы. В каждом этапе есть свои игры и упражнения. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру. Приведём примеры некоторых игр и упражнений каждого этапа, в которые Вы можете играть со своим ребёнком.
I этап работы
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д. Игра «Что звучало?»
II этап работы
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Игра «Узнай по голосу», «Эхо», «Скажи, как я»
III этап работы
На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
Начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным. Игра «Исправь ошибку», Игра «Светофорчик»
IV этап работы
На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. Игра «Повторюшки»
V этап работы
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Игра «Поймай звук». «Отгадай, кто это?»
. VI этап работы
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать звуки, выполняя упражнения.